Источник

Афанасий, архиепископ Казанский и Свияжский (Соколов Андрей Григорьевич)

Родился 27 июня 1801 года в г. Буе Костромской губернии в семье бедного причетника.

Окончил Костромскую духовную семинарию и в июле 1821 года поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

22 августа 1825 года по окончании курса академии пострижен в монашество; 29 августа назначен бакалавром академии; 8 сентября посвящен во иеромонаха; 17 декабря получил степень кандидата богословия.

30 января 1826 года определен инспектором Псковской духовной семинарии; 23 октября удостоен звания магистра.

3 апреля 1827 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасо-Мирожского монастыря.

28 августа 1828 года определен ректором и профессором Харьковского коллегиума.

С апреля 1830 года – ректор Черниговской духовной семинарии; 11 июня того же года назначен настоятелем Елецкого Успенского монастыря.

С 29 апреля 1832 года – ректор Тверской духовной семинарии и настоятель Калязина Троицкого монастыря.

С 7 марта 1838 года – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии и архимандрит Ярославского Толгского монастыря, а с 5 августа – член духовно-цензурного комитета.

25 июня 1841 года хиротонисан во епископа Томского и Енисейского.

С 24 декабря 1853 года – архиепископ Иркутский.

С 3 ноября 1856 года – архиепископ Казанский.

9 ноября 1866 года уволен на покой в Кизический Введенский монастырь.

Скончался 1 января 1868 года. Погребен под главным алтарем Казанского кафедрального собора.

Преосвященный Афанасий – ревностный и просвещенный архипастырь своего времени. Любовь к науке, жажда знаний были его отличительными чертами с ранней юности и до конца жизни. С особой любовью он занимался изучением и переводом отеческих творений. В его квартире не только на столах, но и на стульях, на окнах, даже на полу – везде лежали книги и журналы. Любовь к научным занятиям он стремился возбудить и в своих учениках. Самых способных и прилежных из воспитанников за хорошие ответы он всегда поощрял, и они, в свою очередь, относились к своему ректору как к доброму и любящему отцу.

Возведенный в сан епископа, преосвященный Афанасий явил собою образец доброго пастыря, обладавшего большими дарованиями и редкими душевными качествами. Везде он оставил о себе добрую память. Особенно много потрудился преосвященный Афанасий в Томской и Иркутской епархиях по искоренению раскола и по обращению в Православие коренных жителей Сибирского края. Он был неутомимым проповедником слова Божия. Несмотря ни на какие трудности, преосвященный объезжал огромные пространства Сибири со своей походной церковью, неся свет христианского учения во все самые отдаленные уголки Сибири. Его труды не были тщетны, многих раскольников он обратил в Православие.

Во время управления Томской епархией преосвященный Афанасий принимал участие в крестных ходах, совершавшихся из села Семилужного в Томск. Это расстояние составляло 29 верст. Вспоминая эти события, епископ Никодим говорил; «Удивительная ревность! Еще удивительнее крепость телесная. Он это делал отслуживши литургию в Томске, и прямо из церкви – сюда. Приходили уже в 8 часов вечера».

В Казанской епархии деятельность преосвященного Афанасия была направлена на обращение в Православие татарского населения края. Во весь период архипастырского служения преосвященный Афанасий каждую литургию произносил к пастве слово назидания.

Говорил без всяких записей, с чувством душевной теплоты и сердечности, часто со слезами.

Личная жизнь его была истинно иноческая. Роскоши он никакой не допускал.

Был самоотверженным бессребреником, забывавшим о себе и о своих потребностях. Все, что получал, преосвященный раздавал то беднякам, обращавшимся к нему за помощью, то бедным семинаристам, оставаясь часто сам без копейки. О нем шла слава как о неутомимо-ревностном, милостивом и прозорливом архипастыре.

До последних дней жизни преосвященный Афанасий не оставлял научных трудов. Он переложил со славянского языка на русский Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского, перевел все сочинения святителей Иринея Лионского и Григория Нисского и принимал участие в составлении критических замечаний на сочинение церковного писателя и переводчика А. С. Стурдзы († 1854), которые хранились в рукописях Санкт-Петербургской духовной академии № А 1/270.

Труды: Слово в день восшествия на престол Александра I.

Рассуждение о вечности мучений в будущей жизни // Некоторые упражнения студентов Санкт-Петербургской духовной академии VI учебного курса. – СПб., 1825. – С. 22, 188, 333–354.

Литература: Ефимов А., священник. Черниговский Елецкий Успенский монастырь. – Чернигов, 1903. – С.138–139.

Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский первоклассный монастырь. (Историческое описание). – Чернигов, 1900. – С. 90.

Горталов Н. Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии. – Казань, 1888. – С. 986.

Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 859–860.

Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 25–27.

Сергий, архимандрит. Высокопреосвященный Афанасий, архиепископ бывший Казанский и Свияжский. – Казань, 1888.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 904.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1415.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 302.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 290, 346, 3 90, 451, 516, 556, 1017.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 302.

Записки сельского священника. – С. 83.

Минуты пастырского досуга Гермогена, епископа Ладожского, ныне Таврического и Симферопольского. – СПб., 1882, т. 2. – С. 286, 288, 293.

Богословский Г. К., священник. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о казанских архипастырях. – Казань, 1893. – С. 94–96.

Самарские епархиальные ведомости. – 1868, № 4. – С. 79.

Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1892, № 7. – С. 296.

– 1900, № 50. – С. 2064.

– 1901, № 26. – С. 907–914.

Известия по Казанской епархии. – 1868, № 1. – С. 32; №№ 5, 6, 24.

– 1870, № 3. – С. 72.

– 1886, № 7. – С. 173–174.

– 1897, № 18. – С. 489.

– 1907, № 42. – С. 1312–1313.

Казанские губернские ведомости. – 1868, № 4.

Душеполезное чтение. – 1868, ч. 2. – С. 25–49; 200–215; 322–341; ч. 3. – С. 82–90.

– 1870, октябрь. – С. 50–60.

– 1898, май-июнь. – С. 17–31; 193–218.

Русская старина. – 1910, август. – С. 237–239, прим.; декабрь. – С. 501–517.

– 1911, январь. – С. 88–89, прим.

Саратовский листок. – 1877, № 1 и № 4.

Православный собеседник. – Казань, 1866, март. – С. 236.

– 1867, январь. – С. 3–5.

– 1868, январь – 1914, июль-август. – С. 59.

Православное обозрение. – 1865, ноябрь. – С. 91 – 93.

– 1866, декабрь. – С. 174.

– 1868, апрель. – С. 192.

Краткие сведения о русских писателях // Русский архив. – 1870, № 11. – С. 2015–2016.

Из писем А. Н. Муравьева к С. Д. Нечаеву // Русский архив. – 1893, кн. 2. – С. 147.

Два письма архимандрита Виталия Щепетова к архимандриту Филадельфу Пузыне // Русский архив. – 1898, кн. 1. – С. 300.

Русский архив. – 1903, кн. 1, № 2. – С. 243; кн. 1, № 4. – С. 606.

– 1904, кн. 2, № 6. – С. 227.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь; в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 5. – С. 1030; т. 7. – С. 719, 721.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 955; т. 2. – С. 1139, 2170.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 2. – С. 374.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 50, 63, 74.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle