Илиодор, архиепископ Курский и Белгородский (Чистяков Иван Борисович)
Родился в селе Воскресенском Жиздренского уезда Калужской губернии в семье священника.
Обучался в Калужской духовной семинарии.
В 1816 году поступил в Московскую духовную академию.
В 1820 году окончил курс академии со степенью магистра; 18 сентября определен инспектором и профессором Костромской духовной семинарии, а 18 декабря того же года пострижен в монашество.
1 января 1821 года рукоположен во иеродиакона, а 2 января – во иеромонаха.
5 сентября 1822 года назначен инспектором Московской духовной семинарии.
22 августа 1823 года перемещен ректором Рязанской духовной семинарии и определен соборным иеромонахом при Московском Донском монастыре.
С 4 мая 1824 года – игумен Рязанского Иоанно-Богословского монастыря.
22 июля 1825 года переведен настоятелем в Рязанский Свято-Троицкий монастырь и возведен в сан архимандрита.
С 12 декабря 1827 года – ректор Новгородской духовной семинарии.
С 1828 года – настоятель Новгородского Антониева монастыря (по Строеву – в 1828 году он недолго был архимандритом Рязанского Спасо-Преображенского монастыря и только после этого переведен в Новгородский Антониев монастырь).
13 марта 1832 года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского.
24 марта 1844 года возведен в сан архиепископа. Состоял почетным членом конференции Казанской духовной академии.
В 1845 году управлял Белгородским Троицким монастырем.
С 1847 года – член секретной комиссии по делам о раскольниках и отступниках от Православия.
5 ноября 1860 года, по прошению, уволен на покой в Белгородский Троицкий монастырь, где и скончался 2 февраля 1861 года. Погребен под Троицким собором Белгорода.
Сведения об архиепископе Илиодоре весьма противоречивы. В журнале «Русский архив» отмечалось, что, получив звание члена секретной комиссии по делам о раскольниках, преосвященный Илиодор проявил себя слишком ревностным исполнителем, причем не отличался честностью, а прибегал к жестокости и мздоимству.
Не пользовался он большим авторитетом и среди воспитанников Курской духовной семинарии. На преосвященного Илиодора было составлено немало семинарских эпиграмм, од, сатирических произведений.
Однако он не был равнодушным и невнимательным к успехам воспитанников.
Его привели в восторг ответы на экзаменах Михаила Булгакова (впоследствии митрополит Московский Макарий; † 1882). Сразу же после экзамена архиепископ Илиодор узнал о семье даровитого ученика и позаботился о его обеспечении. Преосвященный так полюбил Михаила, что даже брал его на каникулы к себе в дом. Впоследствии одаренный воспитанник Булгаков был послан для продолжения образования в Киевскую духовную академию.
Архиепископ Илиодор с особенным почитанием и любовью относился к Глинскому подвижнику старцу Феодоту, был к нему очень внимателен и просил молиться за себя.
Преосвященный Илиодор занимался и проповедничеством. Хотя и не отличался особой силой слова, но произведения свои печатал. Из всех изданных его произведений архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) высокую оценку дал лишь его «Четыредесятнице».
Труды: Словесное млеко или собрание слов: в 2 ч. – 1839.
Собрание слов и бесед. – 1839 и 1849 г.
Духовное брашно. – 1846.
Духовная вечеря. – 1847.
Святая Четыредесятница: в 2 ч. – 1830, 1842, 1847.
Слово по освящении Трехсвятительского храма при Курском архиерейском дом е сентября 26 дня 1851 г. // Христианское чтение. – 1851, ноябрь. – С. 412–417.
Поучения на слова Апостола (1Сол. 5:17–18) // Христианское чтение. – октябрь. – С. 379–382.
Литература: Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825 г. – Берлин, 1876, ч. 2. – С. 54–55.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 273.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 61, 420, 424, 426, 635.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 57.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода ( 1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 273.
Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 38.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – Харьков, 1859–1861, кн. 2. – С. 492.
Русская старина. – 1874, январь. – С. 131.
– 1881, июнь. – С. 258.
– 1882, июль. – С. 222. 1883, т. 38. – С. 670.
Машуков В. Белгород и его святыни // Русский паломник. – 1911, № 38. – С. 603–604.
Христианское чтение. – СПб., 1872, июнь. – С. 183–229.
Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. – 1887, кн. 3. – С. 232.
Письма Филарета, митрополита Московского, к С. Д. Нечаеву // Русский архив. – 1893, кн. 1. – С. 48.
Два письма архимандрита Виталия Щепетова к архимандриту Филадельфу Пузыне // Русский архив. – 1898, кн. 1. – С. 299.
Русский архив. – 1899, кн. 2, № 6. – С. 215.
– 1910, кн. 1, № 3. – С. 402; кн. 2, № 8. – С. 569.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. 7. – С. 216.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 5. – С. 856.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б.г, т. 1. – С. 934; т. 2. – С. 1502.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 8. – С. 89.