Источник

Никон, патриарх Московский и всея Руси

Родился в 1605 году в селе Вельдеманово Нижегородского уезда в семье мордовского крестьянина Мины. Наречен в святом крещении Никитою, по имени преподобного Никиты Переяславского, чудотворца. Рано лишившись матери, он много терпел в детстве от злой мачехи.

Первоначально обучался у своего приходского священника.

Двенадцати лет ушел в Макариев Желтоводский монастырь.

В 1624 или 1625 году, по совету родственников, вернулся, женился и нашел себе причетническое место в каком-то селе, где вскоре принял сан священника.

Около 1626 года московские купцы, узнавшие о достоинствах молодого священника, уговорили его перейти на священническое место в Москву.

Десять лет прожил Никита в супружестве, имел трех детей, но, лишившись их одного за другим, уговорил жену свою поселиться в Московском Алексеевском монастыре.

В 1635 году жена приняла постриг в Московском Алексеевском монастыре, а сам он удалился на Белоозеро в Анзерский скит (на осторове Анзерском, в двадцати верстах от Соловецкого монастыря) и был пострижен с именем Никон от самого основателя скита преподобного Елеазара († 1656; память 13/26 января).

В 1642 или 1643 году перешел в Кожеозерскую пустынь, где вскоре был избран настоятелем.

В 1646 году игумен Никон отправился в Москву для сбора подаяний. Представлялся высшему духовенству и царю Алексею Михайловичу, на которого произвел сильное впечатление величавой внешностью, благочестием, умом, прямотой и знанием жизни церковной и народной. Царь пожелал иметь кожеозерского игумена настоятелем своей царской обители, и патриарх Иосиф († 1652) тогда же, в 1646 году, произвел Никона в архимандрита Московского Новоспасского монастыря.

11 марта 1649 года архимандрит Никон возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого.

В 1652 году участвовал в перенесении мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси († 1569; память 9/22 января, 3/16 июля), из Соловецкого монастыря в Москву. Перед мощами святителя Филиппа, по желанию царя, митрополит Никон дал согласие на принятие патриаршества.

25 июля 1652 года митрополит Никон торжественно возведен в сан патриарха Московского и всея Руси митрополитом Казанским Корнилием († 1656) и другими архиереями в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии самого государя.

С весны 1653 года патриарх Никон при поддержке царя начал проведение в жизнь задуманных им церковных реформ.

В 1654 году созвал Собор, признавший необходимость исправления церковных книг.

В 1656 году вторично созвал Собор с участием патриархов Антиохийского Макария и Сербского Гавриила. Этот Собор одобрил новоисправленные книги и постановил ввести их по всем церквам, а старые книги сжечь.

10 июля 1658 года всенародно отрекся от патриаршей власти и удалился в основанный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

В 1660 году на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить патриарха Никона чести архиерейства и даже священства. Дело патриарха Никона было передано на суд Вселенских патриархов.

12 декабря 1666 года на Соборе в Москве осужден, лишен сана и простым монахом заточен в Ферапонтов Белозерский монастырь.

В 1676 году переведен в Кирилло-Белозерский монастырь.

В 1681 году после многочисленных прошений получил разрешение от царя поселиться в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, но не доехал до места и скончался около Ярославля в дороге 17 августа 1681 года.

Разрешительные грамоты патриархов не застали его в живых.

Погребен по чину патриаршему в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, в приготовленной им самим могиле под «Голгофой».

Патриарх Никон – великая (хотя и не всегда безупречная) личность в истории Русской Церкви. Человек с блестящим умом, с необыкновенной энергией духа, с неутомимой деятельностью, непоколебимой твердостью характера, замечательным даром слова, в то же время был суров до излишества, взыскателен, горд, высокомерен и чрезмерно властителен.

Все время своего недолгого патриаршества Никон посвятил трудам и заботам по исправлению богослужебных книг, согласованию обрядов Русской Церкви с обрядностью Греческой.

К числу принятых патриархом Никоном мер для порядка в церковном мире, кроме исправления богослужебных книг, следует отнести и увеличение епархий, построение новых церквей ввиду недостаточного числа прежних, устройство новых монастырей и главное – улучшение нравственности среди духовенства, которое представляло иногда поразительные примеры распущенности. Патриарх Никон не знал снисхождения к дурным служителям Церкви, наказывал их строго, обращался с ними даже жестоко, что восстанавливало против него духовенство.

Еще будучи архимандритом Новоспасского монастыря, Никон стал близким другом царя Алексея Михайловича и пользовался громадным влиянием на него. Каждую пятницу он проводил во дворце. Вместе с царем они рассматривали прошения вдов, сирот и других несчастных, а по возвращении от царя архимандрит Никон объявлял царские милости. Поставленный митрополитом в Новгород, он получил право наблюдать за всем управлением и по своему усмотрению освобождать узников из темниц.

Преосвященный Никон в Новгороде, как впоследствии и в Москве, впервые ввел партесное пение на основе древних напевов, запретил многогласие, т. е. одновременное чтение и пение в разных частях храма различных моментов богослужения, устроил типографию и четыре богадельни, кормил на своем дворе бедных во время голода. Однажды возмутившиеся новгородцы хотели убить наместника князя Хилкова. Митрополит Никон скрыл его в своих палатах и, выйдя к народу, бесстрашно начал увещевать возмутившихся. Его избили до полусмерти. Поднявшись при помощи своих приближенных, митрополит Никон отслужил литургию в храме Святой Софии и опять пошел в ту часть города. где волнение было особенно сильно. Народ смирился и просил у него прощения и ходатайства перед царем. Благодаря его ходатайству наказание возмутившихся было произведено с благоразумной кротостью. Этот случай еще усилил любовь царя к митрополиту Никону и его влияние на дела церковные и гражданские. В его руки еще при жизни патриарха Иосифа перешло управление делами Церкви. Влияние митрополита Никона было так велико, что даже любимец царя Б. И. Морозов опасался его как соперника. Встревожились и стоявшие близко к патриарху Иосифу интриганы из белого духовенства: царский духовник протопоп Стефан Вонифатьев, протопоп Аввакум и Иван Неронов, священники Лазарь и Никита (впоследствии прозванный Пустосвятом) и другие. Это были в основном справщики церковных книг, «исправлявшие» их по собственному разумению, а иногда и сознательно искажавшие для подтверждения своих взглядов. Притом это были «люди, сильные при дворе» до того, «что могли оказывать покровительство даже кандидатам на епископство». Любя властвовать, они не хотели иметь патриархом умного и сильного характером человека и сразу после смерти патриарха Иосифа повели свою интригу – подали челобитную, прося в патриархи Вонифатьева. Когда же челобитная не подействовала, они стали выискивать предлоги, чтобы уронить Никона в глазах царя. Существует мнение, что погубление Никона было решено ранее, чем он успел сделать что-либо мнимо вредное и что из вражды к нему эти люди «явились первыми виновниками раскола».

Но пока все содействовало дальнейшему возвышению митрополита Никона. Когда умер патриарх Иосиф, митрополита Никона не было в Москве – он ездил в Соловецкий монастырь за мощами святителя Филиппа, а когда возвратился, то царь при этих новооткрытых мощах в Успенском соборе, «лежа на земле и проливая слезы», долго умолял митрополита Никона принять патриаршество. Зная вражду и зависть к себе бояр, Никон долго отказывался, но наконец обратился к царю и боярам с вопросом, будут ли почитать его, как архипастыря и отца, слушать его во всем и дадут ли ему устроить Церковь и управлять ею на всей своей воле Все клятвенно обещались, и Никон принял патриаршество.

Вступление на патриарший престол этого «сильного воина Христова», «крепкостоятельного пастыря и наставника душ и телес», как называл его царь Алексей Михайлович, оказало сильное влияние на ход не только церковных, но и государственных дел. Вместе с царем они молились, вместе садились за трапезу. Патриарх был восприемником царских детей. В течение шести лет ни одно дело не решалось без патриарха. Энергичная и страстная его натура, чуждая всяких колебаний и полумер, его великий ум, предприимчивый и твердый характер отпечатлены на всех делах этого периода, счастливого для государства русского. Главным образом влиянию патриарха Никона Россия обязана присоединением Малороссии.

Когда началась война с Польшей и царь отправился в поход, патриарху было поручено управление государством. Он энергично боролся с открывшейся в России моровой язвой. За его труды, несмотря на его протесты, царь почтил его титулом Великого Государя. Новый свод законов «Уложение» был дополнен многими узаконениями из Кормчей книги, усиливающими церковную власть.

Исключительное положение патриарха в связи с его суровой непреклонностью и высокомерием создали ему много врагов среди духовенства и бояр, как приверженцев старины, так и сторонников новых западных обычаев. Строгий аскет Никон не терпел легкомысленных нововведений и без стеснения обличал их публично. Создалась сильная партия его противников – родственников царя бояр Стрешневых и Милославских, его воспитателя и свояка Морозова и других. Все они старались исподтишка вредить ненавистному патриарху.

Главным делом патриарха Никона было исправление богослужебных книг. Об этом столько писалось, что нет необходимости повторять здесь все, следует только указать на некоторые подробности, показывающие, как серьезно подходил патриарх Никон к этому наболевшему вопросу. Еще до Собора 1654 года по русским монастырям были собраны древние книги, переведенные с греческого за 500 лет и ранее. Каталог этих книг составил 89 листов. В 1653–1655 годах иеромонах Арсений Суханов, известный книжник и церковный дипломат, по поручению патриарха Никона едет на Афон для покупки греческих и славянских рукописей. В разных монастырях Афона Арсений отобрал и отослал в Москву около 500 рукописей. В числе их одному Евангелию считалось 1050 лет, другому – 650, одному Служебнику 600 лет, другому – 450. Вооруженный таким материалом, поддержанный Собором епископов, патриарх Никон с обычной энергией и непреклонностью взялся за церковную реформу, беспощадно преследуя своих противников. Но крутость в проведении в жизнь своих мероприятий увеличила количество его врагов, а излишняя властность и неуступчивость отняли дружбу царя. Как уже известно, враги патриарха Никона принимали все меры к тому, чтобы досадить ему и поссорить его с царем. Так, С. Л. Стрешнев выучил свою собаку благословлять «оберуч», подобно патриарху, дал ей кличку «Никон» и охотно показывал кощунственные «шутки» своим друзьям. Никон проклял за это боярина-глумотворца. Стрешнев, устрашенный анафемой, смирился и поспешил попросить прощения у патриарха. Патриарх Никон простил, а царь не подверг своего родственника-боярина никакому наказанию.

Поводы для того, чтобы уронить Никона и восстановить против него чернь, выискивались уже давно. Пылкий Никон дал такой повод известной «памятью», посланной по церквам, чтобы при великопостной молитве Ефрема Сирина «не творити метания в колена, но в пояс» (вместо 17 земных поклонов класть только 4 земных, а 13 в пояс). Этого было довольно. Интрига тотчас же заработала. Протопопу Неронову будто бы слышен был глас: «Время приспе страданию – подобает вам неослабно пострадати». Это, разумеется, разнеслось по всей Москве и произвело полезное для интриганов действие – создало им партию. Сделав «выписки» о «видении» Нерона, они послали их Алексею Михайловичу, но он выписки скрыл или отдал Никону. Тогда интриганы обратились к другому домашнему средству – обвинили Никона в непочтительности к царю. Был сделан донос, якобы Никон сказал: «Мне царская помощь не нужна и не годна, я на нее плюю и сморкаю». Интриганы запаслись свидетелем высшего церковного сана. Они сослались в этом на Ростовского митрополита Иону, который будто бы слышал эти слова. Митрополит один раз сказал: «Было-де так», а потом заперся и показал, что «Никон-де таких слов не говорил».

Очевидно, как бы ни был жесток в своих гневных увлечениях Никон, он все-таки несравненно честнее этих интриганов.

Умножились клеветы и обвинения и со стороны раскольников. Они обвиняли патриарха в том, что он утопил единственного среди епископов противника исправления книг Павла Коломенского, который без вести пропал с места своей ссылки. Сначала потихоньку, а потом все громче называли Никона антихристом.

Наконец бояре добились охлаждения к нему царя. Этому помогла война со Швецией, во время которой царь, находясь при войсках, постепенно отвыкал от своего неразлучного прежде друга, а может быть, и почувствовал некоторое облегчение, освободившись от постоянного влияния более сильного характера. А бояре в преувеличенном виде доводили до него то один, то другой факт самовластия патриарха, шептали, что несчастную эту войну присоветовал начать Никон. По возвращении, затаив мнимые обиды, царь не высказывался перед Никоном и всячески избегал встреч с ним. Патриарх же, считая себя во всем правым, не хотел заискивать перед царем и ждал, когда тот первый сделает шаг к примирению.

В июне 1658 года один из царских стольников грубо оскорбил патриаршего боярина князя Дмитрия Мещерского, даже дважды ударил его палкой. Патриарх потребовал у царя удовлетворения за обиду. Царь обещал поговорить с ним, но всячески уклонялся от свидания. Наконец 10 июля, в день Положения честной ризы Господней, боярин, князь Юрий Ромодановский, «царским словом» сказал патриарху, чтобы он больше не смел называться Великим Государем.

Патриарх Никон отслужил литургию и в конце ее сказал слово, в котором объявил, что он более не патриарх, написал царю письмо об оставлении им патриаршего престола, надел простую мантию с черным клобуком и пошел из храма. Народ плакал, держал двери, но не мог удержать его. Он уехал в Воскресенский монастырь. По-видимому, он надеялся, что царь будет уговаривать его вернуться, и царь действительно жалел о нем. Но враждебные патриарху Никону приближенные царя и некоторые духовные лица (митрополит Крутицкий Питирим, мечтавший о патриаршестве, архиепископ Рязанский Иларион и чудовский архимандрит Иоаким, ставший впоследствии патриархом Московским) поддерживали и усиливали их взаимное неудовольствие и не давали состояться примирению.

Патриарх Никон вел в монастыре строго аскетическую жизнь, участвовал с братией в полевых работах, но не мог смириться настолько, чтобы отказаться от притязаний на власть.

В 1660 году в Москве был созван Собор, постановивший избрать нового патриарха, а Никона лишить не только чести архиерейства, но и священства. За него вступился ученый Епифаний Славинецкий, писавший соборные акты; он объявил, ссылаясь на решения Вселенских и Поместных Соборов, что лишение Никона сана не соответствует канонической практике Православной Церкви, а Игнатий Иевлевич, архимандрит Полоцкого Борисоглебского монастыря, добавил, что нельзя судить патриарха без участия восточных патриархов. Постановление Собора не было утверждено, и тем самым период междупатриаршества продлился еще на шесть лет.

Задержка в проведении суда над патриархом Никоном подала его московским друзьям надежду уладить миром его распрю с царем. Один из них, боярин Никита Зюзин, письмом уверил Никона, что царь желает примирения с ним и что он не встретит препятствий к возвращению на престол. В ночь с 17 на 18 декабря 1664 года патриарх Никон приехал прямо на утреню в Успенский собор. Оказалось, что он был введен в заблуждение: от царя, созвавшего среди ночи совет, пришло требование, чтобы патриарх Никон немедленно ехал назад. Примирение не состоялось.

В 1666 году состоялся знаменитый Московский Собор с участием патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. Они волею или неволею должны были согласиться на осуждение Никона. В числе врагов и доносчиков на последнего особенно старались митрополиты Иларион Рязанский и Питирим Крутицкий и епископ Мефодий Мстиславский, которого Никон не признавал епископом как изменника.

Никон был на заседании Собора, держал себя с достоинством, а иногда и заносчиво, чем восстановил против себя некоторых членов Собора, энергично нападал на своих врагов, гордо отвергал обвинения. Важнейшим обвинением против него были вызванные его самовольным удалением «волнения и колебания Церкви и умножение нестроений, то есть усиление раскола». И все-таки многие не хотели его осуждения. На последнем, решающем заседании Собора не присутствовал не только царь, но и достойнейшие пастыри того времени – Лазарь (Баранович) Черниговский, Симон Вологодский и Михаил Коломенский.

Решение Собора было не в пользу патриарха Никона. Собор подтвердил правильность проведенных патриархом Никоном реформ, однако снял с него сан патриарха, лишил права священнодействовать, и он простым иноком был отправлен в Ферапонтов Белозерский монастырь.

Положение его в изгнании не раз менялось. Сначала он испытывал там строгость почти темничную, даже окна были заложены железными затворами, но вскоре получил значительное облегчение. По указу царя, для него были выстроены обширные келии с двадцатью пятью жилыми покоями и переходом у Крестовой церкви, где служили ранее поставленные им в священство иноки; он получал хорошее содержание, раздавал богатую милостыню бедным, увеличивая тем свое влияние на народ. Благодаря его характеру, все в монастыре, начиная с игумена и кончая приставленными к нему стрельцами, были ему покорны и даже называли его «святейшим». Но в 1676 году умер сохранявший к нему доброе чувство Алексей Михайлович, а новый царь Феодор вполне подчинился влиянию своих родственников Милославских, злых врагов бывшего патриарха. Его обвинили в том, что он позволял называть себя патриархом, благословлял и вмешивался в управление Ферапонтовым монастырем, и перевели в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом у него отобрали все келейное имущество, кроме самого необходимого, и запретили ему всякие свидания и переписку; окружавшие его лица были разосланы в дальние монастыри и заменены двумя совершенно чуждыми ему старцами. Даже его твердость поколебалась при этом известии. Следователь архимандрит Павел доносил патриарху Иоакиму, что Никон заплакал и просил оставить при нем его присных ради его старости. Но просьбы его оказались тщетными.

В первые годы заключения в Кирилловом монастыре низложенный первосвятитель находился под крепкой стражей, в дымных келиях, где ежедневно страдал от угара, а однажды чуть не скончался от него, пока не были построены для него новые келии.

Изнуренный телом, он смирился душой и желал только одного – упокоиться в созданном им Новом Иерусалиме. Это его желание долго не исполнялось. Наконец через пять лет тетка царя Феодора, царевна Татьяна Михайловна, упросила его позволить старцу Никону умереть в основанной им обители. Долго не соглашался на это патриарх Иоаким, и только узнав о полном изнеможении Никона и о принятой им схиме дал и свое согласие.

В день, когда в Кириллов монастырь прибыло разрешение, Никон, по тайному предчувствию, заранее собрался в путь и велел собраться своей келейной братии.

С трудом довезли его до струга и повезли по реке Шексне и Волге к Ярославлю. У Толгского монастыря он велел причалить к берегу и причастился Святых Таин, так как начинал крайне изнемогать. Здесь он встретился с сосланным на покаяние бывшим архимандритом и своим врагом Сергием, который во время суда над ним содержал его под стражей и осыпал ругательствами. Этому Сергию, заснувшему в час прибытия бывшего патриарха, явился во сне Никон, говоря: «Брате Сергие, восстани, сотворим прощение». Очнувшись и узнав о прибытии Никона, устремился вслед за братией и, видя умирающего, со слезами пал к его ногам и испросил прощение. Граждане Ярославля, услышав о его приезде, стеклись к нему, целуя руки и одежды и прося благословения; одни влекли вдоль берега струг; другие, бросаясь в воду, им помогали, и так причалили к обители Всемилостивого Спаса. Изнемогающий страдалец уже ничего не мог говорить, а только давал всем руку. Царский дьяк велел перевезти струг на другой берег, чтобы избавиться от толпы народной. Ударили в колокол к вечерне. Никон стал кончаться. Озираясь, будто кто пришел к нему, сам он оправил себе волосы, бороду и одежды, как бы готовясь в дальнейший путь; духовник с братией прочитали отходные молитвы. Патриарх же, распростершись на одре, сложил крестообразно руки и, вздохнув, отошел с миром (17 августа 1681 года).

В завещании Никон назначил своим душеприказчиком своего крестного сына, царя Феодора, и тот принял все меры, чтобы похоронить его с честью. Он просил восточных патриархов восстановить Никона в патриаршем сане, что они и сделали, уважая его церковные заслуги. Но их грамота была получена уже много спустя после его погребения. Однако царь умолил Новгородского митрополита Корнилия совершить над ним патриаршее погребение и сам нес до могилы его останки.

В разрешительной грамоте Вселенских патриархов Никон был признан невинным и назван «столпом благочестия непоколебимым и божественным и священных канонов сберегателем, присноискуснейшим и отеческих догматов и повелений и преданий неизреченным ревнителем и защитником достойнейшим».

Высокопреосвященный Макарий (Булгаков) в своем труде «Патриарх Никон в деле исправления церковных книг и обрядов» отмечает, что церковную распрю ожесточил до крайности не Никон, а его бестактные поступки; что клятвы Собора 1667 года положены на ослушников, а не на старый обряд; и что «начало единоверия, которое обыкновенно относят к «Николаеву времени», на самом деле было положено Никоном».

Патриарх Никон собрал огромную библиотеку, более тысячи редких и ценных изданий.

Был большим любителем церковного пения; при нем была собрана первая комиссия по церковному пению.

Основал несколько монастырей: Валдайский Иверский, в который перенес с Афона икону Иверской Божией Матери; Крестный на острове Кии в Белом море, в память своего спасения от бури; Воскресенский Новоиерусалимский и Тобольскую Кодскую пустынь.

Открыл при Андреевском соборе ученое братство, в котором ученые иноки занимались переводом священных книг на славянский язык.

В обители жил строгим подвижником, носил вериги (18 фунтов), принимал участие во всех трудах братии.

27 февраля 1915 года на гробнице патриарха Никона совершилось чудесное исцеление бесноватой.

Литература:

Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 513–551, 560–567.

Толстой М. В. Русские подвижники. – М., 1868. – С. 18.

Гиббенет Н. А. Историческое исследование дела патриарха Никона: в 2 ч. – СПб., 1882–1884, ч. 1.

Бриллиантов И. И. Патриарх Никон в заточении на Белоезере. Исторический очерк. – СПб., 1899.

Лашкарев П. А. Патриарх Никон // Труды Киевской духовной академии. – 1899, сентябрь. – С. 129.

Шалмаков И. Историческое и археологическое описание Московского Алексеевского монастыря. – 2-е изд. – М., 1896. – С. 33, 34, 35, 90, пр. 68 и 69.

Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь... в 1847 году: в 2 ч. – М., 1850. – Ч. 2. – С. 4, 103, 104.

Скворцов Г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее 10-тилетие 17 века. – Казань, 1913. – С. 207, 208–211.

Гейден А. Ф. Из истории возникновения раскола при патриархе Никоне. – СПб., 1886.

Шутерин И. Известие о рождении и воспитании Никона, патриарха Московского и всея Руси. – М., 1890 и 1908.

Субботин Н. И., профессор. Дело патриарха Никона. – М., 1862.

Никодим (Кононов), иеромонах. Архангельский патерик. – СПб., 1901. – С. 45, 47, 49.

Богословский М. С., протоиерей. Московская иерархия. Патриархи. – М., 1895. – С. 25–29.

Николаевский П. Ф., протоиерей. Жизнь патриарха Никона в ссылке и заключении после осуждения его на Московском соборе. – СПб., 1886.

Каптерев Н. Ф., профессор. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович: в 2 т. – Сергиев Посад, 1909–1912. – Т. 1, 2.

Каптерев Н. Ф., профессор. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов (ответ профессору Н. И. Субботину). – Сергиев Посад, 1913.

Жизневский А. К. Поход Великого Государя святейшего Никона, патриарха Московского, всея великия, малыя и белыя России в 1656 году в Тверь, Вязьму и Иверский монастырь. Читано в заседании Тверской ученой архивной комиссии 4 марта 1889 г. – Тверь, 1889.

Платон (Левшин), митрополит. Краткая Российская церковная история: в 2 ч. – 1-е изд. – М., 1805. – Ч. 2. – С. 67–235.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 1517, 1518, 1650 и др.; т. 3. – С. 201, 203, 204, 205, 744 и др.

Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – Вып. II. – Киев, 1895. – С. 136–172.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. – М., 1883. – С. 133. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 363.

Силин П. М. Историческое описание Валдайского Иверского Святоезерского Богородицкого первоклассного монастыря. – 2-е изд. – СПб., 1901. – С. 6, 18, 22.

Иконников В. С. Новые материалы и труды о патриархе Никоне. – Киев, 1888.

Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 402.

Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 99.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 11, 23, 95, 383, 398, 469, 582, 607, 828.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1405, 1406.

Путинцев М. Памяти патриарха Никона (стихи) // Душеполезный собеседник. – М., 1892. – С. 338.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 6–7, 36, 143, 1001.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 654–658, 661, 669.

Соловецкий Патерик. – М., 1906. – С. 94–96.

Обозрение епархии Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским. – Ярославль, 1881. – С. 74, 82.

Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. – 1896. – С. 47.

Дело о патриархе Никоне / Изд. Археографической комиссии по документам Московской Синодальной, бывшей патриаршей библиотеки. – СПб., 1897.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря, составленное по монастырским актам, настоятелем оного архимандритом Леонидом. – М., 1886. – С. 1. 5, 7, 15.

Историческое описание Крестного второклассного монастыря Онежского уезда Архангельской губернии. – Архангельск, 1903. – С. 108, 22–44.

Крестный монастырь, основанный патриархом Никоном (исторический очерк). – СПб., 1894. – С. 1–18, 20.

Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии:

Антониево-Сийский. – С. 124–129;

Соловецкий. – С. 36–40;

Крестный. – С. 205–217;

Кожеозерский. – С. 480–484. – Архангельск, 1902.

Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. – М., 1843. – С. 19–20.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 512.

Писемский А. Ф. Полное собрание сочинений Писемского: в 24 т. – 2-е изд. – СПб., 1895. – Т. 3. – С. 83.

Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1872, июль. – С. 92.

–»– 1876, июнь. – С. 304.

–»– 1879. апрель. – С. 734–743.

–»– 1881, май. – С. 80.

–»– 1907, декабрь. – С. 694.

Журнал Московской Патриархии. – М., 1945, № 7. – С. 49, 50; № 8. – С. 69–70.

–»– 1948, № 3. – С. 6.

Антонов А. Церковный праздник (к 300-летию воссоединения Украины с Россией) // Журнал Московской Патриархии. – М., 1954, № 4. – С. 11.

Сорок лет возрожденного патриаршества // Журнал Московской Патриархии. – М., 1957, № 12. – С. 36.

Хибарин И. Русская Церковь и дружба между народами // Журнал Московской Патриархии. – М., 1959, № 11. – С. 49.

Православный собеседник. – Казань, 1858, февраль. – С. 291, 293; ноябрь. – С. 328–353.

–»– 1867, июнь. – С. 84; ноябрь. – С. 201.

–»– 1897, июль. – С. 291; октябрь. – С. 478; декабрь. – С. 18.

–»– 1901, октябрь. – С. 6, прим. 12.

–»– 1910, октябрь. – С. 463–466.

Русский инок. – 1915, № 3. – С. 147–156; № 4. – С. 208–215; № 5. – С. 275–280; № 7. – С. 404–407; № 9. – С. 538–542; № 10. – С. 590–597.

Церковный вестник. – СПб., 1895, № 38. – С. 1215.

Исторический вестник. – СПб., 1881, февраль. – С. 315; май. – С. 55.

–»– 1882, май. – С. 364, 382; июнь. – С. 692­693.

–»– 1884, март. – С. 654; апрель. – С. 8, 12–13, 14–15; июнь. – С. 680; ноябрь. – С. 302.

–»– 1885, октябрь. – С. 90, 92; декабрь. – С. 36.

–»– 1887, май. – С. 259.

–»– 1888, июнь. – С. 701–704.

–»– 1890, декабрь. – С. 757.

–»– 1892, август. – С. 455.

–»– 1893, июль. – С. 225.

–»– 1896, март. – С. 918; июль. – С. 82.

–»– 1900, октябрь. – С. 253, 365, 366.

–»– 1904, февраль. – С. 704, 710, 712; сентябрь. – С. 671.

–»– 1906, февраль. – С. 636, 649.

–»– 1908, февраль. – С. 270; ноябрь. – С. 592.

Русский паломник. – 1889, № 22. – С. 257–259.

–»– 1893, № 49. – С. 775.

–»– 1905, № 19. – С. 300; № 20. – С. 304–307, 313.

–»– 1913. № 39. – С. 615.

Богословский вестник. – Сергиев Посад, 1908, июль-август. – С. 341–381; декабрь. – С. 538–557.

Православное обозрение. – М., 1887, январь. – С. 145; февраль. – С. 315; апрель. – С. 763, 836.

–»– 1888, август. – С. 693.

Письма Киевского митрополита Евгения Болховитинова к В. Г. Анастасевичу // Русский архив. – М., 1889. – Кн. 2. – С. 42, 63.

Скворцов Н. Московский Кремль // Русский архив. – М., 1893. – Кн. 3. – С. 17, 23, 24, 25, 31.

Памятные записки игумении Евгении Озеровой // Русский архив. – М., 1898. – Кн. 3. – С. 105.

Русский архив. – М., 1895. – Кн. 2. – С. 82; № 6. – С. 254; № 7. – С. 251, 273, 276, 287, 288, 349, 351, 389.

–»– 1901. – Кн. 1, № 2. – С. 219–220, 223.

–»– 1903. – Кн. 2, № 6. – С. 234.

–»– 1904. – Кн. 1. № 3. – С. 460; № 4. – С. 592.

–»– 1910. – Кн. 1, № 3. – С. 421, 425; кн. 3, № 11. – С. 516–518.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Акты Иверского Святоозерского монастыря (1582–1706). – СПб., 1878.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1659–1666.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний / Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. – СПб., 1900–1905. – Т. 14. – С. 79.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 21 (кн. 41). – С. 138–142.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 11, 19.

Соловецкий Зосимо-Савватиевский ставропигиальный первого класса монастырь // Живописное обозрение русских святых мест: в 9 вып. – 2-е изд. – Одесса, 1896–1908; 1898, вып. 6. – С. 71.

Макарий (Булгаков), митрополит. История русского раскола, известного под именем старообрядства. – СПб., 1855 (2-е изд. – 1858, 3-е изд. – 1889). – С. 186.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 7.

Бубнов Н. Ю. Никон // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – СПб., 1993. – Вып. 3, ч. 2. – С. 400–404.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах. / Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7

Комментарии для сайта Cackle