Ефрем, митрополит Казанский и Свияжский
Митрополит Ефрем завоевал славу как ревностный поборник Православия, независимости и единства Русского государства.
На Казанскую кафедру он был назначен в августе 1606 года после святителя Ермогена и явился достойным его преемником.
Твердая вера, любовь к родной земле и организаторские способности митрополита Ефрема проявились в период Смутного времени на Руси. В это напряженное и тревожное для России время он прилагал все силы к тому, чтобы сохранить мир в своей епархии, предупредить волнения среди населения.
А когда из Москвы стали поступать грамоты с призывом собирать ополчения и отправлять в Москву для борьбы с поляками, митрополит Ефрем с большим сочувствием откликнулся на этот призыв. По его благословению было создано первое ополчение.
Правда, оно скоро распалось, но заслуга митрополита Ефрема заключалась в том, что, несмотря на все возникавшие препятствия, он силой своего авторитета сумел организовать колебавшиеся массы.
Патриотическая деятельность митрополита Ефрема возвысила его в глазах московского боярства. Все призывные грамоты из Москвы стали поступать на его имя. Сам патриарх Ермоген, находившийся в заточении, сумел передать грамоту в Нижний Новгород, в которой через новгородцев обращался к митрополиту Ефрему и просил его поучать войска «стоять крепко в вере».
Таким образом, умиравший в заключении «поборатель за веру православную и отечество русское» завещал Ефрему закончить великое государственное дело. Святитель Ефрем выполнил завещание патриарха. Он разослал призывные грамоты по многим городам Поволжья. В этих грамотах митрополит призывал стойко стоять за единение с Москвой, за независимость Русского государства от посягательства польских властей.
Популярность митрополита Ефрема настолько возросла, что образованное в Нижнем Новгороде ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского не решалось выступать на Москву без согласования с митрополитом Ефремом.
Борьба за независимость закончилась победой русского народа. 22 октября 1612 года Москва очистилась от поляков силой народных ополчений и заступлением Божией Матери – Казанской Ее иконы, список с которой прислал в Москву из Казани митрополит Ефрем.
После изгнания поляков из Москвы встал вопрос об избрании нового царя.
Митрополит Ефрем был приглашен в Москву для решения этого важного вопроса.
На Великом Земском Соборе 21 февраля 1613 года под его председательством он первый подписал Утвержденную Грамоту об избрании нового царя – Михаила Федоровича Романова.
11 июля 1613 года митрополит Ефрем вместе с «Освященным Собором» венчал Михаила Федоровича на царство.
Затем поучал нового царя охранять Православную Церковь, Русское государство, почитать чин духовный и любить свой народ.
Помазав Михаила Федоровича на царство, митрополит Ефрем закончил великое дело и тем самым исполнил свой священный долг.
Получив в дар от царя Святое Евангелие, он отправился в Казань, где прожил очень немного.
26 декабря 1613 года митрополит Ефрем скончался. Он был погребен в пещере Спасо-Преображенского монастыря, на том месте, где были обретены мощи Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия.
Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 2. – С. 817, 818, 1051.
Горталов Н. Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии. – Казань, 1888.
Богословский Г. К., священник. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архиереях. – Казань, 1893. – С. 61–62.
Покровский И. М. Казанский митрополит Ефрем. (Предисловие к «Речам преосвященного Ефрема государю Михаилу Федоровичу»). – Казань, 1908.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 233.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 288.
Пещерка Казанского Спасо-Преображенского монастыря. – Казань, 1902. – С. 13–16.
Известия по Казанской епархии. 1899, № 15. – С. 700–701.
– 1907, № 5. – С. 120, № 7. – С. 202–203.
– 1913, № 4. – С. 134, 137; № 7. – С. 246; № 48. – С. 1409–1410.
– 1914, январь, № 4. – С. 103–108.
Могила митрополита Ефрема, помазавшего на царство Дом Романовых // Русский палом ник. – 1909, № 39. – С. 627.
Православный собеседник. – Казань, 1867, январь. – С. 64.
– 1907, февраль. – С. 264; ноябрь – протоколы. – С. 10.
– 1908, декабрь. – С. 797.
– 1909, ноябрь. – С. 13.
– 1914, сентябрь. – С. 325.
Журнал Московской Патриархии. – 1944, № 9. – С. 13.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 49.
Платон (Любарский), архимандрит. Сборник древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств // Православный собеседник. – 1868. – С. 197.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 7. – С. 704, 705.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 2. – С. 1138.