Афанасий, архиепископ Тобольский и Сибирский (Протопопов Александр Федорович)
Родился в апреле 1783 года в г. Любиме Ярославской губернии в семье священника.
В 1805 году окончил курс Ярославской духовной семинарии и оставлен в ней учителем.
В 1809 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1814 году со степенью магистра.
В этом же году пострижен в монашество и назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии.
С 18 марта 1816 года – ректор Казанской духовной академии и архимандрит Казанского Спасо-Преображенского монастыря.
28 июля 1817 года переведен ректором Тверской духовной семинарии и настоятелем Калязинского монастыря.
29 июля 1823 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии.
С 13 октября 1826 года – епископ Нижегородский.
С 24 января 1832 года – архиепископ Тобольский и Сибирский.
Скончался 21 сентября 1842 года (по РБС. – С. 373 – 21 сентября 1841 года).
Погребен в Тобольском Софийском соборе, рядом с архиепископом Амвросием II.
С юных лет преосвященный Афанасий отличался необыкновенной любознательностью и любовью к уединению.
Жажда знаний росла у него с годами, и он решил посвятить свою жизнь науке. Сознание того, что приобретенные богословские знания он не сможет в миру приложить к делу, а также любовь к уединению побудили его принять монашество.
Имея прекрасное образование, преосвященный Афанасий обладал особым даром преподавания, он увлекал слушателей своим предметом, умел открывать дарования у воспитанников и возбуждать у них ревность к занятиям.
Афанасий настолько увлекался наукой, что даже назначение его на епископскую кафедру было для него не совсем по сердцу. Но и в сане архиерея преосвященный не оставил научных занятий. За два года до смерти он изучил итальянский язык и намеревался заняться английским.
Его познания в области Священого Писания, богословских и исторических наук, а также археологии, географии, литературы, естественных наук, особенно зоологии, минералогии и геологии были весьма обширны. Много занимался преосвященный Афанасий философией. Но, к несчастью, философские идеи на время в какой-то мере затемнили у него ясность Евангельского учения. Его стали мучить даже сомнения.
Рассеять их преосвященному помог декабрист М. А. Фонвизин, прямая, твердая вера которого раскрыла архиепископу ложь философских взглядов относительно Бога. Преосвященный до конца жизни был благодарен Фонвизину, уничтожившему мрак лживой философии и укрепившему его в основах Божественных истин.
Архиепископ Афанасий заботился о просвещении духовенства своей епархии. От священнослужителей он требовал благоговейности и усердия в выполнении своих обязанностей.
Строго преследовал корыстолюбие, нетрезвость, ссоры. Суд его в епархиальных делах был беспристрастен и справедлив.
Паству свою преосвященный Афанасий воспитывал в духе благочестия и твердой веры, искореняя пороки и суеверные обычаи.
Много уделял он внимания духовной семинарии, устройству библиотек, которые обогащал своими пожертвованиями. Преосвященный возглавил миссионерскую деятельность в епархии. В 1836 году Тобольский Кодинский (Котский) монастырь был обращен в миссионерский с учреждением при нем училища для инородческих детей. Под его руководством тобольские и пермские миссионеры обратили в Православие несколько тысяч человек.
Преосвященный Афанасий отличался любовью к храмозданию. Он употреблял все средства на строительство церквей. В Нижегородской епархии им построен Спасо-Преображенский собор; в Тобольске перестроены Крестовая церковь и архиерейский дом.
Богослужения архиепископа Афанасия отличались торжественностью и величественностью и вызывали у молящихся чувство благоговения. Преосвященный Афанасий занимался и литературной деятельностью, но печататься не любил, и некоторые его проповеди вышли в свет без его ведома.
Труды: Опыты упражнений воспитанников 2-го класса Санкт-Петербургской духовной академии. – СПб., 1817.
Слово при избрании судей петербургским дворянством // Христианское чтение. – 1829.
Слово в день Преображения Господня (в рукописи).
Записки по каноническому праву (составлены по поручению академии).
Материалы по церковным древностям.
Исправления и очищения от неологических заблуждений, переведенные для него из немецких обширных археологий Яна и Розенмиллера.
Экзегетический труд: «Толкование Евангелия от Иоанна» (1–14).
Описание качества и действий Иисуса яко Христа и Сына Божия (рукопись).
Литература: Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 228–244.
Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т. / Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 1885–1888, т. 1. – С. 391, пр. 2. – С. 394, прим. 1. – С. 441; т. 2. – С. 266, прим. 2.
Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 25.
Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 25.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403, 1406, 1415.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 247.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 10, 295, 319, 451, 607.
Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 367.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 247.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 457.
Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами: в 7 т. – СПб., 1861–1863, т. 5.
Труды Киевской духовной академии. – 1888, октябрь. – С. 131.
Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. – СПб., 1897, кн. 1. – С. 17.
Москвитянин. – М., 1843, № 11. – С. 144–160.
Странник. – СПб., 1867, № 1–2. – С. 82.
Русская старина. – 1881, июль. – С. 485.
Исторический вестник. – 1888, май. – С. 403.
Русский архив. – 1899, кн. 2, № 6. – С. 212, ноябрь. – С. 1.
– 1904, кн. 1, № 2. – С. 241.
– 1881, ноябрь. – С. 389.
Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 281.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. 1. – С. 85.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 2. – С. 2168, 1634.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 10. – С. 619.
Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. / Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905, т. 2. – С. 343.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 1, доп. – С. 189.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 2. – С. 373.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 17, 54, 58.