Источник

Моисей, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Митрофан) (f 1362; память 25 января/7 февраля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых)

Родился в Новгороде в богатой и благочестивой семье.

Получил хорошее образование.

С юных лет возлюбил Господа, тайно от родителей удалился в Тверской Отроч монастырь и принял пострижение в монашество. Затем по просьбе родителей перешел в Колмов монастырь, который находился вблизи Новгорода.

Через некоторое время инок Моисей был рукоположен архиепископом Новгородским Давидом во иеромонаха, а затем возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря.

В 1325 году в Москве митрополитом Петром († 1326; память 21 декабря/3 января) хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан архиепископа. В трудное время пришлось управлять Новгородской кафедрой святителю Моисею: неоднократные пожары опустошали Новгород с его многочисленными храмами; народные волнения, сопровождавшиеся грабежами, держали всех в страхе; угрожали набегами татаро-монгольские захватчики, преследующие непокорных им князей.

Душа святителя искала иноческого уединения, и в 1330 году он удалился на покой в Колмов монастырь, где принял схиму.

С 1352 года, по многочисленным и неотступным просьбам новгородцев, вторично управлял Новгородской епархией.

Святитель Моисей отличался большой любовью к храмоздательству и устройству монастырей. За период управления епархией им основано и обновлено пять монастырей: Деревяницкий Воскресенский (1335); Богословский женский монастырь близ Новгорода (1354); Сковородский Михайловский с построением в нем каменной церкви (1355); Свято-Духовский женский в Новгороде (обновлен в 1357 году) с построением в нем храма во имя Святого Духа; Радоговицкий Успенский (1357). Кроме того, построено несколько церквей: Десятинский храм в Новгородском монастыре (1359), церковь святого Прокопия на княжеском дворе (1359), церковь Благовещенская на Михайловской улице города Новгорода (1362).

Во все время своего святительства в Новгороде он неусыпно заботился о благе своей паствы, помогая страждущим и обидимым, призревая вдов и сирот, защищая слабых от притеснений сильных.

Архиепископ Моисей отличался особенной любовью к духовному просвещению. По его благословению были собраны писцы, которые переписали множество книг, главным образом богослужебных. Одно из Евангелий, писанных по распоряжению святителя Моисея в 1355 году, находится в собрании рукописей Синодальной библиотеки (ныне в Государственном историческом музее), другое хранится в ризнице Новгородского Софийского собора.

В 1354 году Константинопольский патриарх Филофей в знак глубокого почитания святителя Моисея разрешил ему пользоваться древним преимуществом новгородских святителей – носить крестчатые ризы, которые и прислал сам. Он также позволил святителю Моисею непосредственно обращаться к Константинопольскому патриарху.

Стремясь к уединению, в 1358 году святитель удалился на покой в устроенную им Сковородскую обитель, несмотря на усердные просьбы всего народа.

Но Бог еще раз призвал святителя к деятельности. В год удаления его с архиепископии по случаю смены посадника в Новгороде вспыхнула смута: мятежники умертвили многих бояр, разрушили Волховский мост; три дня стояли друг против друга жители Торговой и Софийской сторон, готовясь вступить в ожесточенную схватку. Тогда к враждующим вышел святитель Моисей и, благословляя, сказал: «Дети! Не поднимайте брани, не вступайте в бой! Да не будет святым церквам и месту сему пустоты!»

Скончался 25 января 1362 года. Погребен в церкви Сковородского монастыря.

19 апреля 1686 года при Новгородском митрополите Корнилии обретены его нетленные мощи. В 1782 году попечением митрополита Новгородского Гавриила (Петрова, † 1801) в Сковородском монастыре была устроена новая бронзовая рака и переложены в нее мощи святителя.

Житие святителя Моисея написано по благословению святителя Новгородского Ионы († 1470; память 5/18 ноября) иеромонахом Пахомием Логофетом.

Литература:

Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1891. – Т. 1. – С.153–154.

Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. – 3-е изд. – Новгород, 1902 (1908). – С. 110–112.

Гедеон (Вихров), священник. Новгородский Деревяницкий Воскресенский монастырь. – Новгород, 1892. – С. 4.

Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М., 1896. – С. 101.

Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. – М., 1862. – С. 233–235.

Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902; вып. 8. – С. 123–124.

Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. – М., 1884–1885. – Т. 1. – С. 477–478.

Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 73.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 4. – С. 20, 201, 236, 253.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 1278.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1406.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 570, 575, 598, 602.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 34.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 71, 72, № 69.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, 191.

Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. – М., 1903. – С. 8.

Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. – 2-е изд. – СПб., 1862. – С. 173–174.

Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1897, № 9. – С. 340.

Душеполезное чтение. – М., 1897, ч. 2. – С. 130.

Православный собеседник. – Казань, 1858, февраль. – С. 279.

–»– 1860, май. – С. 9, 71.

Русский архив. – М., 1901. – Кн. 1, № 2. – С. 197.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1585.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний / Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. – СПб., 1900–1905. – Т. 5. – С. 508.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 18.

Минея январь. – М., 1983. – Ч. 2. – С. 369–370.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 3. – С. 25, 102, 125, 142, 145, 165, 228–230, 234, 235, 268, 377, 384.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах. / Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7

Комментарии для сайта Cackle