Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский (Краснопевков-Румовский Василий)
Родился 26 июля 1738 года в семье священника села Красного Санкт-Петербургской епархии.
Окончил Александро-Невскую семинарию в Санкт-Петербурге.
В 1759 году пострижен в монашество.
Девять лет был преподавателем Невской духовной семинарии.
В 1768 году назначен префектом семинарии.
В 1770 году утвержден ректором семинарии.
С 19 ноября 1770 года – архимандрит Никольского Старо-Ладожского монастыря Санкт-Петербургской епархии.
2 декабря 1771 года переведен в Зеленецкий монастырь, а 16 января 1774 года – в Петергофскую Троице-Сергиеву пустынь.
13 июля 1774 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии.
I апреля 1775 года переведен на Архангельскую и Холмогорскую епархию с повелением именоваться «Архангельским и Олонецким». Получил от императрицы Екатерины II панагию, украшенную бриллиантами и яхонтами.
26 октября 1798 года перемещен в Нижний Новгород.
11 ноября 1804 года возведен в сан архиепископа.
Скончался 16 марта 1811 года. Погребен в Нижегородском кафедральном Спасо-Преображенском соборе.
Епархиальная деятельность преосвященного Вениамина была направлена на благоустройство епархий, духовное образование юношества, восстановление обителей, создание и украшение церквей. Он поднял роль и значение благочинных в епархии. Все епархиальные дела преосвященный Вениамин решал быстро, без волокиты.
Как любитель отечественной истории, преосвященный Вениамин много внимания уделял собиранию древних летописей и рукописей, трудился над составлением истории Архангельской иерархии.
В 1781 году он предписал всем монастырям и церквам завести памятные книжки или летописи и внести в них все «древние достопамятности и все достойное памяти». Благодаря этим записям в Архангельской епархии было открыто много исторических памятников.
Преосвященный Вениамин занимался и литературной деятельностью.
Им написана книга «Новая Скрижаль».
Большое внимание преосвященный Вениамин уделял изучению Священного Писания. Он приказал во всех церквах вместо поучений читать и объяснять Священное Писание.
Занимался просвещением местных народностей, увещал их оставить языческие обряды.
Духовно-нравственные качества архиепископа Вениамина были таковы: благоразумие, постоянство, доброта души, строгое воздержание в личной жизни. Он помогал бедным, на свои средства строил церкви и богоугодные заведения.
Отличался особой ревностью к богослужениям, требовал при богослужении строгого порядка. Очень любил тихое пение.
За добрые качества души архиепископ Вениамин был любим своею паствою и духовенством и заслужил название «доброго пастыря».
Труды: Подробное историческое описание Архангельской епархии // Московский любопытный месяцеслов на 1795 год. – М., [1794].
«Новая Скрижаль» или объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. – М., 1803; 2-е изд. – М., 1806; 3-е изд. – М., 1810; СПб., 1899.
Франц Вольфганг. История о животных бессловесных или физическое описание известнейших зверей, птиц, рыб, земноводных, насекомых, червей и животнорастений, с присовокуплением нравоучительных уподоблений, из природы их взятых. Перевод с латинского: в 5 ч. – М., 1803.
Священная история для малолетних детей, на российском языке сочиненная. – СПб., 1778;Киев, 1829. Переведена на греческий, латинский, немецкий и французский языки.
История священная для малолетних детей, краткими вопросами и ответами сочиненная. Смоленск, 1812.
Литература: Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 189–198.
Щегольков H. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранны е Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 143.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1393, 1406.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 134.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. – М., 183 2–1891, 1883. – С. 129.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 39, 271, 274, 277, 607.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 134.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 767.
Учреждение Архангелогородской епархии и ее архипастыри. – Архангельск, 1889. – С. 11.
Симбирские епархиальные ведомости. – 1901, № 12. – С. 421.
Русский инок. – 1911, февраль, вып. 4. – С. 65.
Душеполезное чтение. – 1895, март. – С. 428.
Православный собеседник. – Казань, 1898, октябрь. – С. 425.
Известия по Казанской епархии. – 1885, № 24. – С. 913. 1887, № 18. – С. 458. – 1912, № 16. – С. 517.
Странник. – СПб., 1879, кн. 3 (подробная биография).
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 58. 59. 72.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб.. б. г., т. 1. – С. 239, 475, 476; т. 2. – С. 1634.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 1. – С. 1090; т. 3. – С. 299–301.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 5а. – С. 920.