Источник

Антоний, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Добрыня Ядрейкович), († 1232, память 8 октября, 10 февраля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых)

Происходил из местных именитых людей.

В 1201 году совершил паломничество в Константинополь. По возвращении в Новгород принял монашество в Хутынском монастыре.

В 1212 году избран новгородцами архиепископом и отправлен в Киев на посвящение.

В 1218 году переведен на Перемышльскую кафедру.

В 1225 году снова возвращен в Новгород.

В 1228 году по болезни оставил кафедру и удалился в Хутынский монастырь.

По требованию новгородцев в этом же году снова возвращен на Новгородскую кафедру, немой и параличный.

В 1229 году уволен на покой.

Скончался 8 октября 1232 года. Погребен в притворе новгородского Софийского собора.

Основными качествами духовнонравственного облика святителя Антония были следующие: благочестие, миротворчество, любовь к подвижникам благочестия и храмозданию, недоверию своему разуму, значительное для своего времени образование. Свидетельством последнего служило замечательное по обилию Историко-археологического материала описание его путешествия в Константинополь, особенно описание Софийского собора и его сокровищ.

О благочестии святителя в литературе только упоминается, а в чем именно проявилось оно в деятельности епископа – неизвестно.

О его любви к храмозданию говорит тот факт, что первым делом его по приезде в Новгород была перестройка храма в честь преподобного Антония вместо палат своего предшественника.

Кроме того им была построена церковь во имя святой великомученицы Варвары.

Наиболее ярко проявился в нем дух миротворчества. Время, в которое святительствовал преосвященный Антоний, было самым смутным временем для Новгорода, который колебался тогда между князьями Южной Руси и великим князем Владимирским. Частые смуты происходили и в самом Новгороде. В это-то время святитель и явил дух миротворчества. Он всеми силами стремился умиротворить враждующие стороны, чего, конечно, и достиг, хотя и с трудом.

О его любви к подвижникам благочестия и о недоверии своему разуму говорит тесная или, лучше сказать, духовная дружба с преподобным Варлаамом Хутынским (память 6/19 ноября), которого владыка Антоний часто посещал, долгое время проводил в беседах и почти ничего не делал без его совета.

К местному почитанию архиепископ Антоний был причислен, вероятно в 1439 году, когда Новгородский святитель Евфимий установил празднование новгородским князьям и святителям, погребенным в Софийском соборе.

Местная канонизация была подтверждена включением имени архиепископа Антония в Собор Новгородских святых, установленный 10 июля 1981 года по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова).

Труды: Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиепископа Новгородского, в 1200 г. / Под ред. X. М. Лопарева // Православный палестинский сборник. – СПб., 1899, вып. 51. – С. 1–39, 71–94.

Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1891. – С. 116.

Порфирьев И. Я. История русской словесности: в 2 т. – Казань, 1870–1891, т. 1. – С. 391–392.

Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. – М., 1862. – С. 36.

Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. – 3-е изд. – Новгород, 1902. – С. 92.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 597, 599.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 34.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1406.

Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 636–637.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 40.

Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914, т. 1. – С. 38.

Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1863, тт. 1, 3, 4, 5, 7 (по указат. С. 36).

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 188.

Православный собеседник. – Казань, 1891, т. 4. – С. 56.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. / Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб.. 1900–1905, т. 1. – С. 705.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб.. 1890–1907. т. 2. – С. 858.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 2. – С. 214.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 18.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle