Афанасий, архиепископ Астраханский и Енотаевский (Дроздов Александр Васильевич)
Родился в 1800 году в селе Умриненково Белевского уезда Тульской губернии в семье священника.
По окончании курса Тульской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию.
18 декабря 1823 года пострижен в монашество.
20 октября 1824 года окончил курс академии со степенью магистра.
21 ноября того же года рукоположен во иеромонаха и оставлен при академии бакалавром.
23 августа 1828 года назначен ректором Пензенской духовной семинарии.
С 16 сентября 1828 года – архимандрит Краснослободского Крестовоздвиженского монастыря Пензенской епархии.
С 17 июля 1829 года – ректор Костромской духовной семинарии, а с 27 июля того же года – настоятель Костромского Богоявленского монастыря.
В декабре 1837 года утвержден ректором Рязанской духовной семинарии и настоятелем Рязанского Спасского монастыря.
С 4 апреля 1840 года – ректор Херсонской духовной семинарии и архимандрит Одесского Успенского монастыря.
29 ноября того же года назначен настоятелем Одесского Успенского собора.
С 14 апреля 1841 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и управляющий Ростовским Богоявленским монастырем.
15 августа 1842 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии.
С 13 января 1847 года – епископ Саратовский.
С 15 апреля 1856 года – епископ Астраханский.
23 марта 1858 года возведен в сан архиепископа.
6 апреля 1870 года уволен на покой в Астраханский Болдин монастырь, а впоследствии переведен в Московский Данилов монастырь.
Скончался 7 декабря 1876 года.
По выражению архиепископа Никанора (Бровковича), «этот иерарх был если не чудо по учености, по громадности смысла, то явление феноменальное, в своем роде исключительное».
В период ректорско-преподавательской деятельности он отличался порывистостью в своих действиях, ум имел острый, способный врываться в глубь предметов, обладал небывалой памятью, без устали и перерывов занимался изучением классической светской и духовной литературы. Он в совершенстве знал несколько языков: еврейский, латинский, греческий, французский, немецкий, основательно английский, занимался изучением итальянского.
Все произведения в основном Афанасий читал в первоисточниках. В последние 25 лет своей жизни на русском языке он почти ничего не читал.
Занятие классической литературой было направлено им специально к тому, чтобы глубже изучить Библию.
Помимо занятий духовной наукой преосвященный Афанасий увлекался изучением естественных наук. Он в совершенстве знал физику, ботанику, геологию, минералогию, высшую математику, занимался астрономией, анатомией.
Об учености владыки Афанасия стало известно обер-прокурору Святейшего Синода графу H.A. Протасову.
При его содействии преосвященный Афанасий был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии.
Его положение в Санкт-Петербурге архиепископ Никанор называет трагическим, т. к., выполняя волю обер-прокурора, он невольно шел вразрез с мнениями митрополита Московского Филарета (Дроздова; память 19 ноября/2 декабря).
Обер-прокурор, пользуясь слабостью немощного телесными силами митрополита Санкт-Петербургского Серафима, стремился взять в свои руки всю духовную власть. Осуществить это желание обер-прокурору невольно помогал возвеличенный им епископ Афанасий. При содействии владыки Афанасия графом Н. А. Протасовым была проведена реформа духовных учебных заведений.
В тот период времени преосвященный Афанасий служил очень редко, проповедей вообще не говорил, епархиальными делами Винницкой епархии почти не занимался. Современники отрицательно отзывались о нем. Все его действия расценивались как стремление удовлетворить личному самолюбию и честолюбию.
Когда преосвященный Афанасий стал не нужен обер-прокурору, он постарался удалить его из Петербурга.
Епископ Афанасий был назначен в Саратовскую епархию.
В саратовский период жизни преосвященный Афанасий много писал, но труды свои почти все сжигал, не признавая их полезными. Епархиальными делами он занимался лишь настолько, чтобы не разрушить текущий порядок, а все остальное время посвящал науке.
Книги для преосвященного Афанасия были лучшими друзьями. «Когда я беседую с этими вот величинами, – говорил он, указывая на свои фолианты, – с этими мудрецами всех веков, я все в мире забываю... Мне ничего не нужно, кроме моих книг, кроме этих моих высоких собеседников, кроме этого высшего в мире общества».
Личная жизнь преосвященного Афанасия в Саратове отличалась скромностью и строгостью. Он крайне боялся (до болезненности) подать какой-либо соблазн другим. Жил в совершенном одиночестве. Без крайности сам не выезжал к другим и у себя не принимал никого. Не допускал никаких развлечений. В архиерейском священнодействии он был величественен и великолепен. Богослужебный устав в его кафедральном соборе соблюдался очень строго.
У него был самый лучший хор из провинциальных, о котором он проявлял самое горячее отеческое попечение.
Знаменитый композитор протоиерей Петр Турчанинов не один раз приезжал из Санкт-Петербурга в Саратов послушать его хор и руководить им.
В Саратове преосвященный Афанасий имел столкновение с гражданской властью, что послужило причиной его перевода в Астрахань, где он по-прежнему продолжал заниматься наукой, поставив себя выше всех житейских огорчений.
Труды: Две студенческие работы // Опыты сочинений воспитанников Московской духовной академии. – М., 1824.
Исторические сведения о костромском Богоявленском монастыре с XV по XIX век. – СПб., 1837 (без имени автора).
Слово на день Воздвижения Креста Господня и рассуждение на слово «Испытывайте духов, от Бога ли они».
Литература: Никанор (Бровкович), архиепископ. Биографические материалы. – Одесса, 1901, т. 1. – С. 27–38.
Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 27–44, 104, 178, 281.
Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 237–420.
Языков Д. Д. // Библиограф. – СПб., 1885, № 2.
Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 16.
Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. – СПб., 1894.
Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 833–834.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1395, 1412.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 308.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 40–42.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 312, 341, 420, 491, 550, 855, 9 6 4, 1023.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 53, 68, 73.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 308.
Русский исторический сборник. – М., 1838, т. 3. – С. 407.
Астраханские епархиальные ведомости. – 1887.
Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 38, 258, 301, 563.
Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, к лицам духовного звания. – Тверь, 1888, ч. 2. – С. 242.
Странник. – СПб., 1872, т. 1. – С. 12.
Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1903, № 45. – С. 1741, 1742.
Русская старина. – 1879, март. – С. 558–560. – 1880, январь. – С. 2; ноябрь. – С. 686, 687.
– 1881, январь. – С. 82, 83, 90; март. – С. 552, 564.
Православное обозрение. – 1865, ноябрь. – С. 83–84.
– 1866, декабрь. – С. 175.
Русский архив. – 1903, кн. 2, № 6. – С. 282.
– 1910, кн. 1, № 1. – С. 101.