Дмитрий, архиепископ Херсонский и Одесский (Муретов Климент Иванович)
Родился 11 февраля 1811 года в селе Лучинске Пронского уезда Рязанской губернии в семье диакона.
В 1820 году поступил в Сапожковское духовное училище, затем обучался в Рязанской духовной семинарии.
В 1831 году поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил первым учеником.
11 сентября 1834 года пострижен в монашество; 27 октября рукоположен во иеродиакона, а 24 июля 1835 года – во иеромонаха.
7 октября 1835 года удостоен степени магистра и определен бакалавром Киевской духовной академии на кафедру Священного Писания и герменевтики.
6 сентября 1837 года утвержден в звании профессора богословских наук.
С 14 февраля 1838 года – инспектор академии.
25 марта 1838 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря.
С 24 апреля 1841 года – ректор Киевской духовной академии.
4 марта 1851 года хиротонисан во епископа Тульского.
С 11 июня 1857 года – епископ Херсонский.
3 апреля 1860 года возведен в сан архиепископа.
С 2 октября 1874 года – архиепископ Ярославский.
С 26 апреля 1876 года – архиепископ Волынский.
С 1882 года – архиепископ Херсонский и Одесский.
Скончался 14 ноября 1883 года.
Имя преосвященного Димитрия стало широко известно со времени его пребывания в стенах Киевской духовной академии. Десятилетний период его управления Киевской духовной академией замечателен как по высоте научного уровня преподавания, так и по прекрасному внутреннему строю академической жизни. По многочисленным отзывам его сослуживцев и воспитанников, он представлял из себя в высшей степени гуманного и заботливого начальника, вникавшего во все подробности академической жизни, уже тогда прославившегося своей благотворительностью и другими добрыми качествами.
При первом взгляде на архимандрита Димитрия император Николай I увидел в нем особенного человека. Вот как описывается этот случай. При посещении императором Николаем I Киева митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров; † 1857) представил ему ученую корпорацию, в числе коих был и отец Димитрий, тогда еще архимандрит и ректор академии.
Во время представлений император неоднократно оборачивался в сторону отца Димитрия и смотрел ему прямо в глаза. Все это заметили. Прибыв в Петербург, император Николай сказал жене: «Вот я видел монаха в Киеве! Я желаю, чтобы он непременно благословил наших детей». Вскоре архимандрит Димитрий был вызван в Петербург.
Когда он был введен в кабинет, то увидел там царствующую чету со всеми детьми. Смиренно исполнив желание правителя, отец Димитрий возвратился в Киев. Говорят: глаза – зеркало души. В глазах отца Димитрия отражались высокие свойства души его: смирение, незлобие, доброта, и под покровом их – глубокий ум.
Его замечательные духовно-нравственные качества проявились и в период архипастырского служения. Преосвященного Димитрия нельзя назвать искусным епархиальным администратором в обыденном смысле этого слова. В нем было много другой, высшей, администрации, созидающей души, дающей им возможность чувствовать и воочию видеть силу и значение Церкви Христовой, истинную, а не мнимую власть представителей этой Святой Церкви, этого наивысшего учреждения на земле.
На преосвященном Димитрии с отрадой и умилением останавливался взор всякого православного христианина.
В своей жизни он стремился осуществить идеал евангельского Пастыря – кроткого, учительного не только словом, но и жизнью, исполненного любви и снисходительности к людям, особенно падшим, скорбящим и озлобленным, милости Божией и помощи требующим. Других стремлений он не имел, не искал он ни стяжаний, ни карьеры. Это был совершенный инок – благоговейный, добрый, смиренный, нестяжательный и крайне нищелюбивый.
О его доброте существует много рассказов. Вот один из них.
Когда Димитрий был архиепископом Волынским, к нему пришла одна дама в слезах, прося помочь ей в крайней нужде. «Верьте, – сказала она, – ни копейки не имею». «А вот что, – ответил Димитрий, – я приглашен завтра на погребение, потружусь на Ваше счастье, что дадут-то Ваше, а Вы в 4 часа приходите».
В 4 часа дама получила от Владыки запечатанный пакет, в котором оказалась тысяча рублей. Дама снова пришла к Владыке и взволнованно сказала ему об этом. Но он ответил: «А мне какое дело? Ведь я сказал Вам, что потружусь на Ваше счастье. Ну Господь Вам послал, Его и благодарить Вам следует» Везде преосвященный был известен своим огромным влиянием на паству и редким расположением к нему последней. Такой тесной духовной связи он достигал богослужениями и замечательными поучениями, заботой о благолепии храмов, благотворительностью и нищелюбием.
Он постоянно заботился и о подведомственном духовенстве, и особенно о духовных учебных заведениях. В Одессе он улучшил преподавание и быт духовного училища и семинарии, выстроил дом для общежития, основал попечительство о бедных, деятельно боролся со штундой и провел реставрацию храмов.
Вызванный в 1859 году в Санкт-Петербург как лучший устроитель духовных учебных заведений, преосвященный Димитрий председательствовал в комиссиях: 1) по сокращению переписки по духовному ведомству; 2) по улучшению быта сельского духовенства; 3) по преобразованию духовных семинарий и училищ. Работа его в комиссиях была весьма плодотворной.
Деятельность по епархии он совмещал с общественной. Период управления Херсонской епархией совпал со временем освобождения крестьян, и преосвященный Димитрий оказал неоценимую услугу отечеству своими правильными действиями в предупреждении крестьянских волнений.
В 1860 году, когда на него было возложено звание попечителя болгарского настоятельства, преосвященный Димитрий установил самые близкие отношения с сербами, далматинцами и особенно болгарами, оказывая им щедрую и разнообразную помощь.
Его ревностное и многополезное служение было отмечено наградами и знаками отличия.
До возведения в сан епископа Димитрий вел большую литературную работу. С принятием архиерейского сана он совсем оставил науку и полностью посвятил себя делу благотворительности и проповедничества. Его проповеди отличались простотой и задушевностью и в то же время были «исполнены высокого и сильного красноречия». Особенно в последние годы жизни преосвященный Димитрий усиленно проповедовал слово Божие и с архиерейской кафедры, и со страниц печати. Он чувствовал, что недолго ему осталось жить, и торопился как можно лучше выполнить свою пастырскую миссию – миссию церковного учителя.
Личность архиепископа Димитрия – это такая светлая личность, которая служила и будет служить постоянно славой и украшением Русской Церкви.
С кончиной архиепископа Димитрия отошел в вечность последний представитель того блестящего триумвирата (Иннокентий (Борисов), Димитрий (Муретов), Макарий (Булгаков)), который подарила Русской Церкви Киевская духовная академия в так называемый «иннокентиевский» период.
Труды: О путях Промысла Божия в обращении грешников и о путях покаяния для обращенных // Собрание сочинений студентов Киевской духовной академии. – Киев, 1839.
Первое собрание слов, бесед и речей преосвященного. – Одесса, 1859.
Собрание слов, бесед и речей. – СПб., 1885.
Полное собрание творений Димитрия: в 6 т. – 1899.
Цветы из сада. – М., изд. Афонского Русского Пантелеймонова монастыря, 1889. – С. 103.
Слово об уважении к местам христианского погребения // Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1890, № 47. – С. 1577.
Отдельные слова и речи Димитрия // Православное обозрение. – 1875–1884.
Литература: Смирнов Н. Высокопреосвященный Димитрий (Муретов), архиепископ Херсонский и Одесский. – М., 1898.
Ястребов М. Высокопреосвященный Димитрий (Муретов), архиепископ Херсонский и Одесский // Труды Киевской духовной академии. – 1899, № 5.
Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 120.
Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Волыно-Почаевский Патерик. – М., 1888.
Ливанский И. В. Блаженной памяти высокопреосвященнейшего Димитрия, архиепископа Херсонского и Одесского, бывшего Тульского и Белевского: Стихотворение. – Тула, 1890.
Флоринский Н. И. Высокопреосвященный Димитрий, архиепископ Херсонский // Душеполезное чтение. – 1886, кн. 6.
Гавриленков. Воспоминания о преосвященном Димитрии, архиепископе Херсонском // Полтавские епархиальные ведомости. – 1884, № 1.
К. Б. Памяти архиепископа Димитрия Одесского // Исторический вестник. – 1884, № 2.
Лебединцев Ф. Г. Высокопреосвященный Димитрий (Муретов), архиепископ Херсонский // Киевская старина. – 1883, № 12.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1397, 1415, 1416, 1418.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 335, 489, 783.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 300.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода ( 1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 327.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 24, 69, 70, 74.
Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 301, 471.
Пятидесятилетний юбилей Киевской духовной академии. – Киев, 1869.
Современные известия. – 1883, №№ 319, 320, 322, 341.
Ярославские епархиальные ведомости. – 1876, №№ 21, 23, 28, 47, 52.
Московские ведомости. – М., 1883, №№ 320–330, 345, 359.
Самарские епархиальные ведомости. – 1897, № 3. – С. 137; № 7. – С. 177.
Известия по Казанской епархии. – 1882, № 8. – С. 161.
1893, № 19. – С. 622, 623.
Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1897, № 8. – С. 299; № 14. – С. 548.
– 1905, № 37. – С. 1569–1574; № 38. – С. 1608–1613.
Православный собеседник. – Казань, 1899, июнь. – С. 354.
– 1902, декабрь. – С. 784.
– 1904, апрель. – С. 8.
– 1908, декабрь. – С. 743.
Русский паломник. – 1893, № 8. – С. 126.
Русская старина. – 1910, ноябрь. – С. 422, 450.
Кормчий. – 1890, № 31, № 49. – С. 595.
– 1912, № 7. – С. 81.
Труды Киевской духовной академии. – 1870, апрель. – С. 1–31; июнь. – С. 1–30.
– 1872, ноябрь. – С. 6.
– 1873, ноябрь. – С. 508–509.
– 1874, август. – С. 425–427.
– 1877, март. – С. 365.
– 1884, август. – С. 593–600.
– 1886, май. – С. 8.
– 1887, сентябрь. – С. 146–155.
– 1890, ноябрь. – С. 364–438.
Исторический вестник. – 1884, февраль. – С. 341–345.
– 1886, т. 26. – С. 29–30.
– 1887, декабрь. – С. 8.
– 1888, ноябрь. – С. 9.
– 1892, т. 49. – С. 723.
– 1895, февраль. – С. 650.
Христианское чтение. – СПб., 1871, декабрь. – С. 82–83, 109–110.
– 1875, июль. – С. 507–509.
Православное обозрение. – 1863, февраль. – С. 96.
– 1864, март. – С. 153; апрель. – С. 232–233; июнь. – С. 109–110.
– 1871, т. 3. – С. 614–615.
– 1873, т. 3. – С. 593–594.
– 1884, январь. – С. 186; апрель. – С. 813.
Русский архив. – 1895, кн. 2, № 5. – С. 77.
– 1899, кн. 1, № 3. – С. 427, 428, 668.
– 1900, кн. 3, № 10. – С. 236–237.
– 1904, кн. 1, № 1. – С. 109; кн. 2. № 8. – С. 570.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков; в 12 т. и 2 доп. т. – М., 1903–1912, доп. том 2. – С. 359, 369–469.
Журнал Московской Патриархии. – 1945, № 11. – С. 49.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб.. 1900–1911, т. 3. – С. 775; т. 4. – С. 1054.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 735–736, 547; т. 2. – С.2195, 2275, 2404.
Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Под редакцией С. Н. Южакова: в 20 т. – СПб., 1900–1905, т. 8. – С. 466.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 6. – С. 396–398.