Вениамин II, архиепископ Иркутский и Нерчинский (Благонравов Василий Антонович)
Родился в 1825 году в Тамбовской губернии в семье священника.
В 1846 году окончил курс Тамбовской духовной семинарии и поступил студентом в Казанскую духовную академию.
27 августа 1849 года (на последнем курсе академии) пострижен в монашество, а 9 октября того же года рукоположен во иеродиакона.
В 1850 году окончил академию со степенью магистра, 31 октября определен бакалавром той же академии на кафедру церковной истории и 20 ноября рукоположен во иеромонаха.
С 1852 года – помощник инспектора Казанской духовной академии.
28 ноября 1856 года возведен в сан архимандрита.
С 21 апреля 1857 года – профессор Казанской духовной академии.
21 января 1858 года назначен инспектором той же академии.
С 22 апреля 1858 года – ректор вновь открытой Томской духовной семинарии.
С 23 августа 1861 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богородицкого Игрицкого монастыря.
20 мая 1862 года хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, и назначен начальником Забайкальской духовной миссии.
4 июня 1868 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде.
С 18 марта 1868 года – епископ Камчатский.
С 31 марта 1873 года – епископ Иркутский.
16 апреля 1878 года возведен в сан архиепископа.
30 августа 1887 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
В конце 1890 года избран почетным членом Московской духовной академии.
Скончался 2 февраля 1892 года. Погребен в Иркутском кафедральном соборе.
По отзыву историка Казанской духовной академии профессора Знаменского, архиепископ Вениамин в академии отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины.
Другие современники его сообщают, что он читал курс церковной истории так подробно, что студенты прозвали его «махиной в 1001 лист», находя в нем сходство с арабскими сказками «Тысячи и одной ночи».
В его лекциях не было ни строгой научной системы, ни логического порядка, а все они были пропитаны монашеским духом и главное внимание обращали на высоту подвигов восточных аскетов, на темы о нестяжательности монахов, о целомудрии, смирении и т. п. Общий взгляд архиепископа Вениамина на науку выражался словами, которые он часто говорил студентам: «Что вы, господа, все хотите рассудком исследовать? В примраке-то лучше и спокойнее...» Очевидно, этими словами он хотел предупредить студентов, что не все в мире может быть познано рассудочным путем, и там, где тайна непостижима для разума, небезопасно освещать вопрос по своему личному разумению.
Во всяком случае, нельзя думать, что архиепископ Вениамин относился к науке без должного уважения. Упомянутый выше профессор Знаменский свидетельствует, что он носил в себе задатки настоящего ученого, но не имел времени предаться научной кабинетной работе, потому что занялся широкой и многотрудной практической деятельностью сначала по устройству вновь образованной Томской духовной семинарии, потом по управлению епархиями и по делам сибирских миссий.
Со времени назначения преосвященного Вениамина в Сибирь началась его благотворная миссионерская деятельность, имевшая важное историческое значение.
Под руководством владыки Вениамина Забайкальская духовная миссия вступила в новый блестящий период своей деятельности.
Шестилетние миссионерские труды архиепископа Вениамина в Забайкальской миссии (1862–1867 гг.) возбудили всеобщее сочувствие к миссии в Сибири и в европейской России. За это время он обратил к Православной Церкви 2000 язычников (бурят и тунгусов), несмотря на великие препятствия с разных сторон.
В Благовещенске он открыл духовную семинарию.
Более благотворной была деятельность преосвященного Вениамина на Иркутской кафедре, где он в течение 16 лет управления епархией обратил к Православию до 30 000 бурят.
Японской православной миссии архиепископ Вениамин предоставил пособие, давшее возможность продолжать просвещение японцев христианской верой.
В память празднования полуторавекового юбилея существования Иркутской епархии архиепископ Вениамин подал мысль об учреждении миссионерского стана во имя святителя Иннокентия с церковью и училищем для бурят.
Он исследовал вопрос о состоянии сибирского ламаизма, о других верованиях инородцев.
Отчеты преосвященного Вениамина о деятельности сибирских миссий за разные годы представляли собой драгоценные Церковно-исторические этюды, без которых невозможно обойтись при изучении состояния сибирской церкви и сибирского ламаизма.
Эти отчеты, а также и многие письма архипастыря содержали в себе лучшую научную разработку этого вопроса.
Труды: Жизненные вопросы православной миссии в Сибири.
Огласительное поучение готовящимся ко Святому Крещению язычникам.
Письма Вениамина, архиепископа Иркутского, к Казанскому архиепископу Владимиру. С предисловием и примечаниями К.В. Харламповича. – М., 1913.
Письма из Посольского монастыря. – СПб., 1865.
Переписка архиепископа Вениамина с К. П. Победоносцевым.
Труды православных миссий Восточной Сибири в 4 -х частях.
Ламское идолопоклонническое суеверие в Восточной Сибири.
Положение христиан в бурятских обществах под начальством язычников.
Обязанности русского государства по обращению иноверцев и раскольников к Православной Русской Церкви.
Литература: Никольский А., протоиерей. Забайкальская духовная миссия / 1681–1903 /. Очерк истории православной миссии в Восточной Сибири. – М., 1904. – С. 46, 51, 69, 70.
Игнатьев А. А. 50 лет в строю. – М., 1953. – С. 31.
Двадцатипятилетие епископского служения высокопреосвященного Вениамина, архиепископа Иркутского и Нерчинского. – Иркутск, 1888.
Памяти высокопреосвященного Вениамина, архиепископа Иркутского и Нерчинского. – Иркутск, 1892.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1395, 1401.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 373.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 557, 874.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 372.
Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 580.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 868.
Самарские епархиальные ведомости. – 1879, № 15. – С. 294–295. 1886, № 13. – С. 261.
Церковные ведомости. – 1903, № 50. – С. 1966.
– 1918 № 19–20 – С. 110
Прибавления к «Церковным ведомостям».
– 1891, № 41. – С. 1427.
– 1892, № 7 – С. 266–274.
Труды Киевской духовной академии. – 1873, февраль. – С. 118–119.
Православный собеседник. – Казань, 1874, январь. – С. 64–70.
– 1897, март, апрель. – С. 180, 186, 191.
– 1898, январь. – С. 50.
– 1901, январь. – С. 104.
– 1902, сентябрь. – С. 130.
– 1904, июль-август. – С. 229.
– 1905, июль-август. – С. 1, 2.
– 1915, май. – С. 156–158.
Русский паломник. – 1889, № 42. – С. 497–499.
– 1893, № 27. – С. 430.
Исторический вестник. – 1882, октябрь. – С. 20.
Церковный вестник. – 1891, № 8. – С. 113; № 26. – С. 410; № 36. – С. 572; № 37. – С. 588; № 43. – С. 684.
Известия по Казанской епархии. – 1870, № 3. – С. 72.
– 1873, № 5. – С. 151–154: № 6. – С. 168–172.
– 1886, № 12. – С. 290; № 13. – С. 330.
– 1887, № 12. – С. 285.
Христианское чтение. – СПб., 1868, май. – С. 728.
– 1874, июль. – С. 566–572.
– 1875, июль. – С. 531.
– 1891, март. – С. 316.
Православное обозрение. – 1873, т. 3. – С. 599, 603.
– 1874, т. 3. – С. 244–245.
– 1876, т. 1. – С. 586.
– 1877, март. – С. 660–661; май. – С. 531–532.
– 1878, январь. – С. 313–314.
– 1886, сентябрь. – С. 616–619.
– 1887, январь-апрель. – С. 213–214, 59 – 608.
Русский архив. – кн. 1, № 2. – С. 248; № 3. – С. 399.
Князья церкви. (Из дневника А. Н. Львова) // Красный архив. – М., 1930, т. 2 (3 9 ). – С. 116.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 63, 76.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. 1. – С. 55, 57.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 294–297; т. 5. – С. 1031; т. 8. – С. 232.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 475, 955.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб.. 1890–1907, т. 1. – С. 403.