Онисифор, митрополит Киевский и всея Руси (Петрович-Девочка)
Происходил из галицких дворян.
В 1579 году наречен в митрополита Киевского.
27 февраля 1583 года была совершена его хиротония.
Достоверных биографических сведений о нем до его вступления в управление митрополией не сохранилось. Предполагают, что до возведения в сан митрополита он не был духовным лицом, а был назначен на высшую церковную должность прямо из светских людей. Однако по грамоте короля Сигизмунда Августа управлял Лаврашским монастырем, который потом удерживал за собою все время пребывания на митрополичьем престоле. В 1579 году король пожаловал митрополиту Онисифору Виленский Троицкий монастырь в пожизненное владение. В мае 1584 года Троицкий монастырь был передан под опеку православных членов виленской городской рады. В 1587 году митрополит Онисифор дал благословение «братство церковное имети» при церкви Святой Троицы, разрешил напечатать устав братства и учредить при братстве школу.
В период управления Киевской митрополией митрополитом Онисифором борьба между латинянами и православными обнаружилась в таком виде, в каком не обнаруживалась доселе. Латиняне захватывали православные церкви и монастыри, устраивали школы для воспитания западнорусского юношества в духе католицизма, печатали книги, произносили проповеди в антиправославном католическом духе. Православные начали противодействовать латинянам не одним терпением, не одними протестами пред властями, но и тем же оружием, которое употребляли сами латиняне: их школам противопоставляли свои школы, их братствам – свои братства, их сочинениям – свои сочинения, их посягательствам и притеснениям в спорах о календаре – свои посягательства и притеснения, где могли. Однако во всей этой борьбе, касавшейся непосредственно веры и Церкви, они не находили себе активной поддержки у митрополита Онисифора, который стремился лишь к упрочению влияния и власти высшего духовенства. В результате на митрополита поступали жалобы. В 1585 году жаловались галицко-львовские дворяне. Члены Львовского братства в своем объявлении говорили: «В духовном сословии умножились беспорядки при худом пастырстве Киевского и Галицкого митрополита Онисифора Девочки, двоеженца и человека веры сомнительной. Он дозволил епископам быть двоеженцам, а иным епископам жить с женами, несмотря на монашеские обеты». Онисифор даже вступал в открытые тяжбы с прихожанами. Однако, надо сказать, не всегда вопрос решался в его пользу.
Вести о нестроениях в западнорусской Церкви не раз доходили до Вселенского патриарха. До 1588 года ни один из Цареградских патриархов не посетил Русской Церкви, хотя под властию их она находилась уже ровно шесть столетий. Патриарх Иеремия II первый решился отправиться в Москву и избрал путь чрез Польшу и Литву. 3 июня 1588 года патриарх прибыл в Вильну. Члены Виленского Троицкого братства представили первосвятителю свой печатный устав. Иеремия одобрил устав и укрепил своей печатью. Дал братству благословенную грамоту и дозволил ему иметь братскую школу греческого, латинского и русского языка, равно и друкарню для печатания книг.
В 1589 году на обратном пути из Москвы Константинопольский патриарх Иеремия испросил себе у польского короля Сигизмунда III дозволение обозреть находящуюся в его владениях православную митрополию и совершать в ней духовною властию все, что окажется нужным. Через восемь дней, когда Иеремия прибыл в Вильну, король написал универсал ко всем властям и жителям королевства, чтобы никто не препятствовал патриарху совершать свое дело. 21 июля 1589 года патриарх издал окружную грамоту, в которой повелел низложить священников и епископов двоеженцев. Митрополит Онисифор был также женат два раза и возведен на митрополию против канонов. Теперь и ему нельзя было оставаться на митрополии, и он был низложен патриаршим декретом, под которым подписались литовские епископы.
Однако в официальных бумагах говорилось, что Онисифор оставил митрополию «по своей доброй воле в облегчение своей старости и болезни».
После прекращения архипастырской деятельности Онисифор жил в Виленском Троицком монастыре и до 1592 года управлял Лаврашским монастырем.
Литература:
Малышевский И. И. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Русской Церкви. – Киев, 1872. – Т. 2. прилож. 3. – С. 98.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 9. – С. 403–462.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 4.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1402.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 412.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 14.
Материалы для истории Православной Церкви в западной Руси // Вестник Западной России. – Вильна, 1862–1872. – Т. 1. № 3. – С. 84–92.
Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 15 т. – СПб., 1863–1892. – Т. 1, № 200.
Исторический вестник. – СПб., 1894, июль. – С. 9–10.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 12. – С. 266–267.
Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. – Минск. 2000. – С. 157–158.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 5. – С. 225, 226, 242–244, 252, 254–256, 295, 359, 404, 407, 409.