Варлаам, митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России (Ясинский)
Окончил Киевскую коллегию, после чего обучался в Краковской католической академии, где, несмотря на препятствия, был официально признан в числе первых.
С 1665 по 1673 год (по Строеву – с 1669 года) – игумен Киевского Братского Богоявленского монастыря.
С 1669 года – ректор Киевской духовной академии.
С 1673 по 1677 (по Строеву – по 1680 год) – игумен Киевского Михайловского Златоверхого монастыря.
С 8 июля 1680 года – игумен Киево-Николаевского Пустынного монастыря.
31 июня 1684 года возведен в сан архимандрита и определен наместником Киево-Печерской лавры.
31 августа 1690 года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского, Галицкого и всея Малыя России.
Скончался 22 августа 1707 года.
Погребен в Великой церкви Киево-Печерской лавры.
Период жизни и деятельности митрополита Варлаама совпал со временем, когда решался сложный вопрос о подчинении западно-русской иерархии Московскому патриарху. Митрополит Варлаам не был сторонником такого подчинения и даже, когда предложили его кандидатуру на Киевскую кафедру, отказался ехать в Москву и посвящаться от Московского патриархата.
Только после того, как Константинопольский патриарх в согласии с другими восточными патриархами в 1687 году утвердил зависимость Киевской митрополии от Московского патриархата, протест архимандрита Варлаама утратил смысл и основание, и он принял посвящение в митрополиты от Московского патриархата.
Митрополит Варлаам был человек ученый и покровитель ученых. По его настоянию и при его покровительстве будущий святитель Димитрий, митрополит Ростовский, принялся за дело составления своего знаменитого труда «Четьи-Минеи». О поручении своем святителю Димитрию он говорил: «Бог по усердной молитве моей послал в лавру жить благоразумного проповедника слова Божия, благочестного иеромонаха Димитрия. Этому искусному проповеднику слова Божия, трудящемуся благоразумно, самою истиною свидетельствованному, вручил я, по совету соборных отцев и братий святой лавры, чтобы дело то святое совершенно исправить». Так было положено начало великому труду.
Будучи митрополитом, Варлаам всегда поддерживал святителя Димитрия в исполнении возложенного на него послушания и был его другом и покровителем.
По настоянию митрополита Варлаама переведено на славянский язык и издано «Православное исповедание веры».
Труды: Окружное послание «ректора и игумена братского» с жалобой на бедствия братства // Киевские памятники. – т. 2. – С. 256–266.
Письмо к царям 1688 г. о Киевской лавре // О писание Киевской лавры. – Киев, 1847, № 15. – С. 207.
Изображение дел Московского Патриаршего престола (рукопись в Синодальной библиотеке).
Письмо к гетману Мазепе с изложением мысли по случаю подозрений патриарха Иоакима против православия Малороссии.
Святитель Димитрий Ростовский. – М., 1849. – С. 25–28.
Письмо к царям 1691 г. с жалобою на самоволия епископа Иосифа Шумлянского (в рукописи) // Описание Софийского собора, № 212.
Письмо к патриарху Адриану 1693 г., где он описывал положение церковных дел на юге и испрашивал жалованную грамоту для коллегиума (рукопись в Синодальной библиотеке).
Литература: Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988–1888]. – Киев, 1888. – С. 104, 155, 186, 215, 253.
Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. – Смоленск, 1898, вып. 1. – С. 244.
Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. – М., [1914]. – С. 36.
Скворцов Г. А. Патриарх Адриан: Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века. – Казань, 1913. – С. 137, 139–144, 146–148, 150.
Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905. – С. 38.
Сементовский H. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. – С. 193.
Попов М. С., священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. – СПб., 1910. – С. 54–56, 93.
Смирнов П. А., протоиерей. Иоаким, патриарх Московский. – М., 1881. – С. 195, 196, 199. 204, 205, 208. и см. также // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.; Сергиев Посад, 1881, т. 1.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М.. 1908. – С. 2 90, 295, 299, 302, 312.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. – М., 1832–1891, 1883. – С. 129.
Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 46.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 7, 13, 15, 18, 21.
Описание Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843–1853годах. – Киев. 1854. – С. 30.
Брайловский С. О месте кончины Паисия Лигарда // Русский архив. – 1893, кн. 1. – С. 447–448.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 704.
Всеобщий календарь. – Пг., 1917. – С. 97.
Труды Киевской духовной академии. – 1871, сентябрь. – С. 508.
– 1874, август. – С. 401, 404.
Православный собеседник. – Казань, 1867, ноябрь. – С. 184.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 16.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 443; т. 2. С. 1328.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 147–148; т. 10. – С. 601.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 5-а. – С. 531.