Нектарий, святитель, архиепископ Сибирский и Тобольский (Теляшин или Телятин Николай Павлович) († 1667; память 10/23 июня в Соборе Сибирских святых и в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых)
Родился в 1586 или 1587 году в Осташковской патриаршей слободе в семье крестьянина.
Родители будущего святителя отличались благочестием и уже в преклонных годах приняли монашеский постриг. В духе любви ко Господу они воспитывали и детей. Брат Николая Лев до пострижения был священником Осташковской Воскресенской церкви (1624 год), а затем протопопом соборной церкви города Ржева (ок. 1638 года).
Николай Теляшин уже с 12 лет был отдан на воспитание в Нило-Столобенскую пустынь на попечение основателя пустыни и ее настоятеля иеромонаха Германа († 1614; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых). В первые два года Николай был обучен и чтению, и письму, и церковному пению, и порядку церковного богослужения, и послушанию. и началам нравственности и подвижничества.
Воспитатель его был очень строг к своему молодому воспитаннику. «Иногда, – вспоминал впоследствии Нектарий, – что ему (Герману) в руках прилучалось, тем и жаловал он меня, своего сиротку и нищего птенца». Но уже будучи архиепископом в Тобольске, он с благодарностью вспоминал об этих строгостях: «Пастырь мой плоть мою сокрушал, а душу мою спасал. Того ради и тело мое начальник бил, чтобы душа моя темная светла была и бела, а не черна». После двухлетней подготовки Николай был пострижен в монашество с именем Нектария. Это было в 1601 году. Первые годы жизни Нектария в монастыре были очень тяжелые. Он перенес там все лишения голодного Смутного времени. В 1639 году в письме к одному московскому боярину, уже будучи в то время архиепископом Тобольским, Нектарий припоминает эти тяжелые дни: «Как мне забыть труды, и раны, и глад, и жажду, и наготу, и босоту? И до смерти мне надобно помнить, какова милость Божия надо мной грешным была в пустыни и что мы кушали: вместо хлеба траву папороть и кислицу, ухлевник и дягиль, и дубовые желуди, и дятловину, и с древес сосновых кору отымали и сушили и, с рыбою смешав, вместе истолокши, а гладом не уморил нас Господь».
Но смиренный подвижник мужественно переносил все невзгоды. Скорби и нужды рано приучили его к терпению, бережливости, труду, воздержанию. Ни о каких суетных удовольствиях он и понятия не имел. Все время, свободное от выполнения своих обязанностей, он употреблял на чтение и переписывание разных святоотеческих писаний. Настоятель Герман видел в Нектарии достойного преемника. Перед самой кончиной, желая оставить после себя благонадежного правителя, Герман взял с Нектария клятву до смерти жить в монастыре, не переходить ни в какой другой монастырь. За нарушение этой клятвы Нектарий обрекал себя на лишение лицезрения Божия, то есть на лишение вечного блаженства.
В 1613 году Нектарий был рукоположен во иеромонаха. В год смерти строителя Германа Нектарию было всего около 28 лет, но он уже пользовался таким всеобщим уважением, что был немедленно избран на опустевшее место строителя. Благодаря его стараниям пустынь вскоре приобрела много благодетелей, на устройство ее внесли свои лепты митрополит Ростовский Варлаам (Старорушин, † 1652), известный архимандрит Троице-Сергиевой лавры Дионисий (преподобный: † 1633; память 12/25 мая) и многие другие. С их помощью Нектарий приобрел земли, возводил необходимые постройки, строил и благоукрашал монастырские церкви. В 1622 году им построена церковь о трех главах во имя Покрова Божией Матери.
Любимым его келейным занятием, как и раньше, было чтение и переписывание святоотеческих книг. Нектарий отличался исключительным трудолюбием. Он трудился не только в своей келии, но и вместе со всей братией принимал участие в посадке фруктового сада и других работах.
Его высокие нравственные качества были замечены. В 1620 году Новгородский митрополит Макарий († 1626) возвел его в сан игумена, а 7 февраля 1636 года, по желанию царя Михаила Феодоровича, игумен Нектарий был хиротонисан патриархом Иоасафом († 1640) во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан архиепископа.
Тяжело было ему, привыкшему к пустынному безмолвию, нести бремя управления обширной епархией среди разноплеменного населения, а особенно тяготила его клятва, данная им покойному настоятелю Герману.
Несмотря на многочисленные заботы по епархии, архиепископ Нектарий продолжал переписываться с братией родной пустыни, посылал им свои наставления, а через четыре года испросил разрешение вернуться. Разрешение было получено 28 декабря 1639 года, и архиепископ Нектарий, отслужив на Крещение 1640 года последнюю литургию, простился с паствой и 7 января выехал в Москву.
Хотя недолго управлял архиепископ Нектарий Тобольской епархией, но оставил по себе добрую память как о пастыре благочестивом и прозорливом. Составитель краткой записки о деятельности его в Тобольске, Н. А. Абрамов, писал о нем: «Архиепископ Нектарий известен духовным просвещением, строгим иноческим подвижничеством, святою, богоугодною жизнью и терпением. Тело его погребено далеко от Сибири, но имя и память о нем будут здесь незабвенны».
При архиепископе Нектарии в Тобольской епархии прославилась чудотворениями икона Божией Матери Абалакская.
Приехав в марте 1640 года в Нило-Столобенскую пустынь, архиепископ Нектарий до 1647 года не принимал на себя официально управления монастырем, а был только советодателем игумена Дорофея.
С 24 ноября 1647 года ему снова было предоставлено управление монастырем со званием строителя.
В царствование Алексея Михайловича обители были даны большие льготы: право беспошлинной рыбной ловли на озере Ильмень, назначение большой денежной и хлебной руги и прочее. В монастыре уже были две большие деревянные церкви. Но в ночь на 27 августа 1665 года пожар истребил монастырские здания. При этом бедствии архиепископ Нектарий не пал духом. Он наскоро устроил маленькую деревянную церковь и задумал сооружение каменного храма над могилой преподобного Нила († 1554; память 27 мая/9 июня, 7/20 декабря, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых и в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых). Получив в Москве разрешение на строительство, он начал заготавливать материалы. В следующем, 1667 году, уже восьмидесятилетним старцем, он снова поехал в Москву, но здесь заболел и скончался 15 января 1667 года (в схиме). Отпевание его совершил в Чудовом монастыре патриарх Антиохийский Макарий, приехавший в Москву для суда над патриархом Никоном († 1681), с сонмом святителей. Тело покойного, согласно его завещанию, было отправлено 22 января в Нилову пустынь, и сам царь Алексей Михайлович пешком проводил тело за пределы Москвы. Погребение было совершено в феврале месяце Тверским архиепископом Иоасафом († 1676).
Архиепископ Нектарий был муж святой жизни и имел дар предвидения. Митрополит Платон (Левшин, † 1812) называл его «мужем жития святого и претерпеливого». Святитель любил поминать усопших и внушал это другим, писал о пользе и необходимости такого поминовения. Сам составил Синодик со статьей об этом для Ниловой пустыни.
Важная заслуга преосвященного Нектария состоит в его особенном попечении об умозрительной и деятельной жизни братии. Он сам назидал братию примером собственной строгой и подвижнической жизни, строго заповедав соблюдать устав общежительный, не приобретать собственности, не считать ничего своим. И при нем и при его преемниках монастырь украшался многими иноками строгой и подвижнической жизни. Особенным его желанием было, кроме утверждения в монастыре общежительного устава, еще и полное исключение из обихода монастырского вина и любых хмельных напитков. К этому стремился и его предшественник архимандрит Герман. Это же заботило и святителя Нектария. В последний год жизни он заключил с братией как бы договор, чтобы они строго выполняли его завещание. Нарушители этого монастырского правила, несмотря на сан, подлежали изгнанию из монастыря. Братия дали обещание выполнить его завещание в точности.
При такой характеристике святителя некоторые историки отмечают у него «страсть к стяжанию». Он из Тобольска постоянно посылал в Москву челобитья, в которых жаловался на крайнюю скудость средств архиерейского дома и просил разных льгот и пожалований, заключал каждую челобитную жалобными словами: «Государь, смилуйся, пожалуй, чтоб от хлебной скудости нам, нищим твоим богомольцам, вконец не погибнуть и врозь не разбрестись и твое царское богомолье без службы не стало бы». Но, как говорит историк, в подвалах и кладовых у этого «нищего богомольца» хранилось 39 100 пудов разного хлеба да соответствующее количество других запасов.
Однако следует сказать, что в условиях суровой Сибири эти запасы были сравнительно невелики и имели свое назначение – обеспечить архиерейский дом и всех нуждающихся в трудное голодное время.
Литературное наследие преосвященного Нектария невелико по объему. До нас дошли два его поучения к братии Нило-Столобенской пустыни («Увещание Нектария, архиепископа Сибирского и Тобольского, игумену Ниловой пустыни Дорофею и всей братии» в составе переписанного им Синодика, а также «Заповедь архиепископа Нектария о трезвости и об общежитии, 7174 года апреля 2 дня») и послание «Великому господину Ивану Михайловичу» (адресат послания неизвестен, скорее всего, им был князь И. М. Катырев-Ростовский). Текст послания был использован А. Н. Толстым в романе «Петр Первый».
Литература:
Успенский В. Преосвященный Нектарий, второй настоятель Нилово-Столобенской пустыни. – Тверь, 1888.
Успенский В. А. Историческое описание Нилово-Столобенской пустыни. – Тверь, 1886. – С. 17–30, 97.
Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М., 1896. – С. 31.
Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. – М., 1884–1885. – Т. 12. – С. 204.
Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902. – Вып. 8, апрель. – С. 14–15; вып. 9, май. – С. 161.
Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 6. – С. 427, 441, 443, 646, 693.
Сизневский А. И. Описание Тверского музея. – М., 1888. – С. 188–189.
Зверинский В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. – СПб., 1892. – Т. 2. № 1014.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 317, 463.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1415.
Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 277, пр. 1.
Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 514.
Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914. – Т. 1. – С. 601.
Историческое описание Ниловой Пустыни. – Тверь, 1876.
Памятная книжка Тверской губернии на 1868 г. – Тверь, 1868.
Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею имп. Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 4. – С. 218.
Тобольские губернские ведомости. – 1859, № 1.
Тобольские епархиальные ведомости. – 1887, № 17 и 18.
Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 10 т. – 1-е изд. – М., 1773–1775. – Т. 4. – С. 238, 247.
Вера и Разум. – Харьков, 1891, № 10. – С. 577–596.
Журнал министерства народного просвещения. – СПб., 1854, ч. 81, № 2. – С. 26–28.
Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1875. № 3. – С. 1–7.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 493.
Исторический вестник. – СПб., 1894, апрель. – С. 151–152, 158; май. – С. 439–440; июнь. – С. 767.
Церковный вестник. – СПб., 1891. № 41. – С. 647.
Странник. – СПб., 1866, февраль. – С. 65–67.
Русский архив. – М., 1873, № 9. – С. 1770–1782.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1625–1626.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 20-а (кн. 40). – С. 865.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 11. – С. 213–214.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 53.
Толстой А. Н. Полное собрание сочинений. – М., 1946. – Т. 9. – С. 380–381.
Ромодановская Е. К. Нектарий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – СПб., 1993. – Вып. 3. ч. 2. – С. 374–376.