Евсевий, архиепископ Могилевский и Мстиславский (Орлинский Евфимий Поликарпович)
Родился в 1808 году в селе Черный Верх Белевского уезда Тульской губернии в семье диакона.
Первоначальное образование получил в Тульской духовной семинарии.
В 1828 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1832 году со степенью магистра.
29 мая 1832 года пострижен в монашество; 1 июля рукоположен во иеродиакона, а 3 июля – во иеромонаха и 29 августа того же года назначен инспектором Вифанской духовной семинарии.
С 25 ноября 1834 года – инспектор Московской духовной семинарии.
С 21 ноября 1838 года – инспектор и бакалавр Московской духовной академии; 15 октября того же года возведен в сан архимандрита.
17 ноября 1841 года назначен ректором Московской духовной академии.
9 апреля 1842 года определен настоятелем Московского Богоявленского монастыря.
31 августа 1845 года перемещен в Высокопетровский монастырь.
9 марта 1847 года хиротонисан во епископа Винницкого с назначением настоятелем Шаргородского Николаевского монастыря и ректором Санкт-Петербургской духовной академии.
10 декабря 1850 года перемещен на Самарскую кафедру.
С 3 ноября 1856 года – епископ Иркутский и Нерченский.
В марте 1858 года возведен в сан архиепископа.
С 29 августа 1860 года – архиепископ Могилевский и Витебский.
До 1876 года состоял почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии.
16 апреля 1878 года избран в члены Святейшего Синода.
6 октября 1882 года уволен на покой с оставлением в звании члена Святейшего Синода.
Скончался 21 февраля 1883 года.
Погребен в Могилевском Спасском монастыре.
Архиепископ Евсевий был мужем учительным, неустанно проповедовавшим слово Божие.
Очень важно, что он учитывал нужды своей разнородной паствы, и там, где требовалась национальная речь для понимания слова Божия, не боялся совершать богослужения на национальном языке, как это он сделал в одной из церквей Могилевской епархии, где находилось много переселенцев-латышей. Паства очень любила его за доброту и отеческое отношение к нуждам пастырей и пасомых. Когда, например, преосвященный Евсевий прощался со своей Самарской паствой, то все, кто находился в то время в храме, не могли удержаться от слез. Плакали неподкупно, от сердечной горести, вызванной предстоящей разлукой.
Любовь паствы сопровождала его неизменно во всех епархиях, где он служил.
В период своего архипастырства преосвященный Евсевий построил ряд церквей и основал несколько монастырей.
Так им построены: храм во имя Димитрия Солунского с каменной оградой и часовней в родном селе Черный Верх и Покровская церковь в г. Самаре. В Самаре же им основан Иверский женский монастырь, а в Бузулуке – мужской Спасо-Преображенский.
Наряду с архипастырскою деятельностью архиепископ Евсевий плодотворно трудился и на литературном поприще, оставив после себя много духовных произведений.
Труды: Беседы о христианской свободе. – СПб., 1864.
Утешение в скорби и болезни. – СПб., 1849, 1874; М., 1879.
Размышление на молитву Господню. – СПб., 1871.
Поучение о христианской надежде и любви.
Беседы на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. – СПб., 1864; 2-е изд. – СПб., 1881.
О подвиге покаяния // Русский паломник. – 1895, № 7 – С. 98–100.
О воспитании детей в духе христианского благочестия. – М., 1844; 2-е изд. – СПб., 1857; 3-е изд. – СПб., 1876.
Беседы на воскресные и праздничные Евангелия.
– М., 1855; 2-е изд. – СПб., 1863; 3-е изд. – 1876.
Беседы на святое Евангелия от субботы Лазаревой до Сошествия Святого Духа.
Размышления на Символ веры. – СПб., 1871.
Проповеди на все воскресные и праздничные дни: в 2 т. – СПб., 1870.
Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола: в 2 ч. – СПб., 1867/
Беседы о пьянстве. – М., 1864.
Пять слов, на Новый год, в Неделю мясопустную, в Неделю Православия, на Благовещение, в Великий Пяток. – СПб., 1863.
Беседы о своей душе. – СПб., 1863 и 1873.
Беседы о христианской свободе к получившим свободу от крепостной зависимости. – СПб., 1861, 2-е изд. – СПб., 1864.
Наставление священникам, служащим между язычниками и новообращенными в православной вере. – СПб., 1860.
Слово к самарской пастве. – М., 1857.
Размышления о страданиях Господа нашего Иисуса Христа // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – 1844, ч. 2; 2-е изд. – СПб., 1848.
О семейных обязанностях // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – 1844, ч. 2; 2-е изд. – СПб., 1848.
О трояком служении Иисуса Христа // Прибавления к Творениям святых отцов. – 1844, ч. 2 и СПб.. 1848.
Речь к Святейшему Синоду по наречении епископом Винницким // Христианское чтение. – 1847, ч. 2.
О приготовлении рода человеческого к принятию Спасителя. – М., 1845 и // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – 1845, ч. 3.
Две беседы к готовящимся принять священство. – СПб., 1850.
Три письма Евсевия, епископа Самарского, к Иннокентию, архиепископу Херсонскому // Самарские епархиальные ведомости. – 1886, № 12. – С. 231–239.
Перевод на русский язык: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев // Православный собеседник. – 1893, март. – С. 5.
Литература: Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 116.
Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 16.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 319.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1405, 1411.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 496, 550, 556, 1027.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 55, 63, 68, 78.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 319.
Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 13, 89, 93–98, 104, 262, 294, 300, 514.
Приходы и церкви Тульской епархии. – Тула, 1895. – С. 213.
Дружинин А. И., протоиерей. Отзыв о сочинении студента Петрова Владимира: «Педагогические воззрения Евсевия, архиепископа Могилевского, по его книге: «О воспитании детей в духе христианского благочестия»» // Православный собеседник. – Казань, 1915, март. – С. 198.
Известия по Казанской епархии. – 1882, № 23. – С. 617.
– 1912, № 16. – С. 518.
Труды Киевской духовной академии. – 1873, сентябрь. – С. 434.
– 1874, январь. – С. 100; апрель. – С. 190.
– 1886, март. – С. 539–566.
Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1897, № 8. – С. 299.
– 1900, № 50. – С. 2064.
Самарские епархиальные ведомости. – 1868, № 10. – С. 214–215.
– 1879, № 15. – С. 282; № 20. – С. 384.
– 1886, № 12. – С. 231–239.
Богословский вестник. – 1914, октябрь-ноябрь. – С. 534–610.
Православный собеседник. – Казань, 1898, январь. – С. 52.
– 1900, январь. – С. 23.
– 1902, июль-август. – С. 154; ноябрь. – С. 620.
– 1911, март. – С. 338–340; апрель. – С. 503.
– 1912, декабрь. – С. 31.
Исторический вестник. – 1886, т. 26. – С. 31.
Христианское чтение. – СПб., 1868, май. – С. 729.
– 1872, май. – С. 184.
– 1876, ноябрь. – С. 529.
– 1899, ноябрь. – С. 652–655.
Православное обозрение. – 1876, т. 1. – С. 583.
– 1883, март. – С. 662.
Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. – 1887, кн. 2. – С. 446; кн. 3. – С. 62, 94, 235, 262, 343, 357.
Миловский H., священник. Московская Духовная Академия в 1838–1842 гг. // Русский архив. – 1893. кн. 3. – С. 45, 47, 48.
Русский архив. – 1903, кн. 2, № 8. – С. 568.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 1030; т. 5. – С. 232.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 955; т. 2. – С. 1582, 1993.