Антоний, митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский (Рафальский Григорий Антонович)
Родился 19 февраля 1789 года в селе Нуйне Волынской губернии в семье священника.
Первоначальное образование получил в униатском духовном училище Верховского Базилианского монастыря, где научился польскому и латинскому языкам.
В 1800 году поступил в Волынскую духовную семинарию в г. Остроге.
В 1807 году, как лучший ученик, он был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию, но по болезни в академию не поступил.
В 1809 году окончил Волынскую духовную семинарию и оставлен в ней учителем поэзии в младших классах.
В 1809 году рукоположен во священника.
В 1812 году вследствие нашествия на Россию неприятеля отправлен вглубь России с архиерейскою ризницей, консисторским архивом и семинарскою библиотекой.
В 1813 году за исполнение данного ему трудного поручения возведен в сан протоиерея к соборной Острожской церкви.
В 1815 году освобожден от преподавания в духовной семинарии и оставлен в должности эконома семинарии и архиерейского дома.
В 1818 году назначен кафедральным протоиереем, членом консистории и благочинным.
В 1821 году овдовел.
С 1831 года – законоучитель в Кременецком лицее.
20 ноября 1832 года, по совету митрополита Московского Филарета (Дроздова; † 1867), принял монашество и был возведен в сан архимандрита.
В 1833 году утвержден наместником Успенской Почаевской лавры, обращенной им в 1831 году из униатства в Православие.
8 июля 1834 года хиротонисан во епископа Варшавского, викария Волынской епархии.
5 октября 1840 года возведен в сан архиепископа. 17 января 1843 года возведен в сан митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского.
Скончался 16 ноября 1848 года. Погребен в Александро-Невской лавре.
Преосвященный Антоний особенно покровительствовал живописи и иконописанию в семинарии. Он говорил, что на священнике, как на хозяине церкви, лежит прямая обязанность заботиться о ее благоустройстве, и, следовательно, он должен понимать иконописание. Поэтому он заставлял воспитанников заниматься иконописанием. О характере и деятельности митрополита Антония высказываются противоположные мнения. По одним сведениям, владыка Антоний, еще будучи протоиереем в Остроге и Кременце, обратил на себя внимание своей просветительной пастырской деятельностью и особенно присоединением к Православию значительной части униатов, в том числе монахов Успенской Почаевской лавры.
Его деятельность привлекла внимание военного губернатора Потемкина и генерал-губернатора Левашева, а через них и самого императора Николая I.
Это послужило причиной назначения его на вдовствующую Санкт-Петербургскую кафедру после смерти митрополита Санкт-Петербургского Серафима (Глаголевского; † 1843).
Будучи еще епископом в Варшаве, Антоний расположил к себе не только русское, но и польское население города своими высокими душевными качествами: благоразумием, любовью и отзывчивостью.
Сами иноверцы считали его одним из редких людей своего края. Любовь, с которой действовал архипастырь, произвела то, чего не могла сделать сила. Уже через год те, кто считал его пришельцем, с радостью признали в нем не только достойного святителя, но и мудрого для них самих советника, любвеобильного помощника и миротворца.
Поставленный в высокое положение первенствующего архиерея, ободренный явным вниманием высочайшей власти, митрополит Антоний на первых порах в Петербурге занялся обозрением всех церквей и подведомственных учреждений столицы. Сам совершал богослужения. Эта деятельность хотя и имела в основе лишь внешнюю сторону, но произвела на всех большое впечатление. Митрополит часто посещал и духовные учебные заведения столицы, сам вызывал и спрашивал учеников.
Внешний характер деятельности митрополита выразился и в том, что он много внимания уделял отделке митрополичьего дома, приобрел великолепную золоченую мебель, выезды совершал очень пышно на 6-ти, а иногда и на 8-ми лошадях с кучером, двумя форейторами и двумя гайдуками. Эта выставка внешнего блеска вскоре породила мнение в Санкт-Петербурге не в пользу митрополита. Все поняли, что она не является основой внутренних достоинств: глубокого ума, широкого образования, обязательных для православных пастырей иноческого смирения и простоты, твердости и влиятельности власти. Вся эта пышная святительская грандиозность отжила свой век и пришла из Варшавы, из католичества.
Всё в действиях митрополита стало вызывать критику.
Он не смог установить нормальных деловых отношений и с обер-прокурором Святейшего Синода графом Н. А. Протасовым. Вследствие нравственного разрыва с энергичным обер-прокурором «голос митрополита Антония был мало слышен в высшем управлении Русской Церковью».
Последствия разногласий с графом Н. А. Протасовым оказались печальными для митрополита. Он был поражен параличом, уже вторичным. Владыка Антоний продолжал еще двигаться, присутствовать в Святейшем Синоде, заниматься делами епархии и даже иногда священнодействовать. За полтора года до кончины он окончательно ослаб и был прикован к одру болезни. Таким образом, митрополит Антоний не оправдал тех надежд, которые возлагало на него общество в самом начале его деятельности. А стремление внешним блеском покрыть недостаток внутренних достоинств привело к тому, что современники митрополита Антония нелестно и резко отзывались о нем. Вот как охарактеризовал личность митрополита Антония о. Мирошкин в своих «Материалах» для истории Православной Церкви: «Антоний был барин и сибарит. Он любил жить на широкую ногу, имел роскошный стол, редкий день обедал один, и редкий стол проходил у него без шампанского.
Не удивительно, что такая страсть хорошо и много кушать и пить, при довольно тучном телосложении, имела следствием паралич».
Сенатор К. И. Лебедев в своих «Записках» писал: «Сего дня умер митрополит Антоний. Ни духовные, ни светские о нем не жалеют. Орудие видов, он уронил значение сана в глазах святош и кощунов; ни жизни, ни учености – ничего в нем не было замечательного.
Улыбающееся лицо, большая борода, проворная рука и какая-то неприличная для нас светскость домоустройства».
Литература: Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. – Новгород, 1897. – С. 182–192.
Громачевский A. Л. Преосвященный Антоний, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. – СПб., 1880.
Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича. – СПб., 1913. – С.881–886.
Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т, – Одесса, 1913, т. 1. – С. 105, 108–118.
Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 12.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1395, 1407, 1411.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 281.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 564–571.
Православные святыни в Варшаве // Русский паломник. – 1915, № 35. – С. 551–553.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 38, 266, 936.
Странник. – СПб., 1861, август. – С. 25–58; октябрь. – С. 145–154.
Надгробное слово митрополиту Антонию, говоренное Иннокентием, епископом Херсонским // Христианское чтение. – СПб., 1849, № 1. – С. 62.
Русский архив. – 1903, кн. 1, № 4. – С. 537.
– 1910, кн. 1, № 3. – С. 402, 406; 492; кн. 2, № 8. – С. 516; № 10. – С. 507; кн. 3, № 10. – С. 249; № 11. – С. 493, 494.
– 1912, № 10. – С. 233.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 281.
Исторический вестник. – 1884, февраль. – С. 428.
– 1888, февраль. – С. 302.
Русская старина. – 1876, июнь. – С. 299; ноябрь. – С. 633.
– 1879, март. – С. 566.
– 1885, декабрь. – С. 501.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 787.
Петербургский некрополь. Сост. Сайтов В. И.: в 4 т. – СПб., 1912–1913, 1913, т. 1. – С. 75.
Журнал Московской Патриархии. – 1959, № 7. – С. 58.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 1. – С. 891, 892.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 195–196; т. 2. – С. 1676, 2108, 2289.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 1, доп. – С. 128.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 2. – С. 224–225.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 19, 21, 76.