Источник

Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский (Смирницкий Авраамий Гаврилович)

Родился 29 октября 1773 года в селе Повстин Пирятинского уезда Полтавской губернии в семье священника.

Начальное обучение Авраамий получил дома, первым педагогом его был родной отец. С самого раннего детства Авраамий воспитывался в духе благочестия, очень любил посещать церковные службы. Однажды ночью (под Новый год), догоняя отца, ушедшего в церковь, Авраамий попал в прорубь и чуть не утонул. Но Господь спас Своего избранника. В это время мимо ехали крестьяне на лошади. Лошадь, испугавшись барахтавшегося в воде мальчика, шарахнулась в сторону, благодаря этому крестьяне заметили его, вытащили из проруби и привезли к матери.

В 1783 году Авраамий поступил в Киевское духовное училище. Хорошо подготовленный дома, он учился примерно, отличался тихим и кротким нравом, за что и получил свою фамилию Смирницкий.

После окончания училища Авраамий поступил в Киевскую духовную академию. В 1796 году академия была окончена и перед Авраамием встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Он долго колебался, не решаясь принять монашество, жаль было расставаться с миром.

Решение о поступлении в монашество было принято Авраамием после прочтения им книги Ефрема Сирина о Страшном суде.

Подав прошение митрополиту Иерофею о пострижении его в монашество, Авраамий отказался от предложенной ему должности учителя риторики и изъявил желание поступить в число братии в лавру. Прошение Авраамия было принято, и с этого времени началось служение его в лавре.

21 февраля 1797 года он был пострижен в монашество с именем Антония в честь преподобного Антония Печерского. Через неделю инок Антоний был рукоположен во иеродиакона, а 20 ноября 1799 года – во иеромонаха.

С первых же дней иночества Антоний отдавался подвигам воздержания, молитвы и смирения. Его смирение было необычайно: «Много лет я прожил, – обыкновенно говаривал он, – а добрых дел нет». Если кто хвалил его, он всегда замечал: «Он еще не все знает мои слабости и недостатки».

Иеромонах Антоний выполнял все поручаемое при очередном богослужении в храме (пел, читал, произносил проповеди), а с 1808 года заведовал лаврской типографией.

Личная жизнь иеромонаха Антония отличалась большой строгостью в выполнении монашеских правил.

20 сентября 1814 года он был назначен начальником Ближних пещер.

Посещая пещеры для наблюдения за порядком, он и сам мечтал о полном уединении, ему хотелось угодить Богу, отказавшись от всего мирского, тленного и всякой суетной славы и почести.

Иеромонах Антоний подал прошение о посвящении его в схиму, но в этом ему было отказано, т. к. другой путь был уготован ему свыше.

2 января 1815 года отец Антоний был назначен наместником Киево-Печерской лавры. Он не возгордился своим новым назначением, но считал его побуждением к дальнейшему духовному совершенству. Еще больше внимания стал уделять отец Антоний церковному богослужению, еще строже стала его монашеская жизнь. Не давал он послабления себе и в бытовых делах лавры, являясь во всем примером для братии. Он был редким начальником для иноков, вел их просто, духовно, молясь за каждого, руководя ими по Божиему указанию, и тогда же стало заметно, что Господь дал ему дар прозорливости.

Он не оставлял без внимания и богомольцев, посещавших лавру. До вечерни его келья была открыта для всех, и всем приходившим к нему он уделял внимание, поучая их в истинах православной веры и доброй христианской жизни.

10 июля 1817 года наместник Киево-Печерской лавры иеромонах Антоний был возведен в сан архимандрита, в каковом звании он трудился в течение 8 лет, отличаясь необыкновенной преданностью делу, на которое себя посвятил. Особенное внимание он уделял богослужениям. Совершал их с благоговением, без излишней поспешности.

Однажды лавру посетил император Александр I со своим хором. По желанию императора литургию служил наместник лавры Антоний, а пели придворные певчие. После литургии государь спросил Антония, хорошо ли пели его певчие. «Скоропоспешно, – ответил Антоний, – так что я затруднялся в чтении молитв». «Люди дорожные», – оправдывался государь.

«Дело Божие, – сказал набожный и прямодушный наместник, – должно делать в надлежащем порядке».

Незадолго до получения архиерейского сана Антоний получил откровение свыше. Отслужив утреню, он сидел в своей келье и читал книгу. Часов в 8 или 9 утра отворилась дверь, вошла великолепно одетая, в бриллиантах, царица и сказала ему: «Отец Антоний, идите за мной». Она привела его в церковь.

Войдя, они стали против аналоя, и царица приказала священнику венчать отца Антония, сама же взяла его за руку и водила вокруг аналоя. Затем они вернулись в дом наместника, где его поздравляли. Потом царица повела его в другую комнату. Там фрейлины держали большую, во всю залу, вощанку (вощеную ткань, бумагу – прим. ред.), которая была ветха и совсем худая.

Царица сказала: «Видишь, что она худая, так следует тебе оную исправить заново». После того она уехала. Очнувшись, Антоний рассказал видение своему духовнику подвижнику схимонаху Вассиану. «И он мне на оное сказал, – рассказывал Антоний, – это к тебе приходила Царица Небесная, а что повенчан ты с Нею браком, то значит – благословение на тебе Божие, и будешь ты архиереем, и дана будет тебе худая епархия, которую ты должен исправить непременно, что означала большая ветхая вощанка».

Это было за полгода до назначения его во епископа.

31 января 1826 года архимандрит Антоний был хиротонисан в лавре во епископа Воронежского. И в епископском сане он остался таким же смиренным, как и прежде. Уезжая из Киева в свою епархию, он говорил: «Не надеюсь на свои силы. Там есть два великих святителя Христовых: Митрофан и Тихон. На них я уповаю. Они меня подкрепят и помогут мне».

Новый епископ торжественно был встречен в Воронеже. При первой же его литургии паства заметила на лице своего епископа какое-то неземное сияние – знамение благодати Божией.

Воронежская епархия была тогда очень обширна, включала в себя всю Донскую область, но оказалась очень неблагоустроенной. Преосвященному Антонию пришлось там много поработать.

Первой заботой епископа Антония на новом поприще было благоустройство храмов. Так его стараниями прежде всего был капитально отремонтирован кафедральный Благовещенский собор – место упокоения святителя Митрофана. Затем были отремонтированы, восстановлены и перестроены и другие храмы, а также различные церковные здания.

Много уделял внимания преосвященный Антоний составу служителей храма и их благочестию.

Венцом благолепия и благоустройства храмов было само служение епископа Антония. Сохранился ряд восторженных отзывов о торжественности и благоговейности служения преосвященного.

Оно производило на молящихся сильное действие, так что, стоя в церкви, они невольно забывали все земное и сосредоточивались на совершении Божественной службы. Действие благодати Божией при служении Антония ощущалось всеми присутствовавшими.

Вот что рассказал об одной пасхальной литургии преосвященного Антония помещик Симбирской губернии Н. А. Мотовилов, известный как человек, близкий преподобному Серафиму.

«Я с умилением и ужасом видел архипастыря, окруженным светом немерцающего сияния, а когда владыка выходил из алтаря благословлять народ и произносил молитву о вышнем благословении насажденного Господнею Десницею винограда, видел пламень, выходящий из уст владыки Антония в виде огненного языка, устремляющегося на служащих и на молящихся и окутывающего каждого из них своим неизреченным светом. Прикосновения этого дивного пламени удостаивались не все. Некоторые, до которых пламень касался, светлели и начинали сиять тем же светом, что и владыка, других же этот Божественный пламень обходил, и они чернели, как уголь. В числе сослужащих был один протоиерей, который весь был опоясан, как свивальниками (длинными узкими полосами ткани для обвивания младенца поверх пеленок – прим. ред.), черными полосами. Вид его был как зебра.

Впоследствии этот протоиерей был изобличен в каких-то дурных деяниях и извергнут из сана».

Сослужащие епископу Антонию чувствовали особенное благоговение и некий священный страх.

Торжественности служения способствовал и замечательный хор кафедрального собора. Епископ Антоний был любитель хорошего церковного пения.

Ни одной службы в храме не проходило без проповеди. Часто архипастырь говорил сам или священники по его назначению. После литургии начинался прием посетителей, двери покоя епископа Антония были открыты для всех, и всех он принимал с одинаковым вниманием.

Он заботился о благоговейном воспитании своей паствы и призывал к этому всех священников.

В 1829 году преосвященный Антоний предпринял первое обозрение своей епархии. Он пробыл в поездке 24 дня и при этом сам отслужил 22 литургии.

В 1831 году Воронежскую губернию постигла страшная болезнь – холера.

Люди умирали сотнями, народ был в панике. В борьбу с этой болезнью мужественно вступил кроткий и слабый с виду епископ Антоний. Он сам обходил все дома и улицы, совершая крестные ходы, окропляя дома святой водой, наложил 3-х дневный пост, призвал всех к покаянию. Все это укрепило в людях веру в свое спасение, и паника прекратилась.

В 1832 году совершилось открытие мощей Воронежского святителя Митрофана (память 7 /20 августа, 23 ноября/6 декабря). Это событие явилось венцом славы праведной жизни епископа Антония.

Еще до открытия мощей святителя Митрофана многие хотели иметь изображение его, желал этого и преосвященный Антоний. Он просил губернского секретаря, художника по призванию, Шевцова снять копию с имевшегося старинного портрета святителя.

Но ввиду большой ветхости портрета Шевцов не смог воспроизвести образ.

Тогда епископ Антоний сказал ему: «Ты будешь видеть святителя наяву или во сне». На следующую же ночь Шевцову во сне явился старец, в котором он признал святителя Митрофана.

Лик его так запомнился ему, что Шевцов без труда написал образ святителя.

Прежде чем получить разрешение Святейшего Синода на открытие мощей святителя Митрофана, епископ Антоний много ночей молился пред его могилой. Он надеялся и чувствовал, что будет благодать в Воронеже. В этой надежде укреплял его и современный ему подвижник, ныне прославленный преподобный Серафим Саровский.

Он поздравлял епископа Антония с открытием святых мощей угодника Божия Митрофана еще задолго до их открытия.

Поэтому, когда 7 августа 1832 года совершилось торжественное открытие мощей святителя Митрофана, радости епископа Антония и радости народной не было конца.

6 декабря 1832 года он был возведен в сан архиепископа.

С первых дней службы в Воронеже у преосвященного Антония зародилась мысль об основании при своей кафедре нового монастыря. Эта мысль осуществилась после открытия мощей святителя Митрофана.

В честь этого угодника Божия в Воронеже 1 сентября 1836 года при Благовещенском соборе был открыт мужской первоклассный монастырь.

Архиепископ Антоний горячо чтил святителя Митрофана и называл себя служкой его. При преосвященном Антонии написано и житие святителя Митрофана, и акафист ему благочестивым князем С. А. Ширинским-Шихматовым (в постриге иеромонах Аникита).

Со времени открытия мощей святителя Митрофана между архиепископом Антонием и святителем установилась духовная связь.

Когда архиепископа Антония стала настойчиво преследовать мысль оставить епархию, удалиться от славы и конец жизни провести в Киево-Печерской лавре, святитель Митрофан в видении сказал ему: «Напрасно ты так думаешь, ошибаешься ты. Епископство есть сораспятие Христу на кресте. А с креста не сходят, а возносятся и снимаются.

Видит Господь твой труд и помогает тебе. И трудное, непривычное дело с Его помощью ты сделаешь. Ты хочешь удалиться, уйти на покой в Киев.

А когда ты там будешь оставлен только своим силам, что ты будешь делать? Немощи с тобой будут те же, а Помоществующего не будет; надеешься ли ты на свои силы?» «Да, я думал Бога ради это сделать, – тихо сказал Антоний, – лучше пещись о душе своей, нежели по неспособности своей не удовлетворять нуждам паствы моей».

«Если Бога ради думаешь делать, то передай дело свое Богу. Когда найдет Бог тебя неспособным, то Сам и повелит снять тебя со креста. И ты будешь в мире, что не своя, а Божия исполнилась с тобою воля».

С этих пор архиепископ Антоний отложил мысль о покое и предал себя воле Божией.

За период своего архипастырского служения в Воронеже преосвященный Антоний снискал к себе всеобщую любовь и уважение.

Современное ему духовенство благоговело перед ним. Он никогда не злоупотреблял своей властью, был снисходителен к людям. Многие дела он решал, по возможности, сразу при просителях, не заводя никакой переписки.

Если кто-нибудь обращался к нему с жалобой на другого, то владыка Антоний старался поговорить с жалобщиком, а затем и с тем, на кого жаловались, так что каждый из них понимал свои ошибки и старался исправиться по отношению к другому. Так и во всех других вопросах он старался примирить людей и исправить их. Он не любил наказывать за проступки, зная, что наказание иногда не исправляет, а ожесточает человека. Главным средством архиепископа Антония было наставление, вразумление и увещевание.

Со словами вразумления преосвященный Антоний при всяком удобном случае обращался к своим сотрудникам – пастырям церкви. Особенно поучал архиепископ тех, которых сам посвящал, призывая их быть примером для своих пасомых. Строго внушал он молодым священникам, окончившим семинарию, не искать преимуществ перед старшими священниками. Его наставления приносили добрые плоды.

Не меньшую заботу проявил архиепископ Антоний и о своей пастве.

Принимая всех со вниманием, он каждому мог сказать нужное слово и подать добрый совет, и все уходили от него утешенными и ободренными.

Большую любовь и милосердие проявил Воронежский архиепископ ко всем нуждающимся в помощи. Он был одним из самых деятельных членов Воронежского попечительного комитета о бедных, часто сам от неизвестных благотворителей вносил по 300–500 рублей и призывал к пожертвованиям других.

Его покои всегда были полны бедными.

К нему собирались ежедневно к обеденному времени странники, вдовы, сироты, калеки. И все получали от него какое-нибудь подаяние. Помощь архиепископа Антония нуждающимся была очень многообразна и неистощима.

Щедрые пожертвования посылал преосвященный Антоний и в святые места: в Иерусалим, на Афон, на Синайскую гору.

На Афоне по поручению и благословению преосвященного Антония иеромонахом Аникитой (Ширинским-Шихматовым) был основан храм во имя святителя Митрофана.

Не оставлял без внимания архиепископ Антоний и учебных заведений епархии – как духовных, так и светских.

Он помогал им материально.

Иногда присутствовал на экзаменах, на которых в первую очередь обращал внимание на подготовленность воспитанников по богословским предметам.

Служение архиепископа Антония на Воронежской кафедре продолжалось в течение 20 лет. За этот продолжительный период времени он много сделал для своей епархии доброго и полезного и завоевал всеобщую любовь и уважение. Это был «муж в добродетели дивный», как говорил о нем наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний. Архиепископ Антоний сиял на кафедре красотой безупречной жизни и дарами Святого Духа. Постоянно творил Иисусову молитву.

Никто не видел, чтобы он когда-нибудь смеялся. Имел дар умиления и дар слез. На нем видимо почивал Дух Святый, прославивший его необыкновенными дарами благодати Божией – даром чудес, исцеления и прозрения будущего, даром проникать в глубину человеческого сердца и в сокровенные изгибы его.

Среди множества печатных сообщений об архиепископе Антонии были и такие, которые пытались опорочить его, выставить его очень хитрым, даже «замечательным по своей хитрости».

Так характеризует его журнал «Русский архив». В качестве примера там приводится эпизод, когда архиепископ Антоний просил назначить ему викария.

Был назначен епископ Иринарх, которого преосвященный Антоний оценил очень высоко. Благодаря за скорое исполнение его просьбы, он писал, что «присланный епископ так отличен по достоинствам своим, что приличнее мне быть у него викарием, чем ему у меня». После этого епископ Иринарх был переведен на самостоятельную кафедру, а викарием назначили бывшего ректора Воронежской духовной семинарии.

Для беспристрастного взгляда этот случай только лишний раз подчеркивает смирение архиепископа, а журнал «Русский архив» безапелляционно комментирует его как факт, порочащий преосвященного Антония: «хитрый старик скоро заметил, что викарий сей скоро усилится, почему и ходатайствовал о перемене его».

Далее он рассуждает: «Преосвященного Антония разумеют везде за весьма хорошего человека; надобно полагать, что он таков и есть. Впрочем, в разговорах и сношениях с ним заметна еще только ловкость, свойственная малороссиянам. Он со всеми обходителен, принимает и выслушивает людей всякого звания и состояния, помогает бедным и по наружним действиям его нельзя ни в чем опорочить».

В этих словах явно просвечивает тонкий яд, прозрачный намек на то, что все его добродетели чисто наружные, и, таким образом, журнал «Русский архив» искусно бросает тень даже на такого святителя, против которого не нашел никаких порочащих сведений.

Ясно видно, что характеристика «Русского архива» тенденциозна и неосновательна.

Свидетели, говорящие в пользу владыки Антония, безусловно авторитетны.

В числе их преподобный Серафим Саровский, который особенно почитал его, и лица, близкие к Дивеевской обители, после смерти преподобного Серафима обращавшиеся за духовной помощью к архиепископу Антонию.

Еще при жизни отца Серафима и по его благословению к архиепископу Антонию ездил и получил исцеление от своей вторичной болезни Н. А. Мотовилов, который в своих записках говорил о духовном единении двух великих подвижников. «Я пробыл в Воронеже более 3-х месяцев в совершенном и полном здравии, – пишет он. – 2 января 1833 года вечером услыхал я от высокопреосвященнейшего Антония, что батюшка отец Серафим в ночь на этот день, во втором часу за полночь, скончался, о чем он сам, ему явясь, очевидно, возвестил. Он о нем сам в тот же день соборно отслужил панихиду.

А я 4-го января выехал из Воронежа и 11-го прибыл в Саровскую пустынь через два дня после погребения отца Серафима».

Следует иметь в виду, что в то время не было не только привычных нам телеграфа и телефона, но даже и железной дороги. Мотовилов, который несомненно торопился, чтобы попасть к погребению отца Серафима, добрался от Воронежа до Сарова только на 8-й день, значит, и извещение о смерти старца не могло дойти в Воронеж быстрее этого. А между тем архиепископ Антоний отслужил панихиду в самый день его смерти, соборне, в присутствии, можно думать, большого количества людей. Значит, у него не было ни малейшего сомнения в истинности полученного им особым путем известия.

Также еще при жизни отца Серафима к архиепископу Антонию приводили и известную впоследствии Дивеевскую юродивую Пелагею Ивановну.

Она тогда еще только начинала свой подвиг. Родные считали ее «порченой» и в надежде на исцеление повели к мощам святителя Митрофана и к преосвященному Антонию. Владыка благословил их и три часа беседовал с Пелагеей Ивановной наедине. Спутницы ее, гордившиеся тем, что могут сделать пожертвование, разобиделись, что преосвященный оказал предпочтение «дурочке», а он сказал им: «Не земного богатства ищу я, а душевного». И отпустил их с миром.

Невольно бросается в глаза, что ищущие исцеления шли в Воронеж не только к мощам святителя Митрофана, а к здравствующему владыке Антонию.

Так делали многие, в том числе и Н. А. Мотовилов, который пишет: «До сих пор... благодатию Божиею и общими молитвами великого старца Серафима и трех святителей великих: Митрофана, Тихона и Антония, пользуюсь в течение 38 лет совершенным здравием, о чем печатно свидетельствую».

Значит, слава благодатной жизни архиепископа Антония была настолько велика, что свет ее был виден даже рядом с такими великими светильниками, какими были святители Митрофан, Тихон и преподобный Серафим Саровский.

Незадолго до смерти, уже больной, архиепископ Антоний посетил Задонск, где в 1845 году были обретены мощи святителя Тихона (общецерковное прославление состоялось в 1861 году; память 13/26 августа). Это событие наполнило радостью сердце Антония. Перед гробом святителя он воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром!» По возвращении из Задонска преосвященный Антоний стал все более и более слабеть.

12 сентября 1846 года он в последний раз отслужил Божественную литургию.

Чувствуя всеобщую слабость, он продолжал заниматься делами, в декабре диктовал поздравительные письма на праздник Рождества Христова.

17 декабря просил своего духовника совершить в его кабинете водоосвящение; пил святую воду и окропил ею свое лицо. Вечером того же дня он пожелал исповедоваться, а 18 декабря после ранней обедни в своих покоях приобщился Святых Таин.

19 декабря архиепископ попросил отслужить в Благовещенской церкви молебен перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а сам в это время долго молился в своем кабинете.

Затем сдал все дела викарию, а всю ночь провел на молитве.

Утром 20 декабря назначил соборование на 6 часов вечера, велел раздать милостыню нищим, послать к празднику денежные письма бедным.

По окончании соборования преосвященный Антоний благословил всех находившихся у него, попросил у всех прощения, затем пожелал остаться один. В самые последние минуты он опять позвал всех к себе, попросил зажечь побольше свеч, сам лежал на одре, а окружающие стояли перед ним на коленях, и он возлагал на всех крестообразно руки свои, дыхание его уже прерывалось.

И в десятом часу вечера 20 декабря 1846 года, на 74 году жизни, архиепископ Антоний отошел ко Господу.

Погребение его было совершено 27 декабря в Благовещенском соборе, рядом с могилой святителя Митрофана.

И при жизни, и по кончине своей преосвященный Антоний не раз являлся разным людям в сонном видении, то утешая, то предостерегая, а иногда и наказывая. Иногда являлся не один, а со святителями Митрофаном и Тихоном.

Архимандрит (впоследствии митрополит) Серафим (Чичагов; память 28 ноября/11 декабря и в Соборе новомученников и исповедников Российских) в своей книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» приводит некоторые данные об архиепископе Антонии именно как о человеке, которого особенно уважал преподобный Серафим, и при этом делает следующий вывод: «В счастливые первые 30 лет XIX столетия в России еще были светильники и великие рабы Божии, которые, может быть, своими молитвами и спасали отечество в тяжелые годины нашествия двунадесяти язык и западных влияний. К ним должен быть причислен и преосвященный Антоний».

Народ еще при жизни архиепископа Антония считал его святым. Могила его до нашего времени привлекает богомольцев, которые служили на ней панихиды и по милости Божией, и по вере своей получали исцеление.

Труды: Проповеди // Христианское чтение. – 1837, апрель; 1848, январь.

Письмо к отцу о пребывании императора Александра I в Киеве // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1862, кн. 1 – С. 189–190.

8 слов Антония // Савостьянов Н.М. Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского. – СПб., 1852; Воронеж, 1914.

Духовное завещание [пастве] // Душеполезное чтение. – 1893, ч. 2, № 6. – С. 275–281.

Литература: Севостьянов H. М. Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского. – СПб., 1852; – Воронеж, 1914.

Кременецкий А., священник. Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский. – Воронеж, 1906.

Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев, 1856, т. 2. – С. 362–384.

Порфирий (Григорьев), монах. Письма затворника Георгия. – СПб., 1894. – С. 90–96.

Александр (Кременецкий), архимандрит. Высокопреосвященный Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский. – Воронеж, 1915.

Поселянин Е. Русские подвижники XVIII века. – 1-е изд. – СПб., 1900. – С. 46–48; 2-е изд., доп. – 1910.

Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – Пг., 1916. – С. 471.

Некрасов М. И., протоиерей. Жизнеописание архиепископа Антония Воронежского. – Воронеж, 1890.

Нилус С. Служка Божией Матери и Серафимов. – М.. 1904. – С. 79–82, 102–103.

Серафим (Чичагов), архимандрит. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии... – 2-е изд. – СПб., 1903. – С. 302–30 5, 470–472, 480–481, 513, 704, 801.

Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 647.

Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825г., – Берлин, 1876. – С. 36.

Леонид (Краснопевков), архиепископ. Записки. – М., 1907. – С. 68, 69.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 839.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, № 251.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 463.

Памятные записки игумении Евгении (Озеровой). – М., 1899. – С. 64–65.

Письма митрополита Московского Филарета к С. Д. Нечаеву // Русский архив. – 1893, кн. 1. – С. 77, прим. 2.

Рескрипты высочайших особ Антонию // Русский архив. – 1897.

Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 19–54, 59, 60.

Русский инок. – 1910, № 14. – С. 55–63.

Православный собеседник. – Казань, 1899, июнь. – С. 753.

– 1905, май. – С. 98.

Душеполезное чтение. – 1895, ч. 3. – С. 120, 369.

– 1897, ч. 2. – С. 532–536.

Русская старина. – 1882, январь. – С. 97, 100, 106.

– 1885, октябрь. – С. 160.

Русский архив. – 1895, кн. 1, № 2. – С. 194–196; кн. 1, № 4. – С. 483; кн. 3. № 11. – С. 396.

– 1899, кн. 2, № 6. – С. 207.

Журнал Московской Патриархии. – 1945, № 12. – С. 45.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. 2, доп. – С. 574–575. 1907, т. 3. – С. 215, 216, 219, 222, 359; т. 5. – С. 105, 192, 194, 296, 297; т. 10. – С. 324; т. 12. – С. 490–526, 566, 710–715, 762–763.

Московские церковные ведомости. – 1907, № 4. – С. 104–105.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 251.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 1. – С. 885–887; т. 3. – С. 844.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 193, 552.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 2. – С. 225.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 61.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle