Геннадий, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Гонзов) († 1504, память 4 /17 декабря и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых)
Родился около 1410 года в городе Москве.
Происходил, по-видимому, из боярского рода. Начало иноческой жизни положил в Валаамском монастыре под руководством преподобного Савватия Соловецкого
(† 1435, 8/21 августа и 27 сентября/10 октября).
В 1472–1473 году (по другим сведениям – в феврале 1477 года) возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Чудова монастыря.
12 декабря 1484 года хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа.
26 июня 1504 года подал митрополиту Симону «отреченную грамоту», оставил кафедру и поселился в Чудовом монастыре.
Скончался 4 декабря 1504 года в Чудовом монастыре. Погребен на том месте, где прежде лежало тело святителя Алексия до обретения его мощей.
Преосвященный Геннадий оставил о себе память как об архипастыре исключительно активном, деятельном, отличавшемся большим и ясным умом, твердым и прямым характером, неспособным идти на уступки ради угождения сильным.
Так, когда Иван III, задумав очистить в Кремле место для своего сада, приказал переместить оттуда несколько старых монастырей и церквей и уничтожить старые кладбища, архиепископ Геннадий откликнулся на это приказание возмущенным посланием к митрополиту Московскому и всея Руси Зосиме.
Велика заслуга архиепископа Геннадия в деле развития просвещения. В его время духовенство страдало большим невежеством. Оно, в силу своей неграмотности, допускало неточности в совершении богослужения, чем производило соблазн в народе.
В 1499 году преосвященный Геннадий отправил послание митрополиту Московскому Симону, в котором через митрополита умолял великого князя завести духовные училища. Он со скорбью говорил, что желающие принять духовный сан не умеют ни читать, ни писать; устные церковные проповеди совершенно прекращены, и иностранцы отмечают, что из десяти россиян разве один знает «Отче наш».
Усилия владыки Геннадия были направлены на просвещение и нравственное воспитание пастырей, а через них и всей паствы. В позднейших летописях говорится, что он хиротонисал во священников и диаконов таких, которые долго учились у него. Поставленные им пресвитеры и диаконы так были просвещены, что оказывались светильниками миру, истинными пастырями и учителями порученной им паствы. И все люди получали от них великую пользу.
Имя святителя Геннадия связано с составлением первого в России полного библейского кодекса – Геннадиевской Библии (1499). Он же занимался собиранием ветхозаветных книг и поручал переводить с латинского языка некоторые недостающие книги Ветхого Завета.
Заботился преосвященный Геннадий и о внешнем благе Церкви, а именно о ее землях. В этом отношении он проявил безбоязненность, обличая по канонам церковным волоцкого князя Бориса за то, что последний отнял земли, принадлежащие храму святой Софии.
Архиепископ Геннадий отличался особенной ревностью о Православной вере. Выше всего он ставил интересы Православия и во всяком нарушении их видел не только оскорбление религии, но и бесчестие родной земли и государства.
За истину, как он ее понимал, святитель готов был идти на подвиг и иногда допускал даже некоторые крайности, в частности в борьбе с еретиками. Борьба с жидовствующими стала главным предметом архипастырской деятельности святителя Геннадия.
Иудейские проповедники, приехавшие под видом торговцев в Новгород, еще с 1470 года начали сеять между православными плевелы ереси и богоотступничества.
Лжеучение распространялось тайно. Первое известие о ереси дошло до святителя Геннадия в 1487 году: четверо членов тайного сообщества, в хмельном угаре обличая друг друга, обнаружили пред православными существование нечестивой ереси. Как только это стало известно святителю, ревностный архипастырь немедленно приступил к розыску и с глубокой скорбью убедился, что опасность угрожает не только местному новгородскому благочестию, но и самой столице Православия – Москве, куда еще в 1480 году переехали вожди жидовствующих. В сентябре 1487 года владыка Геннадий направил в Москву, митрополиту Геронтию, все розыскное Дело в подлиннике вместе со списком обнаруженных им богоотступников и с их писаниями. Вместе с преподобным Иосифом Волоцким архиепископ Геннадий мужественно восстал против лжеучителей, писал обличительные письма на них. Девятнадцать лет продолжалась борьба святителя Геннадия и преподобного Иосифа с сильнейшей попыткой противников Православия изменить весь ход истории Русской Церкви и Русского государства. Несколько раз указывал святитель Геннадий царю Ивану III на опасность для Церкви, которую несла в себе ересь, описывал все буйства, происходящие в епархии от жидовствующих, даже прекратил общение с митрополитом Московским Зосимой, втайне придерживавшимся этой ереси.
Трудами святых исповедников борьба увенчалась победой Православия.
Наконец, святителю Геннадию удалось добиться созыва Собора, который проходил в 1490–1491 году. На этом Соборе жидовствующие были преданы анафеме. Главари были казнены или сосланы в заточение. По своей горячности или подчинившись в этом случае духу своего сурового времени, архиепископ Геннадий допустил по отношению к осужденным еретикам большую суровость. Желая предать еретиков позору, он приказал возить их по улицам Новгорода на клячах, лицом к хвосту, в скоморошьих одеждах – в вывороченном платье, в берестяных шлемах и соломенных венцах с надписями: «се есть сатанино воинство».
Такие действия строго осудили последователи преподобного Нила Сорского († 1508, память 7 /20 мая), в частности инок Вассиан Косой.
Впоследствии архиепископ Геннадий изменил метод борьбы, он стал советоваться с учеными старцами Паисием Ярославовым и Нилом Сорским, разыскивал и распространял книги, нужные для борьбы с еретиками.
Несмотря на ревностный труд святителя Геннадия в защиту Церкви, последние годы его жизни были печальными.
При великокняжеском дворе еще оставались скрытые последователи ереси жидовствующих, которые «страха ради казней отверглися нечестия и приложилися благочестию лицем, а не сердцем». Они воспользовались первым же случаем очернить ненавистного им архиепископа. Такой случай представился после Собора 1503 года.
В августе-сентябре 1503 года архиепископ Геннадий присутствовал на Соборе, который рассматривал вопросы о поставлении лиц на священные степени и о вдовых священниках. Собор этот, между прочим, запретил брать пошлины за ставленнические грамоты, и архиепископ Геннадий подписался под этим постановлением. Но по преклонному возрасту он подпал под влияние своего секретаря, который продолжал брать эти пошлины.
На святителя был сделан донос. Архиепископа Геннадия вызвали в Москву, где 12 июня 1504 года осудили, вынудили отречься от кафедры и отправили в Чудов монастырь, где он вскоре и скончался.
Святитель Геннадий отличался глубоким смирением, сознанием своего недостоинства. Он так писал о себе Волоцкому князю Борису Васильевичу: «И сам аз ведаю свое недостоинство и свою леность».
Труды: Пасхалия – миротворный круг на 8-ю тысячу лет.
Окозрительный Устав в 2 -х редакциях: обширной и краткой.
Молитва ко Пресвятой Богородице. – 1497.
Несколько окружных грамот.
Слово кратко в защиту монастырских имуществ // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1902, кн. 2, отд.2.
Собрание на лихоимцев // Труды Отдела древнерусской литературы. – M. – Л., 1965, т. 21.
Послание к волоцкому князю Борису Васильевичу; Грамота соборном у духовенству о пасхалии // Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. – СПб., 1908. – Т. 6. – Стб. 753–760, 801–820.
Литература: Голубинский E. Е. История Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1902–1904, т. 2. – С. 553–617.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 4, кн. 1. – С. 162, прим.; т. 6. – С. 90–135; 372–383; т. 7. – С. 177–191.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 1411, 1545–1552, 1554–1556; кн. 2. – С. 439, 440.
Никитский А. И. Очерк внутренней истории церкви в Новгороде. – СПб., 1879. – С. 132–187.
Грандицкий М. Геннадий, архиепископ Новгородский // Православное обозрение. – 1878, ч. 3. – С. 70–107; 1880, ч. 3. – С. 640–667.
М. Л. Геннадий, архиепископ Новгородский // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения.
– М.; Сергиев Посад, 1875, ч. 1. – С. 463–508.
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях.
Новгородский архиепископ Геннадий и жидовствующая ересь // Собрание сочинений Н. И. Костомарова. Историческая монография и исследования: в 8 кн. – СПб., 1903–1906, кн. 1, гл. 14.
Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: из 3 отд. / А. Горский, К. Невоструев. – М., 1855–1917, отд. 2, т. 1.
Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 276–278, 281–282, прим. 9, 21, 29.
Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб., 1827, ч. 1. – С. 91.
Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М., 1896. – С. 127.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. – 2-е изд. – Чернигов, 1865, 2 т. – С. 503–517.
Барсуков Η. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 115–119, 487.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. – М.. 1832–1891, 1883. – С. 130.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1406.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 427.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 35, 162.
Зверинский В. В. Материалы для Историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. – СПб., 1890–1897, т. 2. – С. 410.
Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908, т. 1. – С. 262.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 574.
Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 2 т. доп. – М., 1903–1911; 1908; 1916; доп. т. 1. – С. 452–467.
Московский кафедральный Чудов монастырь. – 1896. – С. 12, 13, 19, 44, 45, 61.
Валаамский монастырь и его подвижники. – СПб., 1903. – С. 46.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 527.
Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб., 1862. – С. 62, 124.
Православный собеседник. – Казань, 1897, декабрь. – С. 19.
Исторический вестник. – 1882, февраль. – С. 479.
– 1888, май. – С. 466–467.
– 1893, май. – С. 467.
– 1904, апрель. – С. 292.
Душеполезное чтение. – 1897, ч. 2. – С. 569.
Православное обозрение. – 1880, декабрь. – С. 706.
Русский архив. – 1895, № 1. – С. 14.
– 1900, кн. 2, № 7. – С. 331–333, 337–339.
Русская старина. – 1904, июль. – С. 142.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 18.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 4. – С. 195–205.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 627.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 8. – С. 339–341.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 4. – С. 396–402.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб.. 1884. – С. 156–160.
Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 192, 197.