Досифей, архиепископ Белгородский и Обоянский (Богданович-Любимский)
Родился в польском селе Любине близ города Яворов в семье королевского надворного служителя.
Образование получил в Киевских школах.
В 1711 году пострижен в монашество и назначен строителем Почарского монастыря в Стародубовском полку.
18 декабря 1718 года прибыл в Санкт-Петербург и был принят в доме царицы Прасковьи Федоровны (жены царя Ивана V Алексеевича).
В 1721 года отправлен в Мекленбург к герцогине Екатерине Ивановне.
В 1724 году назначен обер-иеромонахом в Рижский корпус, но в связи с выводом войск из Риги туда не поехал.
В 1727 году (по другим источникам – в 1725 году) назначен архимандритом Звенигородского Савво-Сторожевского монастыря.
В 1730 году был участником конференции Правительственного Сената с Святейшим Синодом по вопросу увеличения числа синодальных членов.
6 августа 1731 года хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского.
28 ноября 1731 года возведен в сан архиепископа.
Назначение преосвященного Досифея в Белгород, как человека образованного, имело своей целью в первую очередь поддерживать соответствующий порядок в открытых его предшественником учебных заведениях епархии.
И он оправдал возлагавшиеся на него надежды.
С первых же дней он изучил жизнь вверенных ему учебных заведений и о всех нуждах их подробно доложил Святейшему Синоду.
Из сохранившихся после него документов, характеризующих его архипастырскую деятельность, наиболее важными были две окружные грамоты.
В одной из них он обличал тех людей, которые стремились получить священнические места по наследству, не имея при этом ни образования, ни примерной нравственности.
В другой грамоте архипастырь резко выступил против недостойных христиан обычаев, имевших место при совершении свадеб. Он призывал священство еженедельно увещевать народ против всевозможных суеверий.
Но пастырская ревность архиепископа Досифея увлекала иногда его за пределы архиерейских полномочий.
Однажды он взялся за дело выселения евреев, что не входило в сферу деятельности духовной власти. За это дело Святейший Синод потребовал от него объяснений.
Другим противозаконным шагом в деятельности архиепископа было предание вечной анафеме архимандрита и игумена двух харьковских монастырей за то, что они без его разрешения уехали в Петербург с жалобой на архипастыря.
В своем донесении Святейшему Синоду о случившемся он употребил недостойные архипастыря выражения и даже кляузы.
За такие действия Святейший Синод в сентябре 1733 года отстранил архиепископа Досифея от управления епархией. Затем он был сослан в Курский Знаменский монастырь, где и скончался 23 марта 1736 года.
Литература: Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности (по архивным документам). – Харьков, 1902. – С. 39–48.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 41.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 167, 633.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М.. 1908. – С. 479.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода ( 1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 41.
Историко-статистическое описание Харьковской епархии. [Филарет (Гумилевский)]. – М., 1852–1858, 1852, отд. 1. – С. 7–10.
Православный собеседник. – Казань, 1855–1916, ноябрь. – С. 700.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 57.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 2. – С. 1242.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 6. – С. 604.
Харьковские епархиальные ведомости. – 1871, № 21.