Евфимий, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Иван) († 1458, память 11/24 марта и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых)
Родом из Новгорода, где отец его, Моисей, был священником Феодоровской церкви.
С юных лет начал подвизаться в Вяжищской обители. Уже в 15 лет был пострижен в монашество. После пострижения удалился в Хутынский монастырь на безмолвие. Затем был возведен в сан игумена и назначен в Богородицкий монастырь на Лисичьей горе, близ Новгорода.
В 1429 году после смерти архиепископа Новгородского Симона, игумен Евфимий был избран на Новгородскую кафедру. Он отказывался и умолял народ не возлагать на него этого высокого, но тяжелого звания. В течение почти пяти лет игумен Евфимий управлял епархией без епископского посвящения, которое он принял только 26 мая 1434 года в Смоленске от митрополита Герасима.
Сознавая все величие принятого на себя сана, святитель с большим усердием и чувством ответственности пред Богом предался подвигам своего служения.
Одновременно не ослабевал и в личных подвигах благочестия. Он соблюдал строгий пост, не ослаблял молитвы.
Святитель Евфимий отличался глубоким смирением, неустанным попечением о пастве и твердым упованием на Божию помощь. В деле достижения духовного совершенства и нравственного исправления своей паствы он был строг, тверд и непреклонен. Но его строгость всегда была растворена любовью.
К телесным же нуждам своей паствы он относился с чувством сострадания и милосердия. С любовью принимал святитель странников. Никто не отходил от него скорбным, ибо щедрый владыка говорил сам себе: «Не мое это, но Божие», и потому всем обильно помогал. Милостыню он посылал в Царьград, на Афон и в Иерусалим.
Проявлением его любви к бедным служила его щедрая благотворительность в дни стихийных бедствий в Новгороде и его окрестностях.
В 1445 году жестокий голод в Новгороде принес большое испытание для человеческих душ. В это время святитель не щадил ничего для бедноты, насколько это было в его силах. Он одевал и питал их до тех пор, пока его средства не истощились.
Святитель Евфимий заботился и о распространении книжной грамотности среди своих пасомых. С этой целью по его указанию и за его счет переписывались многие душеполезные книги.
Святитель Евфимий отличался любовью к храмоздательству.
В 1432 году им был основан монастырь 12 апостолов. В 1437 году построена церковь в честь святителя Николая, а в 1439 году – в честь апостола Иоанна Богослова.
В 1442 году возобновил в Старой Руссе Спасо-Преображенский монастырь.
В 1445 году была построена домовая церковь во имя преподобного Евфимия Великого.
В 1446 году возобновлен в Ладоге Георгиевский монастырь.
В городе Новгороде за время своего служения он построил 6 церквей.
Святитель Евфимий не был безучастным и к политической жизни своего города. Он дважды успешно вел переговоры о заключении мира с Московским князем.
В 1439 году при владыке Евфимии были открыты мощи святителя Иоанна, архиепископа Новгородского († 1186, память 7 /20 сентября), и установлено ежегодно совершать память по всем святителям и князьям, почивающим в Софийском соборе.
Как передает описатель его жития Пахомий Логофет, при наступлении зимы 1458 года святитель занемог, но, несмотря на это, он, простившись со своею паствою в Прощеное воскресение и поучив ее жить нравственно, отправился, как обычно, в Вяжищскую обитель для подвигов молитвенных.
В обители, хотя и чувствовал немощь, не пропускал богослужений.
В немощах он не печалился, но с радостью переносил все, готовясь к отшествию. Перед самой кончиной святитель Евфимий призвал братию, простился с нею, затем, приобщившись Святых Таин, мирно отошел ко Господу. Кончина его последовала 11 марта 1458 года.
Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1891, т. 1.
Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамения Божией Матери. – 3-е изд. – Новгород, 1908. – С. 116–119.
Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 241–245.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 4, кн. 1. – С. 104, 201, 2 06, 239–240.
Никитский М. В. Историческое описание древней Владимирской обители на Крутицах. – М., 1893. – С. 77.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 1087, 1273–1274, 1283, прим. 2.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 35.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1406.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 574, 588.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 18.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 194.
Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908, т. 1. – С. 426.
Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в Ют. – СПб., 1869–1885, 1 т., 1869. – С. 5, (Рождественский Коневский монастырь).
Православный собеседник. – Казань, 1858, февраль. – С. 276.
– Казань, 1860, май. – С. 73.
Исторический вестник. – 1892, август. – С. 459.
– 1906, июнь. – С. 914–916.
Русский архив. – 1910, № 3, кн. 1. – С. 427.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 5. – С. 258.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб.. б. г., т. 1. – С. 834.