Варлаам, епископ Суздальский и Тарусский
С 1557 года – игумен Махрищского монастыря Московской епархии.
В 1560 году по указу царя Ивана Грозного восстановил сожженный Авнежский Троицкий монастырь Вологодской епархии, основанный учениками преподобного Стефана Махрищского (память 14/27 июля) и приписанный к Троице-Сергиевому монастырю. При нем были открыты мощи преподобного Стефана.
В 1570 году хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского.
Скончался на покое 21 июля 1586 года в Махрищском монастыре, где и погребен.
Епископ Варлаам, будучи еще в сане игумена Махрищского монастыря, ревностно заботился об упрочении благосостояния обители. Построил в ней каменную церковь во имя Живоначальной Троицы.
Варлаам строго соблюдал устав преподобного Стефана, завещавшего не отпускать бедных из монастыря без пищи. Твердая и искренняя вера епископа Варлаама и его горячие молитвы творили чудеса. В 1587 году в праздник Пятидесятницы собралось в обители более 2 -х тысяч богомольцев. Хлеба же было едва на тысячу человек. По окончании литургии владыка Варлаам со слезами молился у гроба преподобного, дабы он благословил малыми хлебами всех пришедших на праздник.
Затем он велел трапезному брату Симеону приготовить трапезу для всех.
Симеон глумился и говорил: «Как можно таким малым количеством насытить столько народу?» Но Бог даровал чудо по вере преосвященного Варлаама.
Игумен благословил трапезу, и все начали вкушать. Хлеба и пития не только хватило для всех, но и осталось всего столько, что братия питалась остатками три месяца после Пятидесятницы.
По ходатайству епископа Варлаама перед царем Иваном Грозным и митрополитом Антонием была канонизирована преподобная Евфросиния Суздальская (память 25 сентября/8 октября).
Им же были найдены считавшиеся пропавшими служба и канон преподобной и установлен день ее памяти.
Епископ Варлаам оставил монастырю чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери.
Литература: Георгиевский В. Т. Суздальский Ризоположенский женский монастырь. Историко-археологическое описание. В приложении архивные акты монастыря. Житие преподобной Евфросинии по списку XVII века и описание миниатюр. – Владимир, 1900. – С. 14.
Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 178.
Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. – 2-е изд. – Владимир, 1901–1902, т. 2. – С. 552, 553.
Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 349.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 82–83.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 655, 759.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1396.
Историческое описание Махрищского монастыря. [Смирнов Сергей Константинович]. – Москва, 1852. – С. 16–20.
Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1878, ч. 3. – С. 20.
Исторические сведения о жизни преподобной Евфросинии, княгини Полоцкой. – СПб., 1841. – С. 4.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 688.
Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914, т. 1. – С. 126.
Журнал Московской Патриархии. – 1945, № 8. – С. 71.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 44.