Зосима, митрополит Московский и всея Руси (Брадатый)
С 1485 года – архимандрит Московского Симонова монастыря.
26 сентября 1490 года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси.
Митрополит Зосима председательствовал на Соборе 1490 года, созванном для обличения ереси «жидовствующих».
17 мая 1494 года отрекся от митрополичьего престола («не своею волею») и Митрополит Зосима оставляет кафедру поселился сначала в Симонове, а затем в Троице-Сергиевом монастыре.
Год кончины неизвестен.
Имя митрополита Зосимы тесно связано с ересью «жидовствующих», которая проникла из Литвы сначала в Новгород, потом в Москву и другие города.
Согласно сведениям, помещенным в «Просветителе» Иосифа Волоцкого, это учение отрицало Троичность Божества, Божество Иисуса Христа, таинство Причастия, поклонение святым иконам, монашество и духовную иерархию.
Ересь представляла собой просто отрицание христианства. Но в нее были обращены и некоторые лица духовного звания, а также и некоторые влиятельные лица при княжеском дворе.
Сам митрополит Зосима, по мнению многих исследователей, был на стороне «жидовствующих», другие же утверждают, что он выступал только против казни и именно поэтому был заподозрен в ереси. Наконец, существует и такое мнение, что он энергично боролся против этой ереси и очень много сделал в защиту Православия.
Анализируя различные мнения историков о митрополите Зосиме, можно сделать вывод, что порочная жизнь митрополита, сходная с жизнью еретиков, дала повод причислить его к сторонникам ереси «жидовствующих». В 1496 году митрополит Зосима «причащался Божественных Таин на орлеце, во всем святительском чину». Это обстоятельство тоже говорит против еретичества и вероотступничества митрополита Зосимы. По свидетельству летописи, вследствии того, что митрополит Зосима «непомерно держался пития», он и был удален от митрополии.
Литература: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 6, к н.1. – С. 80–112.
Голубинский E. Е. История Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1902–1904, т. 2. – С. 566, 577, 608–610.
Иловайский Д. И. Еще об ереси жидовствующих. – М., 1884.
Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. – М., 1836, ч. 2.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 1542, 1547, 1550–1552.
Карамзин H. М. История государства Российского: в 12 т. – 5-е изд. – СПб., 1842–1843, т. 6. – С. 50, 122–125, 222, прим. 106, 107, 320, 321, 326, 618–620, 629.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 5.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1405.
Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 97.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 13.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 574.
Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1921, т. 2, 3, 4, 6, 8.
Православный собеседник. – Казань, 1860, ч. 2.
Современные известия. – 1884, № 253, 266.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 5. – С. 765–766.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 885, 922.
Русский архив. – 1895, кн. 1, № 1. – С. 7–14.
– 1900, кн. 2, № 7. – С. 330–341.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 7. – С. 468–469.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 7. – С. 468–469.