Источник

Геронтий, святитель, митрополит Московский и всея Руси († 1489, память в воскресение перед 26 августа в Соборе Московских святых)

В 1447 году упоминается архимандритом Симонова монастыря.

В 1453 году (по БЭЛ – в 1455; по ЖМП – в 1461 году) хиротонисан во епископа Коломенского.

29 июня 1473 года, после смерти митрополита Филиппа, возведен в сан митрополита Московского и всея Руси.

В 1479 году им был освящен Успенский собор Московского Кремля.

Скончался 28 мая 1489 года. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля.

Митрополит Геронтий был человек с твердым характером и в делах церковных не раз обнаруживал свою самостоятельность даже по отношению к великому князю.

Твердость и настойчивость проявил он в возникшем споре о том, «посолонь ли или против солнца должно ходить при освящении церкви». Этот спор возник вскоре после освящения (12 августа 1479 года) Успенского собора.

Какие-то «прелестники» наговорили великому князю, что митрополит Геронтий ходил вокруг церкви со крестами не по солнцу. Князь прогневался на митрополита. Открылось публичное расследование вопроса. Но в книгах об этом ничего не нашли. Сам митрополит Геронтий приводил во свидетельство то, что диакон при каждении престола начинает с правой стороны и, следовательно, ходит вокруг престола против солнца. Много спорили, но ничего не решили. Важные гражданские дела и особенно нашествие татарского царя Ахмата отвлекли великого князя от этого церковного дела. Но через три года он снова начал распрю с митрополитом за то, что он при освящениии соборной церкви ходил вокруг нее с крестами не по солнцу.

Видя упорство князя, митрополит даже покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь, оставив в соборе свой посох и взяв с собою только ризницу.

Он не возвратился до тех пор, пока великий князь сам приехал к нему, «бил челом», признал себя во всем виновным и обещал слушаться митрополита.

Только после этого владыка Геронтий возвратился на кафедру.

Оставшись победителем в названном споре, митрополит Геронтий не проявил великодушия к тем из духовенства, кто в споре стоял против него, но нашел повод отомстить им, в частности чудовскому архимандриту Геннадию, которого спасло только заступничество великого князя.

Отношения митрополита Геронтия с великим князем всегда были не особенно мирные. Великий князь не любил своего митрополита. Когда преосвященный Геронтий вторично покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь по болезни, а затем, поправившись, захотел возвратиться, то великий князь его «не восхоте». И только после долгих и настойчивых просьб митрополита великий князь разрешил ему возвратиться.

Несмотря на неоднократные столкновения с великим князем, митрополит Геронтий усердно служил ему и чем мог помогал в делах гражданских.

Болезнуя о свободе русской земли, митрополит Геронтий понуждал великого князя выступить на борьбу с татарами, сбросить позорное иго. А когда русские полки во главе с великим князем (в 1480 году) стояли против татарских на р. Угре, митрополит отправил великому князю послание, в котором от имени всего духовенства воодушевлял князя не отступать до полной победы.

Время святительства Геронтия было ознаменовано усиленным строительством церквей и различных церковных зданий. Он заново отстроил митрополичий дом. В 1484 году заложил каменную церковь «Пречистыя Ризы Положение», которая была освящена им в 1486 году; достраивал Успенский собор Кремля.

Митрополит Геронтий помнил о своей обязанности учителя духовенства и паствы и написал несколько грамот и посланий.

Труды: Правая грамота о Кирилловом монастыре // Никольский Н. К. Правая грамота митрополита Геронтия. Отчет о заседании Общества любителей духовного просвещения. – СПб., 1895 (Памятники древней письменности, № 111).

Послание митрополиту Геннадию // Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-нач.ХУ1 в. – М.; Л., 1955, Приложение, №№ 14–15.

Послание Ивану III на Угру 1480 года (рукопись, Государственный исторический музей. Синодальное собрание, № 562, л. 199 об. – 202).

Два послания вятчанам 1486–1489 гг. о подчинении великокняжеской власти // Акты исторические, собранны е и изданные Археографическою комиссиею. – СПб., 1841, т. 1, №№ 97, 98; Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. – СПб., 1880, т. 6. № 114.

Литература: Голубинский E. Е. История Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 190 2 – 1904, т. 2, 1-я половина тома. – С. 549, 566.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 6. – С. 63–80.

Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М., 1896. – С. 27, 66.

Марков Н. М., священник. Коломенская епархия. – М., 1888. – С. 217.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 2 т. – 2-е изд. – Чернигов, 1865, декабрь. – С. 506.

Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902, вып. 9, ч.2, май. – С. 171–173.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 1398, 1426–1428, 1542, 1544–1546, 1548, 1550.

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. – 2-е изд. – Владимир, 1901–1902, т. 2. – С. 555.

Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 352.

Барсуков Η. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 133.

Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 97.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1405.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 5, 46, 149, 1029.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 521.

Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908, т. 1. – № 266.

Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею : в 5 т. – СПб., 1841–1842, т. 1, № 90, 97, 98.

Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1921, т. 4. – С. 151, 155; т. 6. – С. 33, 34, 221, 222, 233, 239.

Журнал Московской Патриархии. – 1945, № 4. – С. 70, 71.

Исторический вестник. – 1891, февраль. – С. 598.

Русский архив. – 1900, кн. 2, № 7. – С. 331, 333, 335, 337, 339.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 13.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб.. 1900–1911, т.4. – С. 335–338: т.12. – С. 355.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойки на. – СПб., б. г., т. 1. – С. 641; т. 2. – С. 1411.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 5. – С. 83–85.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle