Алексий, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Бяконт Елевферий Федорович) († 1378, память 12/25 февраля, 20 мая / 2 июня, 5 / 18 октября и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых)
Родился в конце XII века (между 1292 и 1300 гг.) в г. Москве в семье черниговского боярина Федора Бяконта.
На 20-м году жизни ушел в Московский Богоявленский монастырь и в 1320 году принял монашество с именем Алексия, находясь под руководством опытного старца Геронтия.
В 1340 году митрополит Феогност определил его жить при своем святительском дворе и заведовать церковными судебными делами Церкви.
6 декабря 1352 года митрополитом Феогностом хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского.
В 1354 году патриархом Каллистом был утвержден «архиепископом Киева и великой России с титулом всечестного митрополита и экзарха».
Скончался 12 февраля 1378 года в Чудовом монастыре.
20 мая 1431 года в Чудовом монастыре обрушилась церковь, в которой был погребен святитель Алексий. Падавшими камнями был разбит гроб его, в котором и обрели нетленные мощи святителя.
Святитель Алексий явил собою образ доброго пастыря и деятельного патриота.
Он сумел сочетать в себе эти два великих качества. Это был муж славный в добродетелях, отличавшийся силою слова, сведущий в канонах и искусный в знании как церковных, так и гражданских законов. Эти качества и послужили причиной представления его к иерархическому управлению самой святейшею митрополией Киевской и всея Руси.
Со времени возведения святителя Алексия в митрополита началась его деятельность по устройству и восстановлению церквей и монастырей.
В 1361 году были восстановлены монастыри: Чудов, Спасо-Андроников и Алексеев в Москве; в 1362 году – Симонов, Серпуховской, Владычный вне Москвы; в 1365 году – Константинов близ Владимира, Благовещенский в Нижнем Новгороде.
Святителю Алексию пришлось вести напряженную борьбу за единство Русской Церкви. Благодаря своей настойчивости, энергии и твердости характера в соединении с умом и образованием он смог поставить архипастырскую власть в России на небывалую высоту. Призванный волею Божиею к управлению дел церковных и государственных, он, как первоиерарх Русской Церкви, всегда оставался первомолитвенником за православных людей, церковным пастырем, кротким аскетом, человеком безупречной иноческо-подвижнической жизни.
Духовно-нравственный облик святителя раскрывается из его поучений, которых сохранилось два. Одно к Нижегородской пастве, а другое вообще к христианам.
Содержание этих посланий выявляет смирение святителя и глубокое понимание им высоты архиерейского сана. Сознавая свою ответственность пред Богом как архипастырь, он наполняет свою душу заботою о спасении вверенной ему паствы. «Дети, – пишет святитель, – пишу вам и побуждаю вас на благое, игуменов, священников, диаконов и всех православных христиан, дабы вы последовали Спасову Евангелию».
Мы видим, что святитель заботился обо всех: о пастырях и мирянах. Всех охватывает его пастырская попечительность.
Он учил пастырей избегать нерадения, лености, страха человеческого пред сильными мира сего, заступать за немощных и учить пасомых добрым взаимоотношениям между собою.
Мирян он призывал иметь любовь между собою и страх Божий, исполнять заповеди Божии и искренно каяться, любить храм Божий, благоговейно стоять и молиться нерассеянно в нем и всегда помнить час кончины.
Особо поучал святитель князей, бояр и вельмож. Их он учил справедливости на суде, бескорыстию и защите ими вдовиц, сирот и обидимых.
Самою яркою чертою его духовно-нравственного облика является горячая и преданная любовь к своему отечеству.
В этом отношении святитель Алексий был поистине печальником и мудрым государственным мужем Русской земли. Его содействие великому князю Московскому Ивану Ивановичу окончательно возвысило Москву и способствовало, с одной стороны, подчинению удельных княжеств Московскому княжеству, а с другой – положил начало свержению монгольского ига.
После смерти великого князя Ивана Ивановича на попечении святителя Алексия остался малолетний сын усопшего Дмитрий. Как опекун Дмитрия, он принимал самое активное участие в дальнейшем возвышении Москвы. В заботе об отечестве были проявлены святителем мудрость, миротворчество, строгость и в то же время осторожность, обдуманность и выдержанность во всех поступках.
Подвергая свою жизнь опасности, он дважды ездил в Золотую Орду. При этом открылся и дар чудотворения святителя Алексия, когда он после молитвы пред Богом исцелил жену хана Чанибека Тайдулу.
И вторично он ездил к грозному хану с ходатайством за всю Русскую землю.
Кроткой и разумной беседой он укротил ярость хана и благополучно возвратился в свое отечество, неся мир своим соотечественникам.
Святитель Алексий был связан с преподобным Сергием узами тесной дружбы. Он так высоко ценил преподобного, что имел намерение сделать его своим преемником, но скромный угодник Божий уклонился от этого.
Существует любопытное предание о посещении святителем Алексием Самары.
Говорят, что, следуя в одну из своих поездок в Золотую Орду (1353 или 1357 г.), святитель остановился на неизвестной ему реке, которая впадала в Волгу. Находившиеся при нем люди, идя по берегу, поросшему густым лесом, увидели одну тропинку и, идя по ней, к ужасу своему, нашли в необитаемом лесу человека, забравшегося в эту глушь, как оказалось, для спасения души. Тотчас же донесли об этом святителю.
Святитель Алексий, интересуясь жизнью пустынника, призвал его к себе, потом сам был у него, расспрашивал об этой местности и между прочим полюбопытствовал узнать название реки. «Названия ей не знаю, сам я зову ее Самарой», – ответил пустынник.
Как говорит летописец, святитель Алексий, видя добродетельное житие сего пустынника, не только оное название подтвердил, но, благословляя его и место, духом пророчески предрек: «Будет на сей реке град того же имени, в нем просияет благочестие, и оный никакому разорению подвержен не будет».
Кончина святителя Алексия была мирна и безболезненна. Летопись сообщает, что святой, почувствовав приближение своей кончины, призвал своего духовного сына великого князя Дмитрия Ивановича, преподал ему мир и благословение и конечное целование и заповедал положить его тело не в церкви, а вне, близ алтаря, и «тако предаде дух свой в руце Божии».
По другим источникам, он пред самою своею кончиною совершил Божественную литургию и приобщился Святых Таин, затем, пожелав всем мира и любви, воздав последнее целование, мирно предал Господу свою душу.
Труды: Грамота митрополита Алексия на Червленый Яр боярам, баскакам, духовенству и мирянам о подсудимости их Рязанскому епископу // Акты исторические, собранны е и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842, т. 1, № 3. – С. 3–4; Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. № 19. Ст. 167–172.
Поучение Алексия митрополита от апостольских деяний к христолюбивым христианам // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1847, ч. 5. – С. 30–39.
Невоструев К. И. Вновь открытое поучительное послание святого Алексия, митрополита Московского и всея России. Поучения христианам нижегородских и городецких пределов // Душеполезное чтение. – 1861, ч. 1. – С. 449–467.
Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Труд святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. – М., 1892.
Литература: Попов А. Сборник статей в православной памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. – СПб., 1911.
Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – М., 1871. – С. 132.
Анатолий, архимандрит. Житие Алексия, митрополита всея России, Московского чудотворца. – Одесса. 1905.
Питирим, епископ. Краткое описание жития святителя Алексия // Духовный вестник. – 1862.
Пахомий Логофет. Житие митрополита всея Руси Алексия, составленное Пахомием Логофетом // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.; Сергиев Посад, 1877–1878, т. 4, №№ 1–2.
Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 2-е изд. – СПб., 1899, т. 2. – С. 12, 23.
Браил. Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. – 1896. – С. 46.
Токмаков И. Историческое и археологическое описание Московского Алексеевского монастыря. – 2-е изд. – М., 1896.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 2. – С. 260–261; т. 4. – С. 24. 63, 111.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 953, 959–961 и прим. 2. – С. 964, 1247, 1248; кн. 3. – С. 650, 651.
Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, 1848, ч. 6.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. – 3-е изд. – СПб., 1882.
Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1863. (Указатель. – С. 14).
Степенная книга // Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1863, т. 21: Книга степенная царского родословия. – СПб., 1908, ч. 1. – С. 444–450.
Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1863. – С. 3, 4, 30, 55–58, 209.
Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 137, 141–144, 148–151.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 499, 501, 509.
Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 2 т. доп. – М., 1903–1911; 1908; 1916; февраль; 1916, доп. т. 2. – С. 439, 445.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 72–75.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 515. – С. 130.
Православный собеседник. – Казань, 1858, февраль. – С. 279.
– 1867, март. – С. 195.
– 1860, май. – С. 71.
– 1907, сентябрь. – С. 31, прим.
– 1909, февраль. – С. 193.
Пастырские собеседования. – 1895, № 18–19. – С. 265–275; № 20. – С. 289–296.
Самарские епархиальные ведомости. – 1878, № 19.
– 1886, № 17. – С. 351–357.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1396, 1402.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 103–104, 404–406, 423–427, 417–422, 524, 527, 930.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 654.
Исторический вестник. – 1881, март. – С. 519; апрель. – С. 738–739, 740, 742.
– 1884, январь. – С. 204.
– 1885, декабрь. – С. 35.
– 1890, ноябрь. – С. 490.
– 1893, май. – С. 467; июль. – С. 418.
– 1894, июль. – С. 168.
Русская старина. – 1888, март. – С. 752, 754.
Русский архив. – 1893, кн. 3. – С. 7, 33–34.
– 1903, кн. 2, № 8. – С. 594.
– 1904, кн. 1, № 4. – С. 291; кн. 2, № 6. – С. 231.
– 1912, № 6. – С. 214–215.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 119–120.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 1. – С. 523–531.
Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. / Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905, т. 1. – С. 350; т. 17. – С. 717; т. 20 – С. 135.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб.. 1890–1907, т. 1. – С. 417.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 2. – С. 17–18
Русский паломник. – 1909, № 20. – С. 310, 311.
– 1914, № 7. – С. 113.
Журнал Московской Патриархии. – 1945, № 4. – С. 13–14.
– 1947, № 5. – С. 36–44.
– 1954, № 4. – С. 43–45.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 13, 34.