Источник

Амвросий, епископ Пензенский и Саратовский (Орнатский Андрей Антонович)

Родился в 1778 году в семье диакона погоста Чуди Череповецкого уезда Новгородской губернии.

В ноябре 1788 года поступил в Кирилло-Белозерское уездное духовное училище, а через 4 года был переведен в Александро-Невскую главную семинарию, которая с 1797 года переименована в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В 1800 году окончил курс учения и был определен преподавателем разных предметов в Новгородскую духовную семинарию.

С 1802 года – инспектор Новгородской духовной семинарии.

10 марта 1804 года утвержден префектом семинарии и преподавателем философии.

10 июля 1805 года пострижен в монашество, 20 июля рукоположен во иеродиакона; 23 июля – во иеромонаха и 14 августа причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры.

9 февраля 1808 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новгородского Антониева монастыря и ректором Новгородской духовной семинарии.

С сентября 1811 года – настоятель Новгородского Юрьева монастыря.

В марте 1812 года назначен настоятелем ставропигиального Московского Новоспасского монастыря.

12 марта 1816 года хиротонисан в Санкт-Петербурге во епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии.

С 9 ноября 1819 года – епископ Пензенский и Саратовский.

4 сентября 1825 года уволен на покой с пребыванием в Кирилло-Белозерском монастыре.

Скончался 26 декабря 1827 года и погребен в Кирилло-Белозерском монастыре, у входа в Успенский собор.

В 1813 году настоятелю Новоспасского монастыря архимандриту Амвросию было поручено восстановление некоторых московских монастырей, пострадавших от нашествия неприятеля.

В докладе Святейшего Синода говорилось, что архимандрит Амвросий «оказал особенное старание и попечение», за что и был награжден орденом святой Анны Il-ой степени.

Преосвященный Амвросий известен как автор замечательного труда «История Российской иерархии», начатого им еще в период его преподавательской и ректорской деятельности в Новгородской духовной семинарии (1804–1810). Он взял на себя священную обязанность приготовить этот огромный труд ко второму изданию по собранным дополнительным и полнейшим сведениям. С этой целью в январе 1825 года он подал прошение в Святейший Синод об увольнении на покой. Эта просьба была удовлетворена в сентябре месяце.

За свои ученые труды преосвященный Амвросий получил звание почетного члена императорского московского Общества истории и древностей Российских.

Епископ Амвросий был великим подвижником. Строгость и суровость к себе и другим – вот его качества, которые прежде всего отмечали современники.

Он был образцом воздержания в пище. Нестяжательность его не знала границ. Он раздавал все свои вещи и деньги, отдавая даже самое необходимое.

Точный в соблюдении церковного устава, он требовал этого и от других.

Настойчивость его характера и огромная сила воли были непреклонны.

Большей частью он был сосредоточен, молчалив и никогда не забывал, что он монах.

Преосвященный Амвросий в высшей степени был требователен к тому, чтобы в храме стояли благоговейно, не терпел ни разговоров, ни перехода с места на место, и если замечал это, то тут же делал строгий выговор, невзирая на лица.

При непреклонной прямоте и правдивости его отношения с властями были крайне натянуты, тем более, что он горячо отстаивал интересы Церкви и духовенства.

Подведомственное ему духовенство он стремился исправлять весьма жесткими мерами, желая поднять его на должную высоту, за что и получил название «грозного».

Как ни строг был епископ Амвросий, однако он свои наказания растворял милосердием и провинившихся не оставлял без места.

Характерно, что, нетребовательный в домашнем быту, он пышно и торжественно и с большим благоговением совершал богослужения. Его богослужения и проповеди были очень продолжительны. Иногда он служил почти в пустом храме.

После 6-ти летнего служения в Пензе он ушел на покой в Кирилло-Белозерский монастырь бедным странником, покидая епархиальный город на крестьянских дровнях, одетый в простую монашескую одежду и нагольный тулуп.

На покое в обители преосвященный Амвросий пребывал в совершенном безмолвии, даже послушник, служащий ему, иногда более трех недель не видел его лица. Только в ночное время выходил он в другую келью, где до утреннего благовеста предавался молитве, а затем вновь возвращался в свою малую келью. Все нужды по келье исправлял сам, даже мыл полы.

Находясь на покое, преосвященный Амвросий не забывал о бедняках. Послушник записывал имена и просьбы всех приходящих к нему за помощью и вместе с продуктами оставлял на столе архипастыря, который делал заметки на обороте кому сколько дать и оставлял деньги.

По его кончине в малой келье, куда при его жизни никто не входил, были найдены: стул, связанный веревками, заменявший ему постель, и костыль, служивший опорой во время постоянного бдения.

«Каким-то обстоятельным, сосредоточенным в себе светом, какой-то могучей, непреклонной правдой влечет к себе память этого крепкого борца церковной истины».

Труды: История Российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием: в 6 ч. – М., Синод, тип., 1807–1815.

Описание Антониева Новгородского монастыря. – М., 1810.

Описание Кириллова Белозерского монастыря. – М., 1811.

Литература: Савваитов П. И. Преосвященный Амвросий Орнатский, епископ Пензенский и Саратовский. Биографический и библиографический очерк. – 2-е изд. – СПб., 1869.

Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 т. – М., 1836, т. 1. – С. 38.

Сборник Отделения русского языка и словесности (II отделения) Императорской Академии наук: в 101 т. – СПб., 1872–1928, т. 5, вып. 1. – С. 22–23.

Записки неизвестного. Жизнь пройти не поле перейти // Записки историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. – СПб., 1876–1918, т. 24; см. также // Русский вестник. – 1881, сентябрь.

Поселянин Е.. Русские подвижники XIX века. Историко-биографические очерки Е. Поселянина. – 1-е изд. – СПб., 1900. – С. 40–46.

Поселянин Е. Последние обстоятельства жизни Амвросия Орнатского во время пребывания его в монастыре. – М., 1847. – С. 1–9.

Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В.В.]. – М., 1914, т. 1. – С. 25.

Колосов Н. А. История Российской иерархии // Церковный вестник. – 1895, № 31. – С. 985.

Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 485–491.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 954.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1408.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 219.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 393–399.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 219.

Письма митрополита Киевского Евгения (Болховитинова) к В. Г. Анастасевичу // Русский архив. – 1889, кн. 2. – С. 37, 42, 4 9, 1 9 8.

Записки графа М. Д. Бутурлина // Русский архив. – 1897, кн. 2. – С. 595.

Переписка архиепископа Нила с епископом Иеремией о месте кончины Арсения Мацеевича // Русский архив. – 1901. – С. 43.

Русская старина. – 1872, март. – С. 356–357, 480–481.

– 1879, август. – С. 729–730.

– 1883, июль. – С. 129–138, 145, 169, 178.

– 1886, июнь. – С. 710.

– 1903, июнь. – С. 555, 562; декабрь. С. 638.

– 1910, ноябрь. – С. 448–452.

Исторический вестник. – 1884, апрель. – С. 235.

– 1893, сентябрь. – С. 732, 734–736, 739, 742, 744, 745–748.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 1. – С. 598.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. / Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905, т. 1. – С. 485.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 141–142; т. 2. – С. 1790.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 2. – С. 333.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 20, 70.

Венгеров С. А. Источники словаря русских писателей и ученых. – СПб., 1900, т. 1. – С. 55.

Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825г. – Берлин, 1876, т. 1. – С. 22.

Межов В. И. Русская историческая библиография: в 3 т. – СПб., 1892–1893, т. 3. – С. 348.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle