Источник

Нил, архиепископ Ярославский и Ростовский (Исакович Николай Федорович)

Родился в 1799 году в городе Могилеве в семье священника.

Первоначально обучался в Могилевской духовной семинарии.

В 1821 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

22 августа 1825 года, по окончании курса духовной академии, пострижен в монашество; 27 августа рукоположен во иеродиакона; 29 августа – во иеромонаха, а 5 сентября того же года назначен инспектором Черниговской духовной семинарии.

С 8 мая 1828 года – бакалавр и инспектор Киевской духовной академии.

2 сентября 1830 года назначен ректором Ярославской духовной семинарии, а 12 октября возведен в сан архимандрита.

8 декабря 1835 года хиротонисан во епископа Вятского и Слободского.

23 апреля 1838 года переведен епископом Иркутским, Нерчинским и Якутским.

13 апреля 1840 года возведен в сан архиепископа.

С 24 декабря 1853 года – архиепископ Ярославский и Ростовский.

Скончался 21 июня 1874 года.

Во время ремонтных работ в Иркутском Богоявленском соборе архиепископом Нилом были открыты и свидетельствованы нетленными мощи святого Софрония Иркутского († 1771; память 30 марта/12 апреля и 30 июня/13 июля).

Преосвященный Нил – замечательный деятель-миссионер. Уже в годы ректорства в центре его богословских и церковно-практических интересов стоит проблема преодоления раскола старообрядчества и христианской проповеди среди языческих народностей России.

С возведением в архиерейский сан стоявшие перед ним проблемы начали решаться. За два года архипастырского служения в Вятской епархии им возвращено в лоно Православной Церкви свыше 6 тысяч старообрядцев, а всего за период своей миссионерской деятельности он обратил в Православие до 40 тысяч человек.

С назначением на Иркутскую кафедру миссионерская деятельность святителя достигла еще больших размеров, чем в Вятке. Иркутская епархия охватывала почти всю Сибирь, Дальний Восток. Якутию, Камчатку и Алеутские острова. Этот огромный край населен чукчами, камчадалами, нанайцами, коряками, якутами, бурят-монголами и другими народностями, большая часть которых в то время совершенно не имела письменности. Церковная жизнь русского населения в этой отдаленной окраине страдала от недостатка храмов и священнослужителей.

Преосвященный Нил начал с улучшения постановки учебного дела в местной духовной семинарии, потом вызвал многих образованных священников из центральных епархий и наиболее способных из них поставил начальниками вновь организованных миссионерских станов. Одновременно он энергично взялся за дело храмостроительства. За 15 лет им было сооружено более 70 церквей, в том числе в тундре Якутии и в северо-западной части Камчатки.

Высокую оценку заслуживает и его деятельность в деле обращения старообрядцев. В основных очагах старообрядчества он создавал православные приходы.

Среди языческих народностей края больше всего внимания он уделил бурят-монголам. Он сам занялся изучением ламаизма, образа жизни и языка бурят и побуждал к тому своих наиболее способных сотрудников. Кроме того, он принимал непосредственное участие в подготовке священнослужителей из среды самих бурят. На Китайской границе, близ Кяхты, трудами архиепископа Нила возник Чикайский скит, а в южном предгорье Саянского хребта (в центре бурятских поселений) в 1851 году была создана и приступила к миссионерской работе Нило-Столобенская пустынь.

Изучив местные диалекты, преосвященный Нил вместе с несколькими сотрудниками приступил к переводам священных и богослужебных книг. Несмотря на огромные трудности предпринятого дела, к 1854 году были выпущены в свет переводы на монгольский язык Евангелия (частично), Служебника, Часослова, чинопоследований литургии, вечерни, утрени, крещения, обручения, венчания, водоосвящения и молитв ко святому причащению.

Переводческую и редакторскую деятельность архиепископ Нил продолжал и после перевода его на Ярославскую кафедру. Уже после отъезда из Иркутска преосвященный Нил закончил большой труд «О буддизме». Трудолюбивый владыка и в Ярославле главное внимание сосредоточил на подвиге миссионерства. Здесь он много потрудился над возвращением в лоно Православной Церкви раскольников-старообрядцев.

Санкт-Петербургский университет высоко ценил научные заслуги архиепископа Нила, избрав его своим почетным членом. Этому университету он завещал свою редкую по объему и ценности минералогическую коллекцию.

За несколько лет до кончины преосвященный Нил приготовил себе гроб и могилу и вчерне устроил над ней храм при Ярославском архиерейском доме (в бывшем Спасском монастыре) с правой стороны при церкви Печерской Богоматери.

Труды:

Путевые записки о путешествии по Сибири: в 2 ч.– Ярославль, 1874. См. также: Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1863–1894; 1891, август-сентябрь. – С. 383–385.

Замечания на перевод Евангелия от Матфея на монгольский язык в 1867 г. (рукопись Синодального архива № 2129).

Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири. – СПб., 1858.

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом с присовокуплением жития святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев. – 2-е изд. – Ярославль, 1869.

Летопись Иркутской Крестовоздвиженской церкви 1717–1771 // Иркутские епархиальные ведомости. – 1875.

Собрание слов и проповедей. – Ярославль, 1860.

Литература:

Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – 2-е изд. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902. – Вып. 7. – С. 191, прим.

Бочаров Н. Две могилы в Покровском миссионерском монастыре. – М., 1889. – С. 138, 140, 234, прим.

Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 315, 316.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1401, 1418.

Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 287.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 229.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 335, 556, 801.

Лесков Н. С. Собрание сочинений: в 11 т. – М., Гослитиздат. 1956–1958. – Т. 5. – С. 552–573; т. 6. – С. 89.

Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 625.

Обозрение епархии преосвященным Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским. – Ярославль, 1881. – С. 76.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 287.

Православный собеседник. – Казань, 1898, февраль. – С. 191.

–»– 1904, июль-август. – С. 231.

–»– 1905, июль-август. – С. 13; ноябрь. – С. 528.

–»– 1908, июль-август. – С. 231.

–»– 1910, январь. – С. 115.

–»– 1911, март. – С. 337–341.

Церковные ведомости. – СПб., 1918, № 19–20. – С. 110–111.

Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1891, № 16–17. – С. 542–543.

–»– 1892, № 17. – С. 269.

Труды Киевской духовной академии. – 1872, ноябрь. – С. 46.

–»– 1873, август. – С. 337.

Шабатин И. Архиепископ Нил (Исакович) // Журнал Московской Патриархии. – М., 1954, № 8. – С. 15–17.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912. – Т. 10. – С. 63–73.

Душеполезное чтение. – М., 1891. – Ч. 1. – С.613–618.

Православный благовестник. – М., 1915, № 2. – С. 105; № 5. – С. 168–169.

Ярославские епархиальные ведомости. – 1868, № 2. – С. 29; № 14. – С. 306.

Самарские епархиальные ведомости. – 1874, № 2. – С. 29; № 14. – С. 306; № 16. – С. 337.

Христианское чтение. – СПб., 1874, июль. – С. 560–566; август-сентябрь. – С. 884–887.

–»– 1870, февраль. – С. 149.

–»– 1872, апрель. – С. 157.

Православное обозрение. – М., 1863, март. – С. 173.

–»– 1870, сентябрь. – С. 310.

–»– 1871, январь. – С. 62.

–»– 1874, январь-декабрь. – С. 62.

Исторический вестник. – СПб., 1894, октябрь. – С. 244.

–»– 1896, апрель. – С. 175.

Русский архив. – М., 1899. – Кн. 3, № 11. – С. 366–370; № 12. – С. 549.

–»– 1900. – Кн. 1, № 1. – С. 102.

–»– 1901. – Кн. 1. – С. 41–44.

–»– 1903. – Кн. 1. № 3. – С. 423; кн. 2, № 7. – С. 464.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 3. – С. 1182; т. 5. – С. 1030.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 593; т. 2. – С. 1668, 2404.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 24.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 21 (кн. 41). – С. 150.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах. / Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7

Комментарии для сайта Cackle