Источник

Гавриил, митрополит Новгородский и Олонецкий (Петров-Шапошников Петр Петрович)

Родился 18 мая 1730 года в Москве в семье синодального иподиакона, ставшего впоследствии священником московской Косьмо-Дамиановской церкви. Его родной брат – архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам (память 10/23 июня в Соборе Сибирских святых).

В 1753 году окончил курс академии с «отличным успехом». Как лучшему студенту, по тогдашнему обычаю, ему сразу стали советовать принять монашество, но он решительно отказался.

За это он лишился должности учителя и поступил корректором в Московскую синодальную типографию.

В 1757 году Святейший Синод опять приглашал его к пострижению для занятия в академии вакантной кафедры пиитики, но он и на этот раз отказался.

Трудно объяснить это упорное с его стороны уклонение от монашества.

Еще студентом Петр отличался искренним религиозным направлением, об одном только и мечтал, чтобы быть на церковной службе и постоянно находиться в храме Божием, хотя бы в самой низкой должности. Так, до поступления корректором, во время довольно продолжительного пребывания без должности в доме отца, он серьезно думал найти для себя где-нибудь просвирническое место, чтобы только иметь, как он сам выражался, маленький кусок хлеба и быть всегда при церкви. Настоятель Троицкой лавры архимандрит Гедеон (Криновский) заметил талантливого корректора и насильно привлек Петра на ученую службу, определив его учителем риторики в лаврской духовной семинарии с условием, что Петр примет монашество.

Но он снова отказался, несмотря на синодальный указ об обязательном пострижении. Только сильное влияние на него архимандрита Гедеона и второй указ Синода склонили его к принятию монашества.

В 1759 году Петр был пострижен архимандритом Гедеоном с именем Гавриил.

Вскоре он был рукоположен во иеромонаха и назначен ректором Троицкой духовной семинарии.

Деятельный человек теперь имел возможность проявить свои разнообразные способности. Он принялся за работу с изумительным рвением, едва выбирая время принять один раз в день свой скудный обед, состоявший из одной кашицы с сухарями.

В 1760 году (по другим источникам – 8 августа 1761 года) он назначен ректором Московской духовной академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря.

6 декабря 1763 года игумен Гавриил в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе хиротонисан во епископа Тверского.

За два года епископства он приобрел еще большую известность, так что в 1765 году был вызван в Санкт-Петербург для участия в комиссии о преобразовании духовных училищ.

В 1768 году избран депутатом от духовенства в Комиссию о сочинении нового Уложения.

С 27 сентября 1769 года – член Святейшего Синода.

С 22 сентября 1770 года – архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский и священноархимандрит Александро-Невской лавры.

С 1 января 1775 года – архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский.

22 сентября 1783 года возведен в сан митрополита. В том же году избран членом Императорской Российской Академии наук.

С 16 октября 1799 года – митрополит Новгородский и Олонецкий.

19 декабря 1800 года уволен на покой и пребывал в Новгородском архиерейском доме.

Скончался 26 января 1801 года. Погребен 31 января в Новгородском Софийском соборе, в Предтеченском приделе.

Митрополит Гавриил – это монах в полном значении этого слова. Он был чист сердцем и целомудрен до наивности.

Будучи истинным монахом, он прежде всего заботился о том, чтобы привести современное ему распущенное монашество к «жизни трезвенной, целомудренной, кроткой и благочестивой ». Всюду искал учительных старцев, которые послужили бы спасению других. При себе имел особого специалиста, знавшего наперечет всех русских пустынников.

Митрополит Гавриил глубоко чувствовал свою ответственность пред Богом за свою паству.

Его стараниями духовенство было освобождено от телесных наказаний и выделено в особый привилегированный класс.

Митрополит строго относился к расколу и всеми силами содействовал учреждению единоверия. Он много заботился о миссионерском деле.

Сдержанный, молчаливый, серьезный, суровый к себе и требовательный к другим, он был врагом всякой пышности и блеска, любя во всем простоту.

Но дух времени восставал против этой простоты. И Гавриил, суровый аскет, питавшийся одной капустой с сухарями, в публике и при дворе являлся в богатой одежде, в знаках своего сана, усыпанных жемчугом и алмазами, давал дорогие обеды частым гостям и даже отступал иногда от строго хранимых им правил церкви, вкушая в пост рыбу.

Не увлекаясь духом времени, он до конца дней своих сохранил монашескую простоту обращения, был доступен для всех и под суровой наружностью таил доброе и любящее сердце, отзывчивое на всякую нужду. Отличался широкой благотворительностью.

Митрополит Гавриил был строгим блюстителем уставов церковных. Деятельно заботился об охране церковной старины. В 1775 году приказал собрать по епархии все древние книги и рукописи до XVII века.

Усердно трудился он и на литературном поприще. Содействовал первому изданию «Добротолюбия» в русском переводе и редактировал некоторые произведения и статьи.

Почти ежедневно он готовился к христианской кончине. В памяти потомков сохранилась память о прозорливости митрополита.

При переделке Новгородского Софийского собора в первой половине XIX века тело его было найдено нетленным.

На его могиле многие страдавшие от болезни зубов служили панихиды и получали исцеление.

Современники дают лестные отзывы о способностях и учености митрополита Гавриила: «Муж высокого ума, строгого понятия, здравого рассуждения и великого просвещения, искусный в некоторых европейских языках и совершенный в своем природном, отличный в богословии, философии и красноречии», – так отзывается о нем русский просветитель, писатель Н. И. Новиков (1 1818).

Труды: О служении и чиноположениях Православный Греко-Российския Церкви. – СПб., 1792; М., 1795.

Краткое христианское нравоучение. – 1769.

Толкование на все соборные и апостольские послания (кроме Первого послания апостола Петра). – М., 1794.

Лекции по догматическому богословию (в рукописи). Поучения на все воскресные и праздничные дни: в 3 ч. – СПб., 1775; М., 1776.

Краткие поучения на каждый день года во весь год. – М., 1781.

Последование о посещении болящих // Молебные пения.

Чин исповедания кающихся.

Литература: Макарий (Миролюбов), архимандрит. Сказание о жизни и трудах преосвященнейшего Гавриила, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского. – СПб., 1857.

Макарий (Миролюбов), архимандрит. История Нижегородской иерархии. – СПб., 1857. – С. 178, 179, 189, 191.

Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905. – С. 198–219.

Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – Пг., 1916. – С. 471.

Погожев E. Н. (Поселянин E.). Русские праведники последних веков: в 7 т. (1–3; 5–8 ). – Пг., 1917.

Рункевич С. Г. История Минской архиепископии 1793–1832 гг.: С подробны м описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794–1796 гг. Исследование Стефана Рункевича. – СПб., 1893. – С. 48, 168, 169, 177, 209, 210, 234, 235, 252, 272, 331, 379, 395, 398, 433, 434, 452.

Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича. – СПб., 1913. – С. 604–611, 826, 827.

Опатович С., священник. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. – СПб.. 1869–1885, т. 7. – С. 1–15.

Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. – Новгород, 1897. – С. 105–112.

Смирнов П. А., протоиерей. История христианской православной церкви. – Б. м., г. – С. 281.

Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб., 1827, т. 1. – С. 81–85.

Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 320, 572.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. – М., 1832–1891, 1883. – С. 130.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1407, 1411, 1414.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 403.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 37, 159, 265, 444.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 115.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 763.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – Харьков, 1859–1861, кн. 2. – С. 143–145.

Русские портреты XVIII и XIX столетий: в 5 т. / Изд. великого князя Николая Михайловича. – СПб., 1905–1909, т. 4. № 72.

Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. – М., изд. Афонского Русского Пантелеймонова монастыря, 1913. – С. 10, 101, 197, 208, 212, 214, 215, 217, 221–223, 249.

Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1902, ч. 1, отд. 2. – С. 1–50.

Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1901, № 3. – С. 76–82; № И. – С. 384–393.

Самарские епархиальные ведомости. – 1867, № 20. – С. 484.

Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914, т. 1. – С. 178.

Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 587.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. 1. – С. 136–148.

Белков Евг. Архиепископ Варлаам (Эпизод из 1812 года) // Русский палом ник. – 1912, № 42. – С. 653–654.

Странник. – СПб., 1862, № 2 (дневник келейника Феофана).

Православный собеседник. – Казань, 1874, май. – С. 26; июнь. – С. 93.

– 1875, ч. 1. – С. 106–110.

– 1898, октябрь. – С. 407.

– 1912, октябрь. – С. 575.

– 1914, январь. – С. 60.

Христианское чтение. – СПб., 1873, февраль. – С. 340–344.

– 1901, №№ 10 и 11 (статья Покровского).

– 1914, ноябрь.

Православное обозрение. – 1864, июнь. – С. 111–112.

– 1867, май. – С. 39–40.

– 1875, ноябрь. – С. 430–434.

– 1876, март. – С. 473–506.

Известия по Казанской епархии. – 1903, № 13. – С. 40.

Труды Киевской духовной академии. – 1870, август. – С. 489.

– 1881, август. – С. 379.

Журнал Московской Патриархии. – 1945, № 1–2. – С. 42.

– 1954, № 10. – С. 58.

– 1958, № 9. – С. 12.

– 1959, № 11. – С. 36, 49.

Вестник Европы. – СПб., 1873, т. 3. – С. 235–237.

Исторический вестник. – 1886, февраль. – С. 394.

– 1888, январь. – С. 239.

– 1890, август. – С. 400–401, 403–405, 407–408.

– 1893, май. – С. 467.

– 1894, июль. – С. 141.

– 1896, апрель. – С. 157–160, 163; ноябрь. – С. 92; декабрь. – С. 236, 928.

– 1904, октябрь. – С. 882–883, 890.

– 1906, август. – С. 526.

Русская старина. – 1872, январь. – С. 80.

– 1873, т. 7, апрель. – С. 497; т. 8. – С. 47.189.

– 1874, март. – С. 136, 515, 516; апрель. – С. 685; июль. – С. 646.

– 1875, январь. – С. 157–158.

– 1876, май. – С. 13, 49.

– 1877, январь. – С. 12 и т. 19. – С. 252.

– 1878, май. – С. 41–42.

– 1879, август. – С. 607; октябрь. – С. 181–182.

– 1881, май. – С. 84.

– 1882, август. – С. 235.

– 1904, сентябрь. – С. 692, 699, 700; октябрь. – С. 107.

– 1910, май. – С. 405.

Русский архив. – 1870, № 4 и 5. – С. 755, 790.

– 1871. № 12. – С. 2066; № 7 и 8. – С. 1110; № 6. – С. 306.

– 1875, кн. 1, № 3. – С. 289–312, 308; кн. 2, № 5. – С. 10.

– 1904, кн. 1, № 2. – С. 206, 210, 214, 217–219. кн. 2, № 7. – С. 394.

– 1910, кн. 1, № 3. – С. 428–431, 468–469.

Императрица Мария Федоровна // Русский архив. – 1889, кн. 3. – С. 203.

Рассказы из недавней истории // Русский архив. – 1889, кн. 3. – С. 495.

Рассказы митрополита Филарета, записанные А. В. Горским // Русский архив. – 1889, кн. 3. – С. 587.

Из дневника М. С. Ребелинского // Русский архив. – 1897, кн. 1. – С. 468–469.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 19, 21, 42.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 4. – С. 16–18; т. 12. – С. 158.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 602–603; т. 2. – С. 1676, 2108, 2149. 2178.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. / Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905, т. 5. – С. 784.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 7-а. – С. 764.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 4. – С. 43–47.

Душеполезный собеседник. – 1905. – С. 315.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle