Евлампий, архиепископ Тобольский и Сибирский (Пятницкий Петр Никитич)
Родился в семье священника Ярославской епархии.
С 1805 года учился в Ярославской духовной семинарии.
В 1816 году поступил в Московскую духовную академию.
18 сентября 1820 года окончил академию со степенью магистра богословия и был назначен бакалавром.
21 ноября 1822 года пострижен в монашество; 6 декабря рукоположен во иеродиакона, а 9 декабря – во иеромонаха.
24 ноября 1824 года возведен в сан архимандрита.
С 15 февраля 1826 года – инспектор академии; с 19 марта – настоятель Дмитровского Борисоглебского монастыря и в том же году назначен экстраординарным профессором академии.
С 31 декабря 1828 года – член Московского цензурного комитета.
С 28 марта 1830 года – настоятель Московского Знаменского монастыря.
С 27 апреля 1831 года – настоятель Можайского Рождество-Богородичного Лужецкого монастыря.
18 ноября 1831 года назначен ректором Вифанской духовной семинарии.
11 февраля 1834 года хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
С 22 июня 1840 года – епископ Орловский и Устюжский.
13 июня 1853 года уволен на покой в Свияжский Богородицкий монастырь.
Скончался 12 марта 1862 года. Погребен в Свияжском Успенском монастыре Казанской епархии, в пристройке к Никольскому храму.
В годы ректорско-преподавательской деятельности архиепископа Евлампия (тогда еще архимандрита) характеризовали добрым, непридирчивым, но очень нерасторопным. Он был плохой администратор и преподаватель.
Студенты не любили ни его лекции, ни его записки. Изучение его записей они считали для себя настоящим наказанием и поэтому часто осыпали автора беспощадными сарказмами.
Но многие студенты были последователями его благочестивой жизни. Он отличался необыкновенным усердием к равноевангельскому житию. Из 35 студентов его выпуска 10 приняли монашество.
Вступив на пост архипастырского служения, преосвященный Евлампий произвел самое приятное впечатление на свою паству и духовенство, а последующая постническая и благочестивая жизнь еще более укрепила к нему всеобщую любовь. Он часто говорил проповеди, чем привлекал народ к посещению богослужений. Даже многие из раскольников уважали преосвященного.
Из жизни архиепископа Евлампия известен один случай, который можно назвать подвигом и благодаря которому народ еще более полюбил своего архипастыря.
В 1839 году, когда загорелась Златоустовская церковь, преосвященный сам приехал на пожар и стал служить водосвятный молебен. По окончании молебна он сквозь огонь пробрался на колокольню и стал окроплять святой водой все горящее. Вера и горячие молитвы всех присутствовавших угасили пламень огненный. Пожар прекратился.
Совершив свой подвиг, преосвященный Евлампий действительно вызвал во всех прославление Отца Небесного.
Добрую память оставил о себе архиепископ Евлампий у своей паствы.
Труды: Новый год, или подготовительные к покаянию поучения.
Первая седмица святого Великого поста, или краткие поучения на каждый день первой седмицы Великого поста.
Обозрение Святой Четыредесятницы, особенно в отношении к паремиям, читаемым на 6-м часе и вечером ежедневной великопостной службы. – Казань, 1861.
Святая Четыредесятница, содержащая поучения на каждый день первой седмицы, на каждую неделю Великого поста и на каждый день Страстной седмицы. – М., 1858.
Литература: Шестаков И., священник. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799–1899). – Пермь, 1899. – С. 182–186.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 181, 194, 204, 205, 319, 733, 905, 942.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 279.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1397, 1407, 1415.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 245, 417.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 48, 54, 66, 79.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 279.
Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 13, 22, 24, 35, 38, 39, 260, 621–622.
Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. – М., 1877, прим. – С. 11–112.
Письма митрополита Московского Филарета к С. Д. Нечаеву. – СПб., 1895. – С. 88, прим.183. – С. 135, прим. 292.
Известия по Казанской епархии. – 1907.№ 10. – С. 300.
Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. – 1887, кн. 2. – С. 427.
Миловский H., священник. Московская Духовная Академия в 1838–1842 гг. // Русский архив. – 1893, кн. 3. – С. 40, 45.
Русский архив. – 1903, кн. 1, № 3. – С. 370, 419;кн. 2, № 5. – С. 95.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 714.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 541: т. 2. – С. 1708, 2168.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 1-а доп. – С. 720.