Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (Борисов Иван Алексеевич)
Родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника.
Первоначальное образование получил в Воронежском уездном училище, по окончании которого поступил в Орловскую духовную семинарию.
Среди своих сверстников он отличался необыкновенными способностями, которыми восхищал своих воспитателей.
В 1819 году он окончил семинарию и как один из лучших выпускников ее был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию.
Здесь с новой силой проявились его выдающиеся способности. Помимо слушания лекций он очень много занимался самообразованием и иногда излагал перед своими товарищами учение того или иного философа с такою ясностью и простотой, что превосходил лекции профессорские. Все науки ему давались легко. Он единогласно был признан первым студентом академии.
В высшем отделении академии Иван Борисов много занимался составлением проповедей, и уже в это время в нем обнаружилось высокое самобытное дарование как отличного церковного проповедника, прославившее его затем по всей России и даже за ее пределами.
В 1823 году Иван Алексеевич Борисов окончил академию со степенью магистра.
Сразу же после окончания академии, 28 августа 1823 года, он был назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Санкт-Петербургской духовной семинарии, а через три месяца еще и ректором Санкт-Петербургского Александро-Невского училища.
10 декабря 1823 года Иван Борисов был пострижен в монашество с именем Иннокентий и в этот же день рукоположен во иеродиакона, а 29 декабря 1823 года – во иеромонаха.
10 декабря 1824 года иеромонах Иннокентий был переведен бакалавром богословия в Санкт-Петербургскую духовную академию, а 2 сентября 1825 года был назначен инспектором этой академии.
За образцовое преподавание богословских наук 6 января 1826 года он был возведен в степень экстраординарного профессора богословия. Повышение его по службе шло очень быстро.
16 марта 1826 года иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.
Архимандрит Иннокентий вскоре затмил своими лекциями всех профессоров академии. Он читал обличительное, затем основное богословие, где в полной мере раскрылись замечательные стороны таланта и образования молодого профессора. Он был всесторонне развит, интересуясь не только духовными, но и светскими науками, и часто своими суждениями о различных предметах поражал даже специалистов.
За 6-летний период службы в Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Иннокентий оставил о себе неизгладимое впечатление.
В это время он прославился и как отличный духовный проповедник.
Своими вдохновенными речами он пробуждал, увлекал, восторгал умы слушателей.
Кроме преподавательской деятельности архимандрит Иннокентий с успехом выполнял целый ряд поручений Комиссии духовных училищ, за что был несколько раз удостоен наград и различных поощрений. Активно занимался молодой профессор и научной деятельностью. За различные сочинения Историко-богословского характера 3 сентября 1829 года профессору архимандриту Иннокентию была присвоена высшая ученая степень – доктора богословия.
Однако можно сказать, что не наука была его истинным призванием, а искусство человеческого слова. Он был не только отличный знаток, но и гениальный художник отечественного слова.
«Светлый ум, обширная память, творческое воображение, всесторонняя ученость, увлекательное красноречие, величественный и благолепный вид» – вот черты, которыми характеризовали современники прославленного Иннокентия.
27 августа 1830 года архимандрит Иннокентий был переведен в Киевскую духовную академию на должность ректора и профессора богословия.
Период ректорства архимандрита Иннокентия был периодом подъема Киевской духовной академии. Он совершенствовал учебный процесс, тщательно подбирал преподавательский состав, улучшил материальное и бытовое положение воспитанников академии. Он умел угадывать таланты и всегда старался развивать их и поощрять.
Со всеми студентами он всегда обходился ласково, вежливо и благородно, к недостаткам и проступкам их был снисходителен. В нем мудро сочетались строгость и благость.
Он обычно вразумлял и исправлял виновных более устрашая, чем наказывая.
Иногда он был вспыльчив и раздражителен, но непамятозлобив, и если на кого гневался, то сам первый и раскаивался в этом. Отличаясь необычайной работоспособностью, он читал массу книг и своих воспитанников приучал дорожить временем, любить труд.
К отличительным чертам его относились щедрость и даже расточительность в денежных вопросах, он был милостив ко всем, ищущим помощи, но особенно к лицам духовного сословия.
3 октября 1836 года в Санкт-Петербурге архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии с управлением Киево-Михайловским монастырем, оставаясь в то же время ректором Киевской духовной академии.
В связи с занятостью делами епархиального управления преосвященный Иннокентий вынужден был сложить с себя должность профессора богословия.
В это время епископ Иннокентий во главе группы профессоров академии занимался составлением «Догматического сборника», который явился настоящим памятником Православной веры, а также богатым духовным учебным пособием для студентов.
1 марта 1840 года последовало назначение преосвященного Иннокентия епископом Вологодским, где он прослужил менее года. Но и за это короткое время он успел обратить заботливое внимание на дела местной консистории, на улучшение состояния духовных училищ, на обновление архиерейского дома и соборного храма, успел заняться обозрением и отчасти собранием вологодских древностей, составлением своих слов к вологодской пастве, за что получил признательность Святейшего Синода.
31 декабря 1840 года преосвященный Иннокентий был переведен в Харьковскую епархию, которой управлял в течение 7 лет. Правил он епархией с исключительным благоразумием.
Все боялись его, все говорили: «с этим Владыкою не шути!» Но вместе с тем все его любили, глубоко уважали и гордились тем, что преосвященный Иннокентий – Харьковский епископ.
В Харьковской епархии, наряду с епархиальными делами по воспитанию паствы в духе благочестия, попечительства о монастырях и о духовных училищах, он не оставлял и своих литературно – научных трудов. Много занимался самообразованием, читал массу книг. Вот как вспоминает о нем его современник и близкий к нему протоиерей Г.: «Он не только ходил и сидел с книгою, но и засыпал не с книгою только, а и на книгах. Помню, однажды позвал он меня к себе на самый верхний этаж, называемый антресолями, где были главные его библиотечные комнаты, большие, три или четыре.
Смотрю, лежит он на широком диване, а принимал он – Царство ему Божие – всех, но особенно людей к нему близких, очень просто, можно сказать, дружески или отечески. «А, здравствуйте, отец! – был его привет, – садитесь около меня». Со всею скромностью я ему отвечал: «негде, Вы сами, Владыка, на книгах». Он улыбнулся и сказал: «Правда! Но сказать ли Вам – тут-то, вот в них-το и покой нам. Я никогда так не засну сладко и никогда не сплю так мирно, как с книгою в руках и в головах, особенно меня вразумляет чтение Святого Евангелия, возвышают послания апостола Павла, услаждают послания апостола Иоанна Богослова, проникнутые и дышащие любовию, а когда какое-либо облако находит, помрачается светлость души, я обыкновенно читаю 14, 15, 16 и 17 главы Евангелия Иоанна Богослова, где описывается прощальная беседа Господа нашего Иисуса Христа с возлюбленными Его учениками. Советую и Вам то же делать» – и прибавил – «читайте, читайте и Вы, отче, серьезные книги, ничем так не питается и не возвышается дух наш и не приводится в гармонию, как чтением серьезным! Признаюсь, у меня есть в обыкновении, если мысли не в порядке – я тотчас беру книгу и чтением их упорядочиваю. Оттого у меня, как Вы видите, столько и везде книг разложено».
В харьковский период преосвященным были изданы отдельными книжками целый ряд его бесед. Тогда же он занимался составлением и изданием акафистов: Страстям Господним, Покрову Пресвятой Богородицы, Живоносному Гробу и других.
15 апреля 1845 года «за отличное управление Харьковской епархией» епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.
1 апреля 1847 года он был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде и прямо оттуда 24 февраля 1848 года был назначен в епархию Херсонскую.
По-прежнему, стремясь воспитывать в своей пастве дух религиозного благочестия, высокопреосвященный Иннокентий учредил в Одессе два новых торжественных крестных хода, открыл в Крыму несколько монашеских скитов, восстановил монастыри: Тотемский, Ахтырский, Святогорский и Георгиевский-Балаклавский, собрал в Одессе и поместил в особой часовне копии со всех чудотворных икон России.
Жители Одессы с благоговением и жадным вниманием слушали проповеди своего знаменитого архипастыря.
Источником его проповеднического таланта было его сердце, полное высокой и искренной любви ко Христу и ближним, к истине, ко всему доброму и прекрасному.
В новой своей епархии архиепископ Иннокентий заложил и обновил множество храмов, занимался благоустройством семинарии. Крымский период архипастырской деятельности высокопреосвященного Иннокентия протекал в обстановке тяжелых испытаний для нашей страны. В 1853 году началась Крымская война. В это-то время проявилась еще одна замечательная черта его характера – истинного патриота. В период обороны Севастополя и Одессы он, несмотря на опасность, приезжал прямо к местам боев, воодушевляя солдат своими замечательными проповедями, сам совершал богослужения в походных храмах, проявил исключительную заботу о раненых воинах.
За доблестное служение Церкви и Отечеству в тяжелое для России время архиепископ Иннокентий был удостоен ряда правительственных наград и поощрений.
Несмотря на такое напряженное и тревожное время, он не оставлял и литературной деятельности. Помимо издания двух томов Слов и речей, он в это время составил еще несколько акафистов: Пресвятой Троице, Воскресению Христову, Архангелу Михаилу и другие.
Вскоре после прекращения войны архиепископ Иннокентий поехал с обзором своей епархии, останавливаясь на местах боев, совершал богослужения в разрушенных городах, приветствуя жителей с окончанием бедствия, осматривал поврежденные войной храмы и изыскивал средства для их восстановления.
В дороге он сильно заболел и вынужден был вернуться в Одессу. Болезнь его усиливалась с каждым днем.
До самого момента кончины он находился в полном сознании. В день кончины, 26 мая 1857 года, именно на праздник Святой Троицы, т. е. в тот день, в который он отслужил свою первую литургию в Крымской епархии, архиепископ Иннокентий, как по обыкновению в этот день, попросил сделать ему постель из свежего сена.
На рассвете в 5-м часу утра он встал, поддерживаемый келейниками, несколько раз тихо прошелся по комнате, тревожно и внимательно оглядывая окружающие предметы, затем умильно произнес: «Господи, какой день!». После этого попросил положить себя на приготовленное свежее сено, но через несколько времени поспешно сказал: «Скорее поднимите меня». И на руках келейников, коленопреклоненный, незаметно скончался.
Труды: Сочинения: в 12 т. – СПб., 1900–1901.
Историческое обозрение богослужебных книг Греко-российской Церкви. – 3-е изд. – Киев, 1857.
Письма Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, к разным лицам. – СПб., 1885.
Письма к Гавриилу, архиепископу Рязанскому и Зарайскому. – М., 1869.
Слова к пастве Вологодской. – Вологда, 1860.
Слово по прочтении Высочайшего манифеста 14 марта 1848 г. – СПб.
О великих Господских и Богородичных праздниках. – Киев, 1835; 2-е изд. – Харьков, 1843.
О грехе и его последствиях: Беседы на Святую Четыредесятницу. – Харьков, 1844.
О путях Промысла Божия в жизни человеческой. Падение Адамово: Беседы на Великий пост 1847 года. – СПб., 1847.
Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.
Памятник веры.
История Соборов вселенских и поместных в их подлинных деяниях.
Вертоград духовный.
Церковный архив.
Памятник унии.
Палинодий. И здание книги Захарии Копыстенского.
Подробный Богословский словарь.
История Русской Церкви в связи с историей церквей славянских.
Не унывай (стихотворение) // Душеполезный собеседник. – 1905. – С. 148–151.
Литература: Погодин М. Венок на могилу высокопреосвященного Иннокентия, архиепископа Таврического. – М., 1867.
Буткевич Т. И., священник. Иннокентий, архиепископ Херсонский. – СПб., 1887.
Заведеев П. История русского проповедничества от XVII в. до настоящего времени. – Тула, 1910. – С. 210.
Барсов Н. И. Архиепископ Иннокентий Борисов по новым материалам для его биографии. – СПб.. 1884.
Барсов Н. И. Материалы для биографии Иннокентия Борисова, архиепископа Херсонского и Таврического: в 2 т. – СПб., 1884–1888.
Тузов И. Л.(книжный магазин Петербурга). Каталог духовных и других книг магазина Игнатия Лукьяновича Тузова: в 3 т. – СПб., 1905–1915. – С. 104–105.
Макарий. Биографические записки об Иннокентии // Ученые записки второго отделения Императорской Академии наук: в 7 кн. – СПб.. 1854–1868, 1859, кн. 5. XXXVIII-IV.
Архангельский Н. Иннокентий, архиепископ Херсонский, как учитель христианской нравственности. – Казань, 1889.
Палимпсестов И. Мои воспоминания. – СПб., 1888.
Нилус С. Служка Божией Матери и Серафимов. – М., 1904.
Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911, т. 4. – С. 67, пр. 1, 261, 801; т. 5. – С. 12, 58.110 до 704.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, № 293.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1397, 1 403, 1416.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 10. 20, 489, 733, 966.
Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 20.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. – М., 1832–1891, 1883. – С. 131.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М.. 1908. – С. 300, 788, 792, 794, 795, 796, 797, 888.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб.. 1896. № 293.
Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 17, 96, 249–252.
Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранны е и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888, ч. 1. – С. 128, пр. 1: ч. 2. – С. 36.
Историко-статистическое описание Харьковской епархии. [Филарет (Гумилевский)]. – М., 1852–1858, отд. 1. – С. 27.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 826, 827.
Киево-Златоверхо Михайловский монастырь. Исторический очерк от основания его до настоящего времени. – Киев, 1889. – С. 136.
Афонская летопись // Душеполезный собеседник. – 1898. октябрь. – С. 303, 304.
Труды Киевской духовной академии. – 1884, июнь. – С. 258; август. – С. 583, 593; сентябрь. – С. 132.
– 1885, июнь. – С. 314; июль. – С. 472; август. – С. 671; сентябрь. – С. 156, 311.
– 1886, январь. – С. 119; февраль. – С. 261; апрель. – С. 603; май. – С. 142; август. – С. 640; сентябрь. – С. 178; октябрь. – С. 32; ноябрь. – С. 542; декабрь. – С. 732.
– 1888, ноябрь. – С. 118–127.
– 1889, август. – С. 632–646.
Известия по Казанской епархии. 1887, № 17. – С. 429.
– 1907, № 24. – С. 721–722.
– 1903, № 3. – С. 21; № 9. – С. 652.
Самарские епархиальные ведомости. – 1886, № 11. – С. 226; № 12. – С. 250. 1901, № 2. – С. 99.
Миссионерское обозрение. – СПб., 1901. – С. 146.
Странник. – СПб., 1887, май. – С. 3.
– 1888, сентябрь. – С. 113.
Христианское чтение. – СПб., 1872, июнь. – С. 183–229.
– 1884, январь-февраль. – С. 188–220; март, апрель. – С. 489; июль-август. – С. 99–161.
– 1885, май-июнь. – С. 732–740, 798.
Исторический вестник. 1884, февраль. – С. 336, 342; ноябрь. – С. 454.
– 1885, май. – С. 3, 75; декабрь. – С. 35.
– 1888, январь. – С. 1; март. – С. 726; ноябрь. – С. 10.
– 1890, август. – С. 408.
– 1895, февраль. – С. 650.
– 1900, июнь. – С. 795.
Русская старина. 1874, январь. – С. 137, 138.
– 1876, октябрь. – С. 309.
– 1878, февраль. – С. 203, 203; апрель. – С. 547–549, 552, 562; ноябрь. – С. 373–376, 396, 397–398.
– 1879, апрель. – С. 651–708, 795; май. – С. 189–204; июнь. – С. 367–370; сентябрь. – С. 137–150, 161, 350.
– 1880, январь. – С. 112, 123, 126; февраль. – С. 434; июнь. – С. 225; ноябрь. – С. 789; сентябрь. – С. 215.
– 1881, июнь. – С. 204, 205, 318; апрель. – С. 781, 791, 794; октябрь. – С. 346; ноябрь. – С. 575–581.
– 1882, апрель. – С. 187.
– 1883, июнь. – С. 671, 673; июль. – С. 191–194.
– 1886, январь. – С. 183, 184.
– 1887, апрель. – С. 139.
– 1910, июль. – С. 86.
Православное обозрение. – 1871, т. 3, 1–12. – С. 614. 1872, т. 1, 1–6. – С. 262.
Церковный вестник. – 1891, № 25. – С. 392. 1908, № 31. – С. 970.
Душеполезное чтение. – 1900, ч. 3. – С. 4, 6, 607–623.
Воскресный день. – М., – 1917, 1900, № 52. – С. 618.
Журнал Московской Патриархии. – 1945, № 4. – С. 70.
– 1957, № 4. – С. 61–67.
– 1958, № 2. – С. 38; № 4. – С. 29–31; № 9. – С. 52, 54.
– 1959, № 4. – С. 61, № 11. – С. 39.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. доп. 2. – С. 364–403, 1908, май. – С. 241–257.
Прибавления к «Церковным ведомостям». 1889, № 17. – С. 464, прим.
– 1897, № 8. – С. 299.
– 1900. № 31. – С. 1223–1236; № 52. – С. 2167–2173; № 50. – С. 2072–2076.
– 1903. № 37. – С. 1421.
Православный собеседник. – Казань, 1874, январь. – С. 119.
– 1885, февраль. – С. 201–214.
– 1897, июль. – С. 6–13.
– 1898, май. – С. 192.
– 1899, февраль. – С. 334; апрель. – С. 425–442; май. – С. 701.
– 1902, сентябрь. – С. 125, 312.
– 1913, апрель. – С. 184.
Русский паломник. – 1900, № 50. – С. 842–844; 862–866.
Русский инок. – 1911, февраль, вып. 4. – С. 65; сентябрь, вып. 41–42. – С. 24.
– 1912, вып. 49. – С. 46–51.
Русский архив. – 1871, № 7 к *. – С. 1136, 1307;
– 1895, кн. 2, № 6. – С. 178; № 7. – С. 277–278.
– 1900, кн. 1, № 1. – С. 25.
– 1904, кн. 2, № 5. – С. 50.
– 1912, № 7. – С. 444.
Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. – 1887, кн. 3. – С. 245, 246, 249, 282, 287, 362, 369, 374, 381.
Из записок сенатора К. Н. Лебедева. 1854 г. // Русский архив. – 1888, кн. 2. – С. 365; 1889, кн. 1. – С. 149, 521.
Рассказы митрополита Филарета, записанные А. В. Горским // Русский архив. – 1888, кн. 3. – С. 592–597.
Из бумаги Η. П. Гилярова-Платонова // Русский архив. – 1889, кн. 3. – С. 425.
Письма митрополита Московского Филарета к С. Д. Нечаеву // Русский архив. – 1893, кн. 1. – С. 144, 216.
Несколько слов о преосвященном Иннокентии Херсонском // Русский архив. – 1893, кн. 2. – С. 177–182.
Записки графа М. Д. Бутурлина // Русский архив. – 1897, кн. 2. – С. 176, 596.
Два письма архимандрита Виталия к архимандриту Филадельфу Пузыне // Русский архив. – 1898, кн. 1. – С. 303–304.
Граф Остен-Сакенего письма // Русский архив. – 1898, кн. 2, – С. 116, 117, 121.
Воспоминания Н. Д. Богатинова // Русский архив. – 1899, кн. 1. – С. 662.
Дневник И. М. Снегирева // Русский архив. – 1903, кн. 1, № 2. – С. 220, 246; № 3. – С. 372; кн. 3. – С. 91.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 713; т. 5. – С. 954; т. 10. – С. 619.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб.. б. г., т. 1. – С. 241, 944, 945; т. 2. – С. 2271, 2275.
Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. / Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905, т. 10. – С. 723; т. 11. – С. 162.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 17, 48. 71, 74.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 8. – С. 110–115.