Никодим, епископ Енисейский и Красноярский (Казанцев Никита Иванович)
Родился 5 сентября 1803 года в селе Комлеве Знаменском Рузского уезда Московской губернии в семье причетника.
В 1818 году поступил в Вифанскую духовную семинарию.
В 1826 году по окончании духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию.
31 марта 1829 года пострижен в монашество; 5 июля рукоположен во иеродиакона, а 1 июля 1830 года – во иеромонаха.
6 августа того же года окончил курс духовной академии со званием магистра.
13 августа 1830 года назначен инспектором Тульской духовной семинарии и профессором богословия и еврейского языка.
14 апреля 1832 года перемещен в Новгородскую духовную семинарию инспектором и преподавателем философии.
24 октября 1833 года возвращен в Тульскую духовную семинарию инспектором.
С 11 февраля 1835 года – ректор Вятской духовной семинарии и с 19 марта – настоятель Вятского Успенского Трифонова монастыря; 17 апреля возведен в сан архимандрита.
В период ректорства в Вятской духовной семинарии происходило преобразование учебной программы в духовных учебных заведениях. Ректорам духовных семинарий было предложено представить свои проекты преобразования. Проект ректора Вятской духовной семинарии архимандрита Никодима привлек внимание обер-прокурора Святейшего Синода графа Н. А. Протасова, и отец Никодим был вызван в Санкт-Петербург. Ему было поручено составить новый устав, что он и выполнил. Но этот устав не нашел применения.
С 20 июня 1841 года – ректор Херсонской духовной семинарии и настоятель Одесского Успенского монастыря.
С 25 июля 1845 года – ректор Курской духовной семинарии и настоятель Рыльского Николаевского монастыря.
С 3 апреля 1850 года – ректор Ярославской духовной семинарии и настоятель Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря.
14 февраля 1854 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии.
С 18 сентября 1861 года – епископ Енисейский и Красноярский.
За время своего служения на Енисейской кафедре он дважды объехал всю эту неизмеримую епархию и знал ее лучше всякого другого места, даже лучше Московской епархии, где родился. Из 175 приходов, кажется, не осталось и двадцати, где бы он не служил, а побывал во всех.
6 апреля 1870 года уволен на покой в Перервинский монастырь.
Скончался владыка на покое 11 июня 1874 года, переехав из монастыря в город Дмитров к сестре. Погребен в городе Дмитрове, в соборе.
Преосвященный Никодим родился и вырос в простой бедной семье. Вся детская жизнь его протекала в крайней нужде. Родители его были люди робкие, забитые («униженные и умаленные»), они не могли защитить своего сына от насмешек товарищей. Поэтому он старался никогда не жаловаться им ни на кого. Он горячо любил своих родителей, и эта любовь красной нитью прошла через всю его жизнь. Уже будучи архиереем, он не стеснялся ни своего происхождения, ни своих бедных родителей, но при всякой возможности посещал их в деревне и каждый раз низко кланялся им до земли, несмотря на свой сан.
Вместе с любовью к родителям святитель имел большую любовь ко всем беднякам. Все знавшие святителя отмечали необыкновенную доброту его души как выдающуюся черту характера преосвященного. Как только он получал деньги, то тут же оделял толпы нищих и бедняков. Деньги у него никогда не задерживались. Даже когда преосвященному потребовалось ехать в Москву, он вынужден был одолжить деньги на дорогу из Енисейского попечительства. За его доброе сердце он был любим бедняками, о чем сам писал: «Сверху меня не любят, а с нижними я всегда хорош. Тут меня любят». Действительно, преосвященный Никодим умел входить в положение вдов и сирот. Однажды по делу об опеке над имуществом умершего священника он писал консистории резолюцию, рекомендуя не слишком сурово и повелительно обращаться со вдовами и сиротами при случаях опеки над имуществом их.
Уже в студенческие годы он записал в своем дневнике: «Я лучше хочу быть милосердым до слабости, нежели правосудным до жестокости. Господи! Кажется, я мыслю хорошо. Утверди убо мысль сию во мне, если она Твоя, но исторгни ее с корнем, если чья-нибудь чужая! Нет! Я верю – она Твоя! Хвалится милость на суде». Горячая молитва к Богу была великим утешением для преосвященного Никодима во всю его жизнь. Вот что писал он уже преклонным старцем (в 1871 году), обуреваемый недугами, расслаблявшими и тело и дух, о значении для него, в его положении, молитвы: «Стану на молитву, помолюсь. Проходит томление духа, возсиявает милосердие Божие: согреваюсь душею и делаюсь способен на всякое дело, мне пристойное».
Преосвященный Никодим с молодых лет начал ежедневно неопустительно читать Библию по порядку. Он не прекращал чтения ее даже в дороге во время своих многочисленных дальних путешествий. Этим чтением, как писал преосвященный, «я удалял скуку, отгонял уныние и наполнял душу высокими и святыми чувствованиями. Мне, болезненному грешнику, сие нужно, нужно!» Поводом же к такому постоянному чтению Священного Писания послужил виденный однажды святителем, тогда еще воспитанником духовной семинарии, сон. «Я спал, – описывает преосвященный Никодим, – ночь была месячная. Вижу: растворяется дверь, входит старец с длинной седой бородой, в белой длинной рубашке – старец лепообразный. Подойдя ко мне, он меня толкнул слегка в бок. Я проснулся. «Ты спишь, – сказал он, – и беспечен. А какие страшные происшествия на земле! Люди в возбуждении мятутся, пороки умножились до безмерности, вопль их слышится на небесах. Скоро зашумят сильнее, прольются реки крови. Ты много увидишь сам и будешь не зрителем только, но тебе надобно будет действовать и спасать. Ныне война на Церковь, и она будет жестока! А ты спишь и беспечен!» Я ужаснулся от сих речей, смиренно их выслушивая. Потом спросил меня старец: «Что у тебя за книги на окне?» Я ему их пересчитал. «Подай мне Библию», – сказал он. Я подал. Старец разогнул книгу и дал мне читать. Прочел с полглавы. Чудные глаголы! Какая выспренняя, необъятная премудрость! Мне казалось, что я поднялся над землею и над всем человеческим столько, что мне казалась земля за маленький шар, а люди – как пылинки. Я смеялся над делами человеческими: их заботы, крушения, замыслы, начинания, дела казались меньше детской игры, сущими пустяками... Я был в блаженном утешении... Старец потребовал от меня Библию обратно. Мне жаль было ее отдать, однако не смел противиться. Я старался заметить лист, на котором написаны прочтенные мною глаголы Божии. Помнится, будто 8-я и 9-я главы Притчей и Екклезиаста. Однако совершенно не припомню. Видение кончилось. Книги точно лежали на окне передо мною и между ними Библия. Пробуждение было сладкое. Душа трепетала какою-то небесною радостью... Такое видение впечатлело в душе моей благоговение к Священному Писанию, которое, по милости Божией, и доселе остается со мной».
Большое влияние на жизнь и деятельность епископа Никодима оказал Московский святитель митрополит Филарет (Дроздов, † 1867; память 19 ноября/2 декабря). Свои воспоминания о взаимоотношениях с московским святителем и свое отношение к нему епископ Никодим отразил в составленном им труде «О Филарете, митрополите Московском, моя память». Он выражает к московскому святителю свою любовь и благодарность за его участливое внимание к своей судьбе. Даже случаи гнева митрополита Филарета на него лично он объясняет отеческой жалостью святителя к себе.
Всю свою жизнь преосвященный Никодим провел, так сказать, сознательно. Ни один шаг его жизни, ни одна его мысль не осталась неосмысленною, необдуманною с разных сторон, неоцененною по достоинству, искренне. Чтобы постоянно следить за собою, он вел записки. Кроме записок богатство его библиотеки составляли до 70 рукописных книг, что характеризовало его как начитанного, усидчивого умственного человека. Всю свою библиотеку преосвященный завещал Красноярскому кафедральному собору.
Труды:
О Филарете, митрополите Московском, моя память // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1877, № 2.
Письма преосвященного Никодима, епископа Енисейского и Красноярского к профессору Платонову И. В. – Сергиев Посад.
Повесть о блаженном Василии Мангазейском и о начале Туруханского монастыря. – Иркутск, 1864.
Подробное жизнеописание епископа Никодима // Богословский вестник. – Сергиев Посад, 1910, I, II, III, XI, XII.
Записки Никодима Казанцева, епископа Красноярского с предисловием архимандрита Григория. – 1877, II.
Письма к родственнику, священнику московскому // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1882, июнь-июль. – С. 159–182, отд. 3.
Литература:
Богословский Г. К., протоиерей. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архиереях. – Казань, 1893. – С. 138–139.
Смирнов С. К., протоиерей. История Московской духовной академии. – С. 425.
Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX веке: в 2 т. – Варшава, 1908–1909. – Т. 2.
Никифор (Бажанов), иеромонах. Исторический очерк Николо-Перервинского монастыря. – М., 1886. – С. 56, 57.
Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря (1810–1880): Биографический очерк. – М., 1881. – С. 334.
Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 3. – С. 34, пр. 3: т. 4. – С. 306, пр. 4. – С. 570, 819, 821, 823; т. 5. – С. 607, 610, 751, 756.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1400, 1401.
Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 337.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 434.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 291, 341, 491, 803, 1019.
Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 16, 327, 563, 620, 622.
Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914, т. 1. – С. 612.
Енисейские епархиальные ведомости. – 1888–1891 (неоконченная биография преосвященного Никодима).
Известия по Казанской епархии. – 1874, № 13. – С. 369–371.
–»– 1887, № 5. – С. 110–111.
Странник. – СПб., 1872, январь. – С. 12.
Исторический вестник. – СПб., 1906, январь. – С. 325–326.
Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1888, № 50. – С. 1421–1425.
–»– 1889, № 20. – С. 550–554, 611–614, 1538.
–»– 1896, № 7. – С. 256 (из письма Павлову).
Московская духовная академия в 1826– 1830 гг. // Русский архив. – М., 1893. – Кн. 3. – С. 44.
Русский архив. – М., 1903. – Кн. 1, № 2. – С. 230–252; № 3. – С. 387–424; № 4. – С. 593607; кн. 2, № 5. – С. 128; № 7. – С. 462, 466, 471–472.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 5. – С. 434; т. 7. – С. 724.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 862; т. 2. – С. 1649.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 11. – С. 342.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 21 (кн. 41). – С. 100.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 50, 78.