Источник

Анастасий, архиепископ Астраханский и Моздокский (Братановский-Романенко Андрей Семенович)

Родился 16 октября 1761 года в местечке Барышевке Переяславского уезда Полтавской губернии в семье священника.

В 1782 году окончил Переяславскую духовную семинарию и поступил преподавателем в Севскую духовную семинарию, через год перешел в Вологодскую, а затем в семинарию Кирилло-Белозерского монастыря.

В 1790 году был вызван в Санкт-Петербург в качестве учителя красноречия в Александро-Невскую духовную семинарию.

26 июня 1790 года принял монашество.

В 1792 году исполнял обязанности катехизатора, а затем законоучителя кадетского шляхетского корпуса.

8 сентября 1792 года возведен в сан архимандрита Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии.

В 1793 году назначен придворным проповедником.

В 1794 году избран членом Российской Академии.

В 1795 году назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом.

С 1796 года – архимандрит Московского Новоспасского монастыря, член Святейшего Синода и законоучитель кадетского корпуса.

20 декабря 1797 года хиротонисан во епископа Могилевского и Белорусского.

15 сентября 1801 года возведен в сан архиепископа.

С 4 декабря 1803 года – архиепископ Могилевский и Витебский.

20 декабря 1805 года по болезни назначен на кафедру в Астрахань.

Скончался 9 декабря 1806 года.

Архиепископ Анастасий занимает очень видное место в истории русского проповедничества. Его проповеди имели своеобразное достоинство и оказали немалое влияние на последующее развитие русского проповедничества.

Преосвященного Анастасия сравнивали с французским проповедником Массильйоном. Он имел титул «русского массильйона».

По своему направлению Анастасий может быть причислен к разряду проповедников-публицистов. Он проповедовал о подчинении разума вере и обуздании чувственности, о бессмертии души, о Промысле Божием и тому подобных истинах, против которых восставала тогдашняя философия.

Будучи в Санкт-Петербурге присутствующим в Святейшем Синоде, составил план преобразования духовных училищ, за что награжден алмазною панагиею.

Преосвященный Анастасий был знатоком и любителем церковного пения.

Ему принадлежит известный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе».

В 1801 году по поручению императора Павла I он размножил и исправил труд Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи».

Труды: Классическая книжка. – М., 1806. (Трактат о расположении проповедей).

Переводы с французского: Предохранение от безверия и нечестия, здоровым рассудком, совестью и опытами доказанное. – СПб., 1794.

Арнод Ф. Плач Иеремии пророка. Поэма. – СПб., 1797.

Истинный Мессия, или Доказательство о Божественном пришествии Иисуса Христа и Его Божества. – М., 1801 и 1851 г.

Формей Ж.А. Опыт о совершенстве. – СПб., 1805.

Не издано: Толкование на Евангелие от Иоанна (рукопись).

Слова и речи:

при вступлении в должность законоучителя при кадетском корпусе. – СПб., 1792;

в день рождения Екатерины II. – СПб., 1792;

в день Преображения Господня. – СПб., 1792;

в день тезоименитства Великой княгини Елизаветы Алексеевны. – СПб., 1793;

на погребении графини Остермановой. – СПб., 1793;

при выпуске кадетов. – СПб., 1793;

на новый 1794 год. – СПб., 1794;

в день рождения Великой княгини Марии Федоровны. – СПб., 1794;

на погребение действительного тайного советника И. И. Бецкого. – СПб., 1795;

на погребение сенатора А. А. Нарышкина. – СПб., 1795;

на погребение графа Шувалова;

в день тезоименин Великой княгини Анны Павловны. – СПб., 1795;

при выборе судей. – М., 1802;

при восстановлении в Белоруссии Могилевской губернии. – СПб., 1802;

Поучительные слова: в 4 т. – СПб., 1796, т. 1, 2; 1806, т. 3; 1807, т. 4.

Литература: Сухомлинов М. И. История Российской академии. – СПб., б. г., т. 1. – С. 245–257.

Порфирьев И. Я. История русской словесности: в 2 т. – Казань. 1870–1891, т. 2. – С. 400, 405.

Горючко П. С. Анастасий Братановский, архиепископ Астраханский и Кавказский. – Астрахань, 1902.

Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. – СПб., 1857. – С. 5.

П. М. Из прошлого // Русский вестник. – 1868, № 4.

Заведеев П. История Русского проповедничества от XVII в. до настоящего времени. – Тула, 1910.

Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами: в 7 т. – СПб., 1861–1863, т. 4.

Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 529–533.

Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. – М., 1836.

Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб., 1827.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1395, 1404.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 176.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 394–396.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 176.

Плюшар А. А. Энциклопедический лексикон: в 17 т. – СПб., 1835–1841. т. 7.

Письма и записки разных лиц к графу Хвостову. См. Хвостов Д. И. Полное собрание: в 5 ч. – СПб., 1821–1827, т. 3.

Русское проповедничество. – СПб., 1871.

Православный собеседник. – Казань, 1898, октябрь. – С. 423.

– 1899, январь. – С. 112, 114.

Странник. – СПб., 1887, август. – С. 500.

Труды Киевской духовной академии. – 1868, июль. – С. 109–146.

Русская старина. – 1885, июль. – С. 168.

– 1873, январь. – С. 110; апрель. – С. 498.

– 1880, январь. – С. 125.

– 1910, май. – С. 289–296; июнь. – С. 407–409, 414.

Исторический вестник. – 1881, март. – С. 500.

– 1885, июль. – С. 528.

– 1890, август. – С. 408.

Цесаревич Николай в Астрахани. // Русский архив. – 1898, кн. 3. Русский архив. – 1904, кн. 2, № 8. – С. 598–602, 601.

Могилевские губернские ведомости. – 1846, № 49.

Известия по Казанской епархии. – 1903, № 13. – С. 65.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 1. – С. 670–671; т. 2. – С. 107.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 154; т. 2. – С. 1582.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. / Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905, т. 1. – С. 570.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 2. – С. 514.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 2. – С. 102.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 52, 55.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle