Гедеон, митрополит Киевский и Галицкий (Святополк Четвертинский Григорий, князь)
Родился в семье княжеского старосты.
В 1659 году хиротонисан во епископа Луцкого и Острожского.
Это был период господства унии, период наступления католичества на Православие в Малороссии. Униатский епископ Иосиф (Шумлянский), управляющий Киевской митрополией, старался выжить епископа Гедеона с Волыни.
Много притеснений пришлось терпеть преосвященному Гедеону со стороны польских властей, но он твердо стоял за Православие. Польский король и королева убеждали епископа Гедеона перейти в католичество или унию, а за отказ угрожали вечным заточением в крепость Мариенбург. Эти угрозы устрашили владыку Гедеона. Он бежал из своей епархии в Батурин и поселился в Крупицком Николаевском монастыре Черниговской епархии.
В это время около 10 лет пустовала Киевская митрополичья кафедра.
Московский патриарх Иоаким ставил вопрос о подчинении Малороссии Москве также в духовном отношении, как была она подчинена политически.
Заметим, что до этого времени Малороссия в каноническом отношении подчинялась Константинопольскому патриарху.
Теперь патриарх Иоаким прилагал все усилия, чтобы изменить существующее положение. Он советовал гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу избрать для Киева митрополита, причем чтобы это был человек, которого можно бы привести в подчинение без сопротивления с его стороны. Гетман предложил епископа Гедеона, человека скромного и слабохарактерного.
8 июля 1685 года на состоявшемся в Киеве Соборе епископ Гедеон (под давлением гетмана Самойловича) был избран в митрополиты Киевские.
Вновь избранный митрополит отправился в Москву для посвящения, и 8 ноября 1685 года патриархом Иоакимом владыка Гедеон был возведен в сан митрополита Киевского.
Наделенный подарками и грамотой о подчинении ему Черниговского архиепископа и Печерского архимандрита, митрополит Гедеон 15 декабря выехал из Москвы. А гетман Самойлович добился для Киевского митрополита сохранения всех его прежних отличий, права безапелляционного суда и права печатать книги и заводить духовные школы в пределах митрополии.
Свою деятельность в Киеве митрополит Гедеон начал с восстановления и украшения пришедшего в ветхость знаменитого Софийского собора. Он испрашивал у царей разные церковные сосуды, а перед смертью завещал этому собору большую часть своих денег и драгоценностей. Он добился возвращения собору неправильно отнятых древних угодий.
Московские цари не оставляли без внимания Киевского митрополита. В 1686 году митрополиту Гедеону от царей Петра и Ивана и правительницы Софии были подарены саккос и митра, усыпанная драгоценными камнями.
С 1686 года, когда был сослан гетман И. Самойлович, положение митрополита Гедеона изменилось к худшему.
От митрополии были отняты некоторые области, которые подчинялись Киевскому митрополиту. Не отличаясь решительным характером, митрополит Гедеон не смог отстоять своих прав.
Из-за своей нерешительности Гедеон не оказал необходимой поддержки игумену Батуринского монастыря Димитрию (Туптало, впоследствии митрополит Ростовский; † 1709, память 23 мая/5 июня, 21 сентября/4 октября, 28 октября/10 ноября), которого очень ценил и уважал. В трудное для святителя время владыка Гедеон ничем кроме сочувствия не смог помочь ему.
В последние годы жизни, по предложению патриарха Иоакима, митрополит Гедеон принимал участие в обсуждении волновавшего тогда Русскую Церковь вопроса о времени пресуществления Святых Даров.
Скончался митрополит Гедеон 6 апреля 1690 года. Погребен в Киево-Печерской лавре в алтаре Владимирского придела, против гробницы великого князя Ярослава.
Литература: Скворцов Г. А. Патриарх Адриан: Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века. – Казань, 1913. – С. 123–136.
Попов М. С., священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. – СПб., 1910. – С. 63, 64, 92.
Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988– 1888]. – Киев, 1888. – С. 196, 199.
Сементовский H. М. Киев, его святыни, древности.
достопамятности и сведения, необходимы е Для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. – С. 78.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. – 5-е изд. – М., 1888, в. 4. – С. 77, 1 8 9.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн.З. – С. 994, 995, 997, 999–1000, 1015–1016, 1020, 1049, 1093.
Сумцов Η. Ф. История южно-русской литературы в семнадцатом столетии. – Харьков, 1884–1885, вып. 1 (Лазарь Баранович).
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 7, 1044.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 670, 671.
Шляпкин И. Святитель Димитрий Ростовский и его время (1651–1709) // Записки Историко- филологического факультета императорского Санкт-Петербургского университета. – СПб., 1876–1918, 1891, т. 24.
Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901.
Труды Киевской духовной академии. – 1871, сентябрь. – С. 504.
– 1874, август. – С. 404.
Исторический вестник. – 1885, октябрь. – С. 92.
Русская старина. – 1876, июнь. – С. 289.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 10. – С. 600.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 2. – С. 1328.
Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. / Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905, т. 6. – С. 291.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 8. – С. 231.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.: М., 1896–1913, т. 4. – С. 328–329.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 16, 43.