Источник

Никифор I, митрополит Киевский

По происхождению грек.

Родом из Суры Ликийской (в Малой Азии).

Прислан в Россию Константинопольским патриархом. В Киев прибыл 6 декабря 1104 года (по другим источникам, 6 декабря 1103 года), а 18 декабря назначен на русскую митрополию.

Это был архипастырь «ученый» и «простой», ревностный к своему делу. При нем Русская Церковь прославлена несколькими знамениями любви небесной: ознаменовали себя многими чудесами перенесенные в новый храм святые мощи благоверных князей Бориса и Глеба; посетили Киев принесенные из Царьграда мощи великомученицы Варвары.

По сохранившимся источникам его пастырской деятельности видно, что митрополит Никифор был человек, ревностно заботившийся о благе своей паствы. После него сохранилось несколько письменных посланий и поучений. Свои поучения, по незнанию русского языка, он не произносил сам, а, написавши их по-гречески, поручал переводить их и произносить в церкви. Замечательным является его «Поучение в Неделю сыропустную в церкви ко игуменам и ко всему иерейскому и диаконскому чину и к мирским людям». Причина, побудившая митрополита написать это поучение, заключалась не только в сознании своего пастырского долга, но и в обычае Церкви Греческой перед наступлением поста предлагать особое поучение своей пастве. В поучении в Неделю сыропустную митрополит Никифор призывает слушателей к покаянию и исправлению в наступающие дни поста и показывает, что истинный пост состоит в воздержании не от мяса овцы или других животных, но от обид и оскорблений ближних, от лихвы, неправедной мзды, тяжкого роста, в частности, предостерегает от пьянства.

Тон поучения, равно как и всех его посланий, показывает в митрополите Никифоре умного и осторожного человека, который, поучая людей и указывая на их пороки, в то же время опасается оскорбить кого-либо и войти в неприязненные отношения.

В январе 1121 года митрополит Никифор скончался (У Макария (Булгакова) дата смерти – апрель 1121 года (см. т. 2, с. 135)).

Труды:

Послание к Владимиру Всеволодовичу Мономаху о посте, о воздержании чувств // Калайдович К. Ф. Русские достопамятности. – М., 1815. – Ч. 1. – С. 59–75 (1-е послание по сп. XVI в. ГИМ, Синод, собр., № 496 с вариантами по другим спискам); Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 2. – С. 219–222.

Послание от Никифора, митрополита Киевского к Владимиру князю всея Руси, сыну Всеволодову о разделении Церквей на восточную и западную («Въпрашал еси был, благородный княже, како отвержени быша латине...») // Памятники российской словесности XII века. – М., 1821. – С. 157–163.

Послание о латинянах к великому князю Ярославу («Послание от Никифора митрополита Киевского всея Русския земля, написание на латыну к Ярославу, князю муромскому. Святославичю. сына Ярославля о ересех») // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 2. – С. 218–219; 564–568.

Поучение митрополита Никифора в неделю сыропустную // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 2. – С. 222–224; 569–571.

Послание митрополита Никифора о латинах к неизвестному князю // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т – М., 1994–1997. – Т. 2. – С. 216–218; 560–564.

Литература:

Поторжинский М. А. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX-XIX вв. – 2-е изд. – Киев, 1891. – С. 66.

Попов А. Н. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (X1-XV вв.). – М., 1878 (1875).

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 2. – С. 16; Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 2. – С. 135, 216–224, 240, 242.

Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т, – М., 1900–1911. – Т. 1. первая половина. – С. 287, 857, 858.

Павлов А. С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. – СПб., 1878.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1402.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 407.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 28–30.

Летопись по Ипатьевскому списку / Изд. Археографической комиссии. – 2-е изд. – СПб., 1908, № 8. См. также: Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Издано Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1921.

Православное обозрение. – М., 1870, январь. – С. 105.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 12.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1646.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 21 (кн. 41). – С. 84.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 11. – С. 336.

Колесов В. В. Никифор // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. – Вып. 1. – С. 278–279.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах. / Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7

Комментарии для сайта Cackle