Источник

Иннокентий, святитель, епископ Иркутский и Нернинский (Кульчицкий Иван) († 1731, память 9 / 22 февраля и 26 ноября / 9 декабря, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых)

Родился в 1680 или 1682 году в Черниговской губернии.

Происходил из древнего дворянского рода.

С 1695 года обучался в Киевской духовной академии.

В 1706 году окончил курс обучения.

В 1708 году в Киево-Печерской лавре пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха.

В 1710 году иеромонах Иннокентий был вызван в Москву местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Стефаном Яворским для преподавания в Московской Славяно-греко-латинской академии.

С 1714 года – префект той же академии.

Он преподавал словесность, гомилетику, нравственное богословие, метафизику и философию.

В 1719 году его в числе наиболее образованных иноков по указу Петра I вызвали в Петербург в Александро-Невскую лавру и в должности соборного иеромонаха назначили на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле (Таллин). Вскоре он получил новое назначение на должность обер-иеромонаха флота в финский город Або. Как старший иеромонах флота он духовно руководил всем духовенством, служившим на кораблях.

С конца 1720 года исполнял должность наместника Александро-Невской лавры.

В 1721 году Святейший Синод определил иеромонаха Иннокентия в Русскую духовную миссию в Пекине с возведением в сан епископа Переславльского, а 5 марта 1721 года состоялась его хиротония в Троицком соборе лавры, в присутствии Петра I.

С этого времени началась более обширная деятельность его на Божией ниве.

В апреле 1721 года он отправился к месту своего нового назначения в сопровождении 12 человек священно-церковнослужителей. В марте 1722 года он достиг Иркутска и, переправившись через Байкал, вынужден был остановиться в Троице-Селенгинском монастыре, т. к. китайские власти, по проискам иезуитов, живших в Пекине, воспрепятствовали въезду в свою столицу православного епископа.

В течение трех лет пришлось владыке Иннокентию жить в Селенгинском монастыре. Трудна и печальна была его жизнь здесь без средств и в неизвестности, что будет с ним далее.

Владыка сам шил и починял себе платье, писал иконы, исполнял монастырские работы и, вообще, не выделялся по образу жизни из простых монахов.

Но, несмотря на такую обстановку, преосвященный не унывал и не бездействовал.

Он находил себе утешение и твердость в молитве и ежедневном богослужении. Святитель проповедовал слово Божие между язычниками и крестил много бурят и других инородцев, кочевавших около Селенгинска.

В феврале 1725 года из Синода пришел указ, повелевавший святителю выехать из Селенгинска в Иркутск, где архипастырь поселился в Вознесенском монастыре.

В августе 1727 года кончилось временное пребывание епископа Иннокентия в Селенгинске, он получил указ о назначении его правящим епископом новой Иркутской епархии. Здесь святитель неутомимо работал почти четыре года. Ему пришлось не только приводить церковные дела в порядок, но иногда все вновь создавать. Первым шагом в его деятельности было обозрение своей обширной епархии. Состояние паствы и духовенства было далеко не утешительным.

Жители епархии были чрезвычайно грубы и преданы различным порокам, и преосвященный Иннокентий должен был приложить много труда, чтобы изжить эту варварскую грубость и заставить свою паству соблюдать хотя бы важнейшие заповеди.

Среди духовенства немало еще было безграмотных священников. Против всего этого боролся преосвященный Иннокентий, подавая своей жизнью образец высокой нравственности. Он горячо проповедовал слово Божие, устроил школу для подготовки священников, открывал новые церкви и изыскивал средства для обеспечения их и монастырей.

Он ходатайствовал, чтобы уничтожены были в вотчинах монастырей винные откупа, чтобы духовенство освобождено было от незаконных поборов, чтобы была урегулирована торговля церковными свечами.

Огорчало его то, что в своей деятельности он мало находил поддержки со стороны светской власти.

Но преосвященный Иннокентий, эта светлая личность Сибири, безропотно и терпеливо переносил свою полную трудов и лишений жизнь. Простота, общедоступность, кротость, истинное смирение и незлобие отличали всю его деятельность. Он был начальником в равной мере строгим и справедливым, истинным другом всех кающихся и исправляющихся.

Усердные труды преосвященного, согретые любовью к своему делу, принесли заметные результаты – тысячи язычников приняли святое крещение.

Не отличаясь крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод святитель Иннокентий рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27 ноября 1731 года.

Погребен в пещере под деревянной церковью Тихвинской иконы Божией Матери.

В 1764 году при ремонте церкви, где был погребен епископ Иннокентий, было обнаружено, что тело, одежды и гроб святителя сохранились нетленными и прославились многими чудесами.

В 1800 году жители Иркутска просили об открытии мощей святителя.

1 декабря 1804 года преосвященный Иннокентий был причислен к лику святых и установлено празднование его памяти по всей России 26 ноября, так как в день преставления совершается празднование иконе Божией Матери «Знамение».

19 января 1805 года мощи святителя были открыты, а 16 февраля того же года перенесены в соборную церковь Вознесенской обители и открыто почивали там в серебряной раке.

Литература: Модест. Жизнь святителя Иннокентия. – СПб., 1879.

Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича. – СПб., 1913. – С. 193.

Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Очерк из истории Православной Церкви и древнего благочестия на Волыни... – Житомир, 1878. – С. 241–246.

Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Волыно-Почаевский Патерик. – М., 1888. – С. 228–232.

Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М.. 1901. – С. 616–617, пр. 50.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 22.

Барсуков Η. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 223.

Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 173–176.

Барсуков И. П. Иннокентий святитель – первый Иркутский епископ. – СПб., 1905.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 4. – С. 289, 645, 1140.

Полное собрание Житий святых Православной Греко-российской Церкови / Под редакцией Е.

Поселянина. – СПб., б. г. (приложение к журналу «Русский паломник»). – 1908, ноябрь. – С. 193.

Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. – СПб., 1862. – С. 104–105.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М.. 1908. – С. 227, 228.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 555.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 63. 64.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 22.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 699, 702, 723.

Жизнь святителя и чудотворца Иннокентия, первого епископа Иркутского. – М., 1887; Томск, 1890.

Повествование о Сибири. Латинская рукопись столетия, изданная с российским переводом и примечаниями Григорием Спасским. – СПб., 1822. – С. 73–78 (1817 г.).

Исторические сведения о монастырях. – М., 1852.

Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 2 т. доп. – М., 1903–1911; 1908; 1916; доп. т. 1. – С. 389.

Иркутские епархиальные ведомости. – 1863, № 3–12.

Афонская летопись // Душеполезные собеседования. – 1911. – С. 376.

Православный собеседник. – Казань, 1855, кн.З.

– 1899, январь. – С. 123–132; март. – С. 370.

– 1905, ноябрь. – С. 513–530, 550.

– 1911, январь. – С. 127, 130.

– 1913, февраль. – С. 122.

Церковный вестник. – 1891, № 33. – С. 517; № 37. – С. 588. 1895, № 31. – С. 986; № 32. – С. 1020.

Русский паломник. – 1904, № 18. – С. 309.

– 1905, № 6. – С. 76–79; 95–96.

Душеполезное чтение. – 1882. – С. 220.

Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1905, № 10. – С. 422–426.

Известия по Казанской епархии. – 1868, № 19. – С. 560.

Странник. – СПб., 1872, май. – С. 153.

Русская старина. – 1881, ноябрь. – С. 641–642.

Русский архив. – 1895, кн. 1, № 3. – С. 298.

Китайский благовестник. – 1947, август-сентябрь. – С. 5–6.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб.. 1900–1911, т. 5. – С. 942, 1027.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 944, 955.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 8. – С. 108–109.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle