Источник

Иеремия, епископ Нижегородский и Арзамасский, в схиме Иоанн (Соловьев Иродион Иванович)

Родился 10 апреля 1799 года в семье пономаря села Георгиевского Ливенского уезда Орловской губернии.

С 1810 года обучался в Орловской (Севской) духовной семинарии.

25 сентября 1819 года окончил курс семинарии.

10 сентября 1820 года определен учителем греческого языка и инспектором в Севское духовное училище.

С вступлением на самостоятельный жизненный путь перед будущим епископом встал вопрос – по какому руслу направить свою жизнь. В тайниках души его началась страшная борьба мыслей, чувств и намерений.

С одной стороны, он чувствовал в душе своей пламенное стремление к монастырскому уединению, с другой – его смущали те перспективы, которые рисовала светская жизнь.

Чувствуя такую нерешительность, он пламенно молился Господу. Плодом этой молитвы было то, что он охладел ко всему мирскому и даже несколько раз помышлял тайно удалиться от мира.

Но затем решил посоветоваться с более опытными людьми и обратился к некоему старцу Геннадию, известному своей назидательностью. Старец Геннадий благословил юношу и вручил ему свой посох с тем, чтобы последний, не заходя в дом свой, отправлялся в брянские леса. Но Иродион преслушал внушение старческое. Однако постоянная тоска и борьба мыслей не давали ему покоя. И через три года (в 1822 году) он, преодолев все искушения, встретившиеся на его пути, вступил в Брянский Печерский монастырь, где выполнял разные монастырские послушания. Вскоре старцем монастыря Смарагдом он был представлен кандидатом для продолжения образования в Московскую духовную академию, но затем по просьбе его друга Иннокентия Борисова (впоследствии архиепископа Херсонского; † 1857) произошло изменение. 10 сентября 1824 года он был вызван в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии, где 25 ноября пострижен в монашество, а 25 декабря того же года рукоположен во иеродиакона.

14 августа 1827 года по окончании академии рукоположен во иеромонаха и назначен законоучителем 2-го кадетского корпуса.

В 1828 году причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры.

7 сентября 1829 года назначен бакалавром Санкт-Петербургской духовной академии.

2 сентября 1830 года перемещен инспектором Киевской духовной академии и 5 октября того же года возведен в сан архимандрита.

С 30 января 1831 года – экстраординарный профессор богословия.

6 июня 1834 года утвержден ректором Киевской духовной семинарии и членом духовной консистории, а 21 августа назначен настоятелем Киевского Выдубицкого монастыря.

В 1837 году обозревал монастыри Киевской епархии и назначен председателем Комитета по устроению Киево-Софийского духовного училища.

С 6 ноября 1839 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского училищного монастыря.

6 апреля 1841 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии.

2 января 1843 года переведен епископом Кавказским и Черноморским.

С 20 ноября 1849 года – епископ Полтавский и Переяславский.

19 декабря 1850 года перемещен на кафедру Нижегородскую.

17 июня 1857 года уволен на покой в Нижегородский Печерский монастырь.

В 1860 году тайно принял схиму с именем Иоанн.

15 февраля 1864 года назначен настоятелем Нового монастыря на Алтае и начальником Алтайской духовной миссии, но к месту назначения по старости не поехал.

Скончался 6 декабря 1884 года. Погребен в Благовещенском Нижегородском монастыре.

Преосвященный Иеремия как архипастырь трудился сравнительно недолго, но зарекомендовал себя великим и теплым молитвенником за свою паству, горячим поборником и поклонником церковного благочиния и благолепия.

Он зорко следил за духовно-нравственным состоянием своей паствы.

Это был архипастырь строгий и справедливый.

Много полезного сделал он для новоучрежденной Кавказской епархии, где устроил и освятил до 12 церквей и Иоанно-Мариинский женский монастырь.

Им же была открыта Кавказская духовная семинария. Преосвященный внес 8500 рублей собственных средств на выплату стипендий семинаристам.

Однако занимаясь внимательно и плодотворно епархиальными делами, уделяя время широкой благотворительности, преосвященный оставался сокровенным от мира подвижником, строгим аскетом. Он никогда не забывал, что он монах, и строго хранил монашеские обеты.

Преосвященный очень любил и почитал святителя Тихона Задонского и стремился подражать ему в своей жизни.

Ближайшим духовным другом и соратником преосвященного Иеремии был архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов). С детства они делили друг с другом радость и горе, поверяли друг другу мысли и чувства, обращались друг к другу за советом и оба единодушно и совокупно любили прибегать к горячей молитве.

Преосвященный Иннокентий высоко ценил критический ум, зрелость суждений и благочестивые чувства своего друга. Все свои сочинения он давал ему на предварительную оценку, а владыка Иеремия благоговел перед высоким талантом друга и считал за счастье быть ему полезным. Они совместно совершали подвиг крестоношения.

Отличаясь склонностью к уединенной иноческой жизни, преосвященный Иеремия с первых же дней архипастырского служения стал просить увольнения на покой. Его желание исполнилось.

На покое он прожил 27 лет, удивляя всех своим необычайным смирением, строгим постничеством, постоянной молитвой и всесторонней благотворительностью.

За свою богоугодную жизнь святитель Иеремия был наделен даром прозорливости.

«Пора домой», – были его последние слова, и он тихо почил от трудов своих.

После него остались автобиографические записки и ряд благоговейных размышлений, представляющих собой замечательный образец аскетической литературы и отличающихся глубокой назидательностью.

Труды: Сокровища сельских духовных уроков (в извлечении).

Воспоминания преосвященного Иеремии о высокопреосвященном Иннокентии, архиепископе Херсонском // Виноградов И. 3., протоиерей.

Преосвященнейший Иеремия, епископ Нижегородский, и воспоминания его о преосвященнейшем Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом. – Нижний Новгород, 1886.

Поучения, говоренные к нижегородской пастве с присовокуплением келейных его записок за 1851–1853 гг. (священник Покровский Д.). – Нижний Новгород, 1890.

Святый Иоанн Креститель, изъяснительные письма // Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1890, № 33. – С. 1077–1082.

Иноческие письма // Душеполезный собеседник. – 1889. – С. 309–312; публиковались в этом журнале за годы: 1894–1900, 1910–1914.

Литература: Виноградов И. 3., протоиерей. Преосвященнейший Иеремия, епископ Нижегородский и воспоминания его о преосвященнейшем Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом. – Нижний Новгород, 1886.

Андросов. Иеремия (Соловьев) как благотворитель Нижегородской семинарии. – Нижний Новгород, 1900.

Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911, т. 4. – С. 631; т. 5. – С. 492, 493, 813, 857, 863.

Адриан, иеромонах. Жизнеописание иеромонаха Николая, духовника Киево-Печерской Успенской лавры. – Киев, 1900. – С. 10.

Воскресенский А. Многоскорбный ученик преподобного Серафима, игумена Павло-Обнорского монастыря, Иоасаф в схиме Серафим. – Вологда, 1914. – С. 79.

Мухин Η. Ф., профессор. Киево-Братский училищный монастырь. – Киев, 1893.

Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 179–181.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 300, 544, 782.

Ефремов Л. В., протоиерей. Блаженной памяти отец Иоанн Борисов, священник Преображенской церкви в городе Ельце. – М., 1870. – С. 24, 25.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 17, 29, 58, 77.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403, 1406, 1409, 1413.

Евтропов К. Н. Об епископе Нижегородском Иеремии (Соловьеве). // Записки Иеремии. – Томск, 1901.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 300.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 10–11, 20, 25, 608, 612, 928, 1025.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 300.

Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 545.

Щегольков H. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранны е Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 70, 87, 217, 242, 246.

Киево-Златоверхо Михайловский монастырь. Исторический очерк от основания его до настоящего времени. – Киев, 1889. – С. 136.

Духовный дневник епископа Арсения (Жадановского). – М., 1918. – С. 608–609.

Нижегородские епархиальные ведомости. – 1885, № 24.

– 1902, № 10.

Церковный вестник. – 1884, № 50.

Исторический вестник. – 1884, ноябрь. – С. 312; декабрь. – С. 548.

– 1888, ноябрь. – С. 12.

– 1889, № 9 (статья Титова).

– 1890, ноябрь. – С. 502.

Русский инок. – 1915, № 12–13. – С. 735–742.

Русский паломник. – 1904, № 31. – С. 538–540.

Православный собеседник. – Казань, 1898, январь. – С. 49.

Церковный вестник. – 1901, март. – С. 310.

Самарские епархиальные ведомости. – 1874, № 9. – С. 198.

Душеполезное чтение. – 1895, март. – С. 575, 576.

– 1897, октябрь. – С. 267–271; ноябрь. – С. 466–470.

– 1899, январь. – С. 518.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. 3. – С. 207; т. 4. – С. 90–91; т. 10. – С. 311; т. 12. – С. 151–160.

Журнал Московской Патриархии. – 1945, № 12. – С. 42, 43. 1957, № 1. – С. 24.

Переписка архиепископа Нила с епископом Иеремией о месте кончины Арсения Мацеевича // Русский архив. – 1901, кн. 1. – С. 41–44.

Русский архив. – 1903, кн. 2, № 6. – С. 281.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб.. 1900–1911, т. 6. – С. 311, т. 7. – С. 641; т. 10. – С. 619.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 1042; т. 2. – С. 1634, 1839.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 8. – С. 164–165.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle