Вениамин, митрополит Казанский и Свияжский (Пуцек-Григорович Василий Григорьевич)
Родился в начале 18 века в Полтавской губернии в семье значкового товарища (чин унтер-офицера в казачьих войсках – прим. ред.) малорусского казачьего Лубенского полка.
Окончил Киевскую духовную академию.
В 1733 году назначен учителем Казанской духовной семинарии.
В 1740 году пострижен в монашество.
С 1741 года – префект семинарии.
6 декабря 1744 года возведен в сан архимандрита Спасо-Преображенского Казанского монастыря и назначен ректором Казанской духовной семинарии.
Уже в годы преподавательской деятельности отец Вениамин отличался даром проповедничества и неоднократно по поручению епархиальной власти ездил в качестве миссионера к магометанам и инородцам-язычникам и в короткое время просветил большое количество татар, черемис, мордвы и вотяков, обратив их в христианство.
В 1746 году вызван на чреду священнослужения и два года находился в Санкт-Петербурге.
14 августа 1748 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского.
2 марта 1753 года переведен епископом в Тверь и назначен членом Святейшего Синода.
С 2 апреля 1758 года – епископ Псковский.
С 15 сентября 1761 года – архиепископ Санкт-Петербургский и священно-архимандрит Александро-Невской лавры.
С 26 июля 1762 года – архиепископ Казанский и Свияжский.
26 января 1775 года возведен в сан митрополита.
17 марта 1782 года уволен на покой с правом управления Казанской Седмиезерной Вознесенской пустынью.
Скончался 21 июня 1785 года (по Строеву – 1783 года).
Погребен в соборном храме (в нише с южной стороны) в Казанской Седмиезерной Вознесенской пустыни.
Мощи его, по свидетельству очевидцев, нетленны.
Деятельность преосвященного Вениамина на архиерейской кафедре началась в тот период, когда малороссийское духовенство имело в России монополию иерархической власти. Но с самого начала царствования императрицы Екатерины II на высшие иерархические посты стали назначать воспитанников Московской духовной академии, а малороссы теряли свое прежнее значение.
С воцарением императрицы Екатерины II архиепископ Вениамин всего только один месяц продержался в Петербурге.
25 июля 1762 года он был переведен в Казань, как «черкасский» архиерей, неугодный Екатерине II, хотя в Указе говорилось, что он сам просил о переводе.
Архиепископ Вениамин, как пастырь смиренный, благочестивый и добродетельный, всякое место считал землею Бога и Его исполнением. Ему и на сердце не приходила мысль о выгодах и невыгодах своего перемещения.
По отзыву Спасского архимандрита Платона (Любарского), который близко знал митрополита Вениамина, он был «нравом чистосердечен, незлобив, правдолюбив, строг с милостию, благочестив, к трудам звания своего охотен, щедр, наук и ученых людей любитель, в защищении своих подчиненных и прочих бедных старателен, обходителен, гостеприимен, во всем подлости нетерпящий – словом, всеми приличными сану его свойствами одарен».
В случающихся бедствиях и напастях преосвященный Вениамин прибегал к помощи Пресвятой Богородицы.
В 1771 году для защиты от моровой язвы по его распоряжению была принесена в Казань из Седмиезерной пустыни чудотворная Смоленская икона Божией Матери, избавившая город от смертоносной болезни.
Архиепископу Вениамину пришлось испытать тяжесть ложного доноса.
Он был обвинен в сношениях с Емельяном Пугачевым. Следственной комиссией по делу Пугачева ему было выражено недоверие, и он был оставлен под домашним арестом. Но, как известно, во время пугачевского восстания архиепископ Вениамин рассылал по епархии послания против Пугачева и даже во время торжественного богослужения предал его анафеме.
Впоследствии обвинение с архиепископа Вениамина было снято, он был освобожден из-под стражи и вскоре возведен в сан митрополита.
Труды: Воззвание к народу во время пугачевского бунта // Казанские губернские ведомости. – 1844, №№ 36, 37.
Слово на 25 день мая. – М., 1754. Увещательное послание к пастве // Православный собеседник. – 1859, 2. – С. 205–210.
Слово в публичном соборе Казанской гимназии 1775 г. – М., 1775.
Письма Вениамина, архиепископа Казанского, к архимандриту Платону Любарскому // Русский архив. – 1871, № 1. – С. 237–240.
Литература: Никанор (Каменский), архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 481.
Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – Пг., 1916. – С. 470.
Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича. – СПб., 1913.
Благовещенский А. История Казанской духовной семинарии. – Казань, 1871. – С. 37.
Опатович С., священник. История Санкт-Петербургской епархии // Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. – СПб., 1869–1885, т. 6. – С. 92–94.
Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 127–133.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1406, 1410, 1411, 1414.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 82.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 235, 242.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 265, 289, 294, 381, 4 44, 605.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 82.
Щегольков H. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранны е Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 99.
Труды Киевской духовной академии. – 1874, март. – С. 4.
Известия по Казанской епархии. – 1885, № 18. – С. 599–600.
– 1907, № 8. – С. 242.
Симбирские епархиальные ведомости. – 1898, № 12. – С. 90.
Исторический вестник. – 1885, февраль. – С. 467.
– 1888, август. – С. 414, 415.
Православный собеседник. – Казань, 1858, август. – С. 583.
– 1859 июнь – с. 203–210.
– 1866, июль. – С. 247.
– 1867, январь. – С. 60, 64.
– 1874 июнь – с. 91–95 – 1901, январь. – С. 24–25.
– 1905, июль-август. – С. 481.
– 1907, октябрь. – С. 450.
– 1909, ноябрь. – С. 598.
Русская старина. – 1870, т. 2. – С. 505, 506.
– 1875, май. – С. 122.
– 1876, апрель. – С. 738.
– 1879, август. – С. 592; октябрь. – С. 197.
– 1883, ноябрь. – С. 364, 366.
Русский архив. – кн. 3, № 11. – С. 506.
Журнал Московской Патриархии. – 1958, № 9. – С. 15.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 2. – С. 1138, 1633, 1936, 2108, 2149.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 7. – С. 711–712.
Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. / Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905, т. 4. – С. 642.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 5а. – С. 920.