Источник

Ипатий, митрополит Киевский и Галицкий, управляющий Владимире-Волынской епархией (Потей или Поцей Адам Львович)

Родился в 1541 году в селе Рожанке Седлецкой губернии в семье литовского подскарбия.

Учился в кальвинистской школе, затем в Краковской духовной академии. Поступил на службу к князю литовскому Николаю Радзивиллу Черному – главному насадителю и распространителю учения Кальвина в Литве, сам сделался кальвинистом и оставался им до 33-летнего возраста.

Около 1574 года возвратился в Православие и перешел на государственную службу.

С 1580 года – земский судья в Бресте.

С 1589 года – сенатор и брестский каштелян. Не будучи тверд в Православии, под влиянием иезуитов, обещавших ему богатое епископство Владимиро-Волынское, стал склоняться в сторону унии.

20 марта 1593 года (по другим источникам. в 1591 году) королем Сигизмундом III назначен епископом Владимиро-Волынским и Берестейским. Овдовел, принял монашество от униатского епископа Луцкого и Острожского Кирилла (Терлецкого) и в том же году хиротонисан во епископа.

2 декабря 1594 года вместе с Кириллом (Терлецким, † 1607) подписал акт о намерении их соединиться с Римской Церковью и соединить с нею все духовенство и весь западнорусский народ, а также дал согласие на унию.

12 июня 1595 года вместе с Кириллом (Терлецким) написал прошение к королю и послание к папе, где изъявлял согласие на принятие унии, причем не только от своего лица, но и от «всего духовенства и вверенных им овец». С этой целью король Сигизмунд III отправил его вместе с Кириллом (Терлецким) в Рим. По прибытии в Рим 23 декабря 1595 года епископ Ипатий облобызал ногу папы Климента, вручил ему соборное послание и прочитал исповедание веры, в котором признал исхождение Святого Духа и от Сына, верховную власть папы, чистилище, индульгенции, причащение мирян под одним видом, – словом, все, что определено Тридентским Собором (1545–1563, с перерывами) сверх содержащегося в Никео-Цареградском Символе веры. Они приняли много такого, чего никто из сообщников и не думал принимать, но. приняв, дали в этом присягу за себя и за других.

6–9 октября 1596 года вместе с Кириллом (Терлецким) возглавлял деятельность сторонников унии на Брестском Соборе, где митрополитом Михаилом (Рогозой) и пятью епископами был подписан акт соединения и провозглашен переход Киевской митрополии под власть Римского престола.

В октябре 1596 года постановлением православных епископов вместе со своими сообщниками был объявлен лишенным епископской власти.

26 сентября 1599 года королем Сигизмундом III назначен митрополитом Киевским с сохранением Владимиро-Волынской епархии. С этого времени начал энергичную деятельность против Православия, особенно в Вильне, не гнушаясь никакими средствами.

В 1601 году вытеснил из Виленского монастыря Свято-Троицкое братство.

В 1605 году отнял у Виленского магистрата Троицкий монастырь.

В 1609 году захватил Киевский Софийский собор.

Судебный процесс митрополита Ипатия (Потея) с православными виленцами окончился полной его победой. Ему были переданы все виленские церкви (кроме Духовской). В том же году (1609) было совершено покушение на его жизнь.

Странная судьба постигла предателей Православия. Архимандрит Киево-Печерской лавры Захария (Копыстенский) в «Палинодии» писал, что Ипатий Поцей был в ужасе при смерти, кричал, метался от отчаяния так, что заставил разбежаться бывших при нем.

Скончался он 8 июля 1613 года во Владимире-Волынском. Погребен в кафедральном соборе.

Литература:

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 10. – С. 303–347, 365, 372, 378 и др.

Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988–1888]. – Киев, 1888. – С. 138, 224.

Батюшков П. Н. Памятники русской старины в западных губерниях: в 8 вып. – 1865–1886, вып. 8.

Трипольский Н. Н. Униатский митрополит Поцей // Труды Киевской духовной академии. – 1877.

Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 413–416.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1397.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 4, 1039.

Исторический вестник. – СПб., 1886, январь. – С. 224.

Русская старина. – СПб., 1870–1918:1886, февраль. – С. 504.

–»– 1888, ноябрь. – С. 342.

Русский паломник. – 1914, № 12. – С. 181–186.

Журнал Московской Патриархии. – М., 1954, № 5. – С. 32.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 3. – С. 769; т. 5. – С. 996.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 546, 949.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 125–126.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 27.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. – М., 2001. – С. 532.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах. / Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7

Комментарии для сайта Cackle