Иона, святитель, епископ Великопермский, Устьвымский († 1470; память 6/19 июня, 29 января/11 февраля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)
Святитель Иона был пятым епископом Пермским. После кончины великого просветителя Пермского края святителя Стефана († 1396; память 26 апреля/9 мая) его преемником стал епископ Исаакий, проводивший большую часть своего времени в Москве и недолго находившийся на Пермской кафедре.
Апостольские труды святителя Стефана продолжили святители Герасим († 1441; память 24 апреля/7 мая) и Питирим († 1455; память 29 января/11 февраля и 19 августа/1 сентября); оба приняли мученическую смерть, исполняя свой архипастырский долг.
Вскоре после убиения отрядом вогульского князя Асыки святителя Питирима митрополит Московский и всея Руси Иона († 1461; память 31 марта/13 апреля и 15/28 июня) рукоположил соименного себе благочестивого инока во епископский сан. В 1455 году епископ Иона прибыл в Усть-Вымь, главное селение обращенных в христианство зырян, где еще в 1383 году святым Стефаном († 1396; память 26 апреля/9 мая) была учреждена кафедра при построенном им храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Принимая место, обагренное кровью двух его предшественников, святитель Иона, безусловно, понимал, какие трудности он встретит на своем архипастырском пути. Время междоусобиц уже проходило, и великий князь Василий Васильевич Темный еще в Москве обещал святителю защиту и покровительство. Присланная им сильная московская рать за 1458–1459 годы установила в Пермских пределах относительное спокойствие, усмирив при этом вятскую вольницу, принимавшую участие в грабежах поселений зырян и убийстве святителя Питирима. В случае же набегов полудиких племен вогулов (или вогуличей) Новгород и Устюг были обязаны по первому требованию Пермского епископа оказывать ему военную помощь.
Главным делом жизни святителя Ионы стало дальнейшее просвещение наиболее упорно державшихся языческих верований небольших, но очень воинственных народностей – остяков и вогулов. Являясь соседями уже крестившихся зырян, они врывались в их поселения, грабя и принуждая жителей отказываться от истинной веры. Неутомимо боролся он с влиянием волхвов и жрецов на простодушный народ, поклонявшийся языческому истукану – Золотой бабе.
В 1462 году епископ Иона был вызван на прения о вере, которые проходили в Уросе, владении пермских языческих князьков. Одержав убедительную победу над главными пермскими волхвами, святитель сумел зажечь светом христовой истины сердце одного из наиболее влиятельных в тех местах князей. С помощью этого князя, нареченного во святом крещении Михаилом, епископ Иона приступил к искоренению языческих кумирниц и идолов.
В 1462 и 1463 годах он окончательно утвердил в христианской вере «Великую Пермь» – народы, жившие по Вишере, Каме и Чусовой. В главном поселении Перми Чердыни епископ Иона основал монастырь во имя святого апостола Иоанна Богослова, на устройство которого, так же, как и на строительство храмов, щедрые пожертвования делали жители Устюга и Новгорода.
Успешная архипастырская деятельность святителя Ионы укрепила его авторитет среди иерархов Русской Православной Церкви. В 1459 году он был призван в Москву, где принял участие в Соборе, в частности, в составлении послания литовским епископам о хранении верности Православию. В 1461 году принимал участие в Соборе, избравшем митрополитом Московским и всея Руси Феодосия (Бывальцева, † 1475).
Пятнадцать лет длилось его святительское служение в Пермской земле. 6 июня 1470 года он мирно отошел ко Господу.
По свидетельству летописца, «положено бысть святое тело его на Усть-Выми, в своей его епископии, близ мощей святых в церкви [Благовещения Пресвятой Богородицы], по левую сторону Герасима и Питирима епископов, Устьвымских чудотворцев... идеже все три вкупе почивают и чудеса творят и исцеления различныя подают с верою приходящим...»
Общая память трем святителям (кроме памяти, совершаемой в день кончины каждого из них) установлена 29 января 1607 года Соборным определением при Святейшем Патриархе Гермогене и царе Василии Ивановиче Шуйском.
Литература:
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 248.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 1421.
Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. – М., 1884–1885. – Т. 1. – С. 518–523.
Муравьев А. Н. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских: в 12 т. – СПб., 1855–1858. – Т. 1.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1408.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 729.
Попов Е. А., протоиерей. Велико-Пермская и Пермская епархия (1379–1879). – Пермь, 1879. – С. 11–12.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. – 2-е изд., с доп. – Чернигов, 1865. – Т. 1. – С. 138–140.
Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. – 2-е изд. – СПб., 1862. – С. 200–201.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 462.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 557.
Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии. – Пермь, 1899. – С. 12.
Русский паломник. – 1908, № 7. – С. 111.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12т. / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 7. – С. 274.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 1108.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.: М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 314.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 47.
Минея июнь. – М., 1986. – Ч. 1. – С. 206–207.