Арсений, священномученик, митрополит Ростовский и Ярославский (Мацеевич Александр Иванович) (память 28 февраля / 13 марта)
Родился в 1697 году в г. Владимире Волынском в семье священника.
Начальное образование получил в Польше.
В 1715 году поступил в Киевскую духовную академию.
В 1716 году ушел в Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь, принял монашество и рукоположен во иеродиакона.
В 1718 году вернулся в академию и по окончании ее в 1723 году оставлен проповедником и посвящен в иеромонаха.
В 1728–1729 годах проживал на послушании в Киево-Печерской лавре и Черниговском Ильинском монастыре.
В 1730 году отправлен в Тобольск для проповедования слова Божия.
В 1733 году, по возвращении из Сибири, посетил Соловецкую обитель.
В 1734 году назначен в Камчатскую Экспедицию для открытия морского пути на Камчатку.
В 1736 году взят под стражу и привезен из Пустозерска в адмиралтейскую коллегию по секретному делу, но признан невиновным.
В 1737 году по болезни уволен от флотской службы и определен при епископе Вологодском Амвросии (Юшкевиче).
С 1738 года – соборный иеромонах синодального дома и законоучитель гимназии при Академии наук.
26 марта 1741 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита.
28 мая 1742 года переведен в Ростов и назначен членом Святейшего Синода, но присягу на это звание не захотел принимать и, представившись в Москве императрице Елизавете Петровне, отправился прямо в Ростов.
В 1747 году митрополиту Арсению было повелено открыть славяно-латинскую семинарию в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре.
В 1752 году митрополит Арсений был организатором открытия мощей святителя Димитрия Ростовского.
14 апреля 1763 года привезен на суд Святейшего Синода за выраженный резкий протест при изъятии церковных имуществ. В апреле же лишен сана и отвезен сперва в Белозерский Ферапонтов монастырь, потом в Николо-Корельский, и наконец в Анзерский скит Соловецкого монастыря.
14 октября 1767 года лишен монашества и под именем Андрея Враля сослан в «камчадалы», в Верхнеудинский острог. Не доехав до Вологды, получил новый приговор – отправиться в Ревельскую крепость, где и скончался 28 февраля 1772 года. Погребен в приходской церкви Ревеля.
Вся жизнь митрополита Арсения представляет непрерывную борьбу то с раскольниками и вольнодумцами, то с духовной и светской властью, то с личными врагами и гонителями.
В его поступках отразился его твердый до упорства и прямой до упрямства характер, который не уступал силе и не поддавался власти, когда действия их были несогласны с его убеждениями и правилами. Его личных убеждений не поколебали ни царский гнев, ни восстание на него собратий, ни лишение святительского сана, ни пребывание в мрачной тюрьме, ни угрожавшая ему смертная казнь.
«Жизни митрополит был воздержной, а характером, видно, строгий», – говорится в воспоминаниях о нем.
Он много потрудился в деле народного просвещения, был ревностный проповедник и горячий защитник Православия против лютеран и раскольников-старообрядцев. В борьбе с последними он поступал как человек своего жестокого времени, больше надеясь на грубую силу. Не щадя себя, когда сильные мира сего оказались против него, он, пока сам был сильным, тоже не считал возможным щадить своих противников. Он не доверял даже гражданским начальникам, обвиняя их в «знатном прихлебстве».
Когда дело касалось богатых и почетных раскольников, то он своею властью подолгу держал их в заключении, несмотря на жалобы, подаваемые на него духовным и светским властям. «Для вразумления» раскольников он применял меры, прямо противоположные тем, которыми пользовался его предшественник на кафедре святитель Димитрий Ростовский, действовавший «путем кротости и силой своих увещаний». В то же время митрополит Арсений глубоко чтил святителя Димитрия, добился открытия его мощей и составил его житие.
Но основное, что доставило митрополиту Арсению известность и что явилось причиной его трагической судьбы, была его борьба против изъятия земель и крестьян у монастырей и архиерейских домов. Обрекши себя на жертву за право собственности духовенства, митрополит Арсений действовал не тайно, не ухищренно, но прямо и открыто, писал и говорил смело, потому что смотрел на дело свое как на дело Божие.
По словам секретаря митрополита Арсения, еще во время царствования императора Петра III митрополит писал ему какое-то послание, подтвержденное ссылками на пророческие книги Священного Писания. По-видимому, письмо это было составлено не только умно, «вышним разумом», но и очень резко, так как Петр III, выслушав его, пришел в крайнее раздражение.
Схимонах Лука, которому было поручено отвезти письмо, поплатился за это несколькими неделями заключения под караул, а об митрополите Арсении в то время никакого решения не было.
По восшествии на престол императрицы Екатерины II митрополит Арсений писал и ей. Секретарь митрополита Иван Волков не раз предупреждал его об опасной попытке изменить планы правительств, но всегда получал ответ митрополита, что он решил действовать именно таким образом. При этом митрополит намекал, что надеется на поддержку других лиц, но каких именно, не называл.
Дело кончилось тем, что в Ростов были посланы солдаты под командой гвардии поручика Дурново, и вечером накануне Вербного воскресения митрополит Арсений был взят под стражу и отправлен в Санкт-Петербург. Увезли его так быстро, что «едва ли успели положить для дороги и самонужнейшие вещи и платье», и в дороге обращались с ним с большой грубостью, не позволяя сойти с саней даже по естественной надобности.
На суде митрополит Арсений держался твердо, в ответах был находчив, смел и даже весьма резок. Говорили, что он в это время прозорливо предсказал участь своего главного противника митрополита Новгородского Димитрия (Сеченова) и других своих судей.
Императрице Екатерине II он сказал, что она не удостоится христианской кончины. (Она, как известно, умерла внезапно).
Суд приговорил митрополита Арсения к лишению сана. С него в присутствии императрицы сняли архиерейские одежды и сослали его в Никольский Карельский монастырь Архангельской губернии простым монахом.
Но и там, отданный под стражу, с запрещением давать ему бумагу и чернила, он не смирился. Обаянием своей сильной личности он привлек на свою сторону не только архимандрита с братией, но и приставленный к нему караул с их начальником подпрапорщиком Алексеевским. В их присутствии он говорил «крамольные речи» о том, что императрица Екатерина II «наша не природная, да и не тверда в законе нашем, и не надлежало ей престола принимать». Говорил о правах на престол Ивана Антоновича, замечая при этом: «Лучше было, кабы ее величество за него вступила в супружество, то бы де ей уже и престол следовал, а ее величество с ним не в ближнем родстве... И Синод бы дозволить мог. Лучше де ей за Ивана Антоновича идти, нежели за Орлова».
Предсказывал он и смерть митрополита Димитрия (Сеченова) такими словами: «Язык твой для меня был острее меча, им задохнешься и умрешь».
Дело кончилось тем, что был послан донос, в котором говорилось, что архимандрит монастыря почитает монаха Арсения за первого члена Синода, целует его руку, даже приказывает читать в церкви его слова, поучительные его сочинения с некоторыми толкованиями оскорбительными. В результате этого доноса, по приказанию императрицы, Арсений был лишен и монашества и под именем Андрея Враля заключен в Ревельскую крепость, в каземат на водяных воротах, представлявший из себя почти могилу в 10 футов длины и 7 ширины. Его одели в арестантский халат. Здесь он и скончался.
Народ сострадал о нем как о несчастном пастыре, считал его правдивым, благочестивым, ревностным поборником Православия. О нем сохранилось несколько преданий, одно из них мы здесь приводим.
В 1772 году Арсений сильно заболел и велел позвать священника. Последний, войдя в каземат, в страхе выбежал оттуда и сказал: «Вы мне сказали, что надо исповедовать и приобщить преступника, а передо мной стоит на коленях архипастырь в полном облачении». Тогда пристав вошел со священником в тюрьму. На койке лежал арестант, который сказал духовнику: «Сын мой, пред тобой не митрополит, а недостойный раб Арсений, идущий отдать отчет Богу в своей жизни.
Виденное тобою чудо есть знамение неизреченной милости Божией. Это значит, что душа моя скоро отлетит от скорбного тела».
В связи с тем, что митрополит Арсений был лишен святительского сана по политическим мотивам, на последней сессии Поместного Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 15/28 июня 1918 года, он был восстановлен в сущем сане.
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года митрополит Арсений был причислен к лику святых.
Труды: Увещание бывшему Мошенскому игумену Иоасафу, за раскол в Соловецком заключении содержащемуся, мною нижайшим в той же обители Соловецкой сочиненное // Православный собеседник. – 1861, т. 3.
Обличение неправды раскольническия. – М., 1745.
Дополненное обличение неправых и лжесловесных ответов раскольнических пустосвятами Выгоцкими, пустынножителями именуемыми, честному иеромонаху Неофиту, от Святейшего Правительствующего Синода ради увещания к ним посланному, в 1723 году предложенных, со ставленое благословением того же Святейшего Правительствующего Синода в нынешнем 1743 году // Православный собеседник. – 1861, т. 3.
Возражение на пасквиль лютеранский, нареченный Молоток на книгу «Камень Веры», который Молоток показался быть восковой, яко воск от лица огня, сиречь от Слова Божия и самыя истины, исчезнувший. (1746–1748).
Семь поучений. – М., 1742–1743.
В библиотеке Ярославской духовной семинарии хранились в рукописях 12 томов поучений Арсения, сказанных им в период 1746–1761 годов.
Литература: Попов М. С., священник. Арсений Мацеевич и его дело. – СПб., 1912.
Летопись о ростовских архиереях с примечаниями чл.-корр. А. А. Титова / Изд. Общества любителей древней письменности. – СПб., 1890.
Морошкин М. Я., протоиерей. Обзор литературы об Арсении Мацеевиче // Библиограф. – 1886, №№ 2, 3, 4.
Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. – 2-е изд. – М., 1860. – С. 26, 41, прил. – С. 26, 27.
Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. – М., [1914]. – С. 37–42.
Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII и XIX веков. – СПб., 1905. – С. 119–139.
Григоревский М. Николаевский Корельский 3 класса монастырь. – Архангельск, 1898. – С. 19–21, 35.
Зверинский В. В. Материалы для Историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. – СПб., 1890–1897, т. 1, № 504. – С. 265, № 547. – С. 2.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 318, 334.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 5–7, 288, 294–296, 600–609.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 62.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1415, 1418.
Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 157, 427, 557.
Барсуков Η. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 56.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. – 3-е изд. – СПб., 1882, т. 1. – С. 182–184.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 4. – С. 312, 1081, 1362, 1363, 1444–1453.
Автобиографическое показание // Осмнадцатый век. Исторический сборник: в 4 кн. / Изд. П. Бартеневым. – М., 1868–1869.
Материалы для биографии преосвященного Арсения, указы о нем, дела его // День. – 1862, №№ 15, 16, 19, 25; 1864, №№ 39–40.
Чтения в Московском обществе истории и древностей российских. – М., 1862, 2, 3; 1864, 4, 1875.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 723.
Патриарх Сергий и его духовное наследство. – М., 1947. – С. 312.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 343.
Браил. Церковные вопросы в России и русские духовные ведомости Браила. – 1896. – С. 64.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, № 62.
Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. – М., 1843. – С. 41–42.
Краткое историческое описание монастырей Архангелогородской епархии. – Архангельск, 1902, (Архангельский Николаевский Карельский монастырь, 1902. – С. 297–299 313).
Сибирская Церковь. – (Томск, 1922, возможно), № 184.
Православный собеседник. – Казань, 1874, июнь. – С. 92.
– 1875, март. – С. 228–254; 392–418.
– 1897, январь. – С. 18.
– 1898, июль-август. – С. 177.
– 1907, сентябрь. – С. 449–490.
– 1914, июль. – С. 1018.
Русский паломник. – 1905, № 10. – С. 157–158.
Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1905, № 46. – С. 1985–1986. – № 17. – С. 728–729.
Русский инок. – 1911, вып. 41–42. – С. 73–74.
Русская старина. – 1874, август. – С. 778.
– 1875, март. – С. 657; ноябрь. – С. 587.
– 1876, т. 15. – С. 721–756.
– 1877, март. – С. 546.
– 1878, июль. – С. 474–475.
– 1879, апрель. – С. 731–752; май. С. 1–34; август. – С. 577–608; сентябрь. – С. 34;октябрь. – С. 176–177, 179.
– 1881, июнь. – С. 318.
– 1883, сентябрь. – С. 555–558.
– 1885, февраль. – С. 311–338.
– 1886, январь. – С. 3.
– 1888, март. – С. 755; февраль. – С. 419.
Исторический вестник. – 1874, июнь. – С. 92.
– 1875, март. – С. 228–254; апрель. – С. 392–418. – 1882, март. – С. 527–528.
– 1884, февраль. – С. 433; т. 17. – С. 370; октябрь. – С. 14, 19.
– 1885, март. – С. 726–727; октябрь. – С. 100–101.
– 1887, январь. – С. 136–142; май. – С. 475.
– 1888, февраль. – С. 424, 426; март. – С. 755–759.
– 1895, август. – С. 402, 407–408.
– 1896, апрель. – С. 181–182.
– 1904, февраль. – С. 702.
– 1905, июнь. – С. 907.
Православное обозрение. – 1865, февраль. – С. 67.
Русский архив. – 1895, кн. 1, № 4. – С. 478, 558; кн. 2, № 5. – С. 6–8, 11, № 6. – С. 244–247; № 10. – С. 10.
– 1904, кн. 3, № 11. – С. 392–395.
– 1905, кн. 1, № 1. – С. 114.
Переписка епископа Нила с епископом Иеремией о месте кончины Арсения Мацеевича // Русский архив. – 1901, кн. 1. – С. 41–44.
Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 2 т. доп. – М., 1903–1911; 1908; 1916, т. 1, введение. – С. 29.
Современная летопись. Повоскресные прибавления к «Московским ведомостям». – М., 1861–1871, 1862, №№ 32, 49, 50.
Сборник императорского Русского исторического общества: в 148 т. – СПб., 1867–1917, 1871, т. 7.
Обозрение епархии преосвященным Ионафаном? епископом Ярославским и Ростовским. – Ярославль, 1881. – С. 82, 182, 257.
Архангельские губернские ведомости. – 1875, №№ 24–26.
Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами: в 7 т. – СПб., 1861–1863, т. 1. – С. 459 (ст. Пекарского).
Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 27.
Зритель. – СПб., 1862, № 23.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. 2 доп. – С. 842–845.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 111, 24, 54.
Журнал Московской Патриархии. – 1944, декабрь. – С. 53–57.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. т. 1. – С. 1062–1063.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г.. т. 1. – С. 231–232; т. 2. – С. 2167, 2403.
Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. / Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905, т. 2. – С. 98–99.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб.. 1890–1907, т. 2. – С. 172–173;т. 29. – С. 334.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 2. – С. 311.