Источник

Дмитрий, архиепископ Кишиневский и Хотенский (Сулима Даниил)

Родился в 1772 году в местечке Новая Водолага Харьковской губернии в семье духовного звания.

Образование получил в Харьковском коллегиуме и в Екатеринославской духовной семинарии.

В 1795 году по окончании курса обучения оставлен в семинарии учителем.

В 1797 году рукоположен во священника к городскому Екатеринославскому собору и определен членом духовной консистории.

В 1798 году назначен префектом Екатеринославской духовной семинарии.

В 1800 году возведен в сан протоиерея в Богуславский городской собор Киевской епархии и назначен управляющим церквами и духовенством местной протопопии.

В 1806 году перемещен в г. Николаев в адмиралтейский собор с назначением законоучителем Николаевского штурманского училища. Вскоре назначен членом консистории.

В мае 1811 года пострижен в монашество.

16 июня 1811 года хиротонисан во епископа Бендерского и Аккерманского, викария Молдавской митрополии.

18 июня 1821 года возведен в сан архиепископа и назначен в Кишинев.

С июня 1823 года до начала 1825 года присутствовал в Святейшем Синоде.

В 1833–1836 годах построил в Кишиневе кафедральный собор.

Скончался 4 августа 1844 года. Погребен в Кишиневском кафедральном соборе, в правом приделе.

Преосвященный Димитрий еще в студенческие годы стал известен за свой острый, проницательный ум и исключительную память. Благодаря этому он был оставлен преподавателем семинарии, а затем стал ее префектом.

До возведения на высокий пост архипастырского служения Димитрий прошел все степени служения в духовном сане и завоевал славу неутомимого труженика и первого законоведа.

С возведением Димитрия в сан епископа на долю его выпало много трудов по устройству только что освобожденной из-под власти турок Бессарабии.

Ревностно утверждая Православие в крае, епископ Димитрий в первую очередь обратил внимание на монастыри и стал возводить в них общежительный устав и упорядочивать хозяйство.

Затем он занялся вопросом улучшения духовного просвещения в епархии, поднятием умственного и нравственного уровня духовенства. Было открыто несколько школ при монастырях: Курковском Рождество-Богородицком, Добрушском Свято-Николаевском, Гиржавском Вознесенском, а также в Кишиневском, Бендерском и Аккерманском уездах. В 1816 году открыта Кишиневская духовная семинария.

В Кишиневе, Бендерах и Измаиле им были учреждены «ланкастерские школы», обучение в них было бесплатным, и епископ Димитрий (особым воззванием) призывал всех к обучению в этих школах. Преосвященный Димитрий сам вникал во все дела духовных учебных заведений.

Он заботился и о духовно-нравственном воспитании своей паствы. Сам день и ночь неустанно трудился над переводом богослужебных книг, канонов, акафистов, творений святых отцов, катехизиса и других учебных книг на молдавский язык.

Он состоял председателем отделения библейского общества в Кишиневе и деятельно заботился о распространении книг Священного Писания.

Одним из средств воспитания паствы было само служение преосвященного Димитрия. Он священнодействовал с большим благоговением, со слезами умиления, чем производил на присутствовавших глубокое впечатление.

Проповеди всегда говорил на молдавском и русском языках.

В личной жизни архиепископ Димитрий был образцовым христианином, отличался простотой и доступностью для всех. Сердце его откликалось на всякое доброе дело, он всегда готов был оказать помощь бедному и несчастному.

Скончался архиепископ Димитрий без всякой болезни. В день кончины он слушал литургию, после молитвы Господней велел келейнику отвести себя в спальню, перекрестился, лег на одр, начал сам что-то читать и через несколько минут скончался.

Литература: Пархомович И. М. Архипастыри Кишиневской епархии. – Кишинев, 1910. – С. 10–11.

Севастиан (Вести), архимандрит. Архиепископ Димитрий Сулима. – 1906–1914.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1402.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 553.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 207.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 72.

Труды Бессарабского церковного Историко-археологического общества / Под редакцией Курдиновского В. – 5-й вып. – Кишинев, 1910. – С. 19, 22, 23, 42, 43. 45, 49, 51, 53, 75, 94, 95.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии. [Филарет (Гумилевский)]. – М., 1852–1858. – С. 38, 39.

Кишиневские епархиальные ведомости. – 1867, 1868, 1871.

Труды Киевской духовной академии. – 1882, июнь. – С. 208, 212–214, 219.

Два письма архимандрита Виталия Щепетова к архимандриту Филадельфу Пузыне // Русский архив. – 1898, кн. 1. – С. 301, 303.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 10. – С. 526, 527, 533.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 2. – С. 1321.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М.. 1896–1913, т. 6. – С. 396.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle