Источник

Слово 18. Послание к некоторому другу его, сидящему в темнице, который спрашивал его, как избавиться от искушения сатанинского, от случающихся во сне скверных истицаний, от блудных ощущений и помыслов и от малодушия

Удивился я твоей просьбе, что будучи одержим такою скорбью, усердно просишь у меня душевного врачевания от искушений, наносимых тебе по зависти бесовской. Я же, будучи лишен всякой добродетели, и неспособный к таковому лечению, чем и как могу пособить тебе, тем более, что сам требую такового лечения? Впрочем, по вере твоей, насколько Бог просветит неразумную мою мысль, напомню тебе то, что и сам знаешь. Скотоподобное разжжение и последующее ему ночное оскверненье происходит или от излишней естественной теплоты, или от безмерного насыщения вкусными яствами, или от прежнего частого удовлетворения этой страсти и навыка к ней; случается же и от гордости, когда осуждаем ближних своих, а также бывает и от постоянного против нас лукавого действия бесов, разжигающих в сердцах наших скотскую похоть. Первые две причины этой богомерзкой скверны погашаются и совершенно истребляются воздержанием от излишества пищи и сна, как учит нас говорящий: Аз же, внегда они, то есть бесы и блудные помыслы, стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою (Пс.34:13). Под вретищем разумей плач и умиление и отвержение телесного покоя. Тот же опять учит нас, говоря: Возвратихся на страсть, егда унзе ми терн (Пс. 31:4). Под терном разумей разжженную стрелу блудной страсти, под возвращением же на страсть – добровольное самоизнурение, когда кто изнуряет себя долгим неядением, бдением и различными духовными подвигами, смиренномудрием сердечным и чистою молитвою, о чем подробнее сказано им в другом месте: Пострадах и слякохся до конца, то есть, изнурил себя различными постническими подвигами, и весь день, то есть в течение всей своей жизни сетуя хождах, то есть: всегда поминая грех свой, никогда не переставал сожалеть, скорбеть и плакать о моем согрешении. И это почему? Яко лядвия моя, – говорит, – наполнишася поруганий, то есть, блужения, и несть исцеления в плоти моей (Пс.37:7–8). Но об этом довольно сказанного. А так как ты говоришь: я малодушен, то утешай себя словами того же праведника, который говорит: Се удалихся бегая и водворихся в пустыни (Пс. 54:8). А как он помогал себе там, когда беспокоили его малодушие и буря, – слушай внимательно: Чаях, – говорит, – Бога, спасающего мя от малодушия и от бури (Пс.54:9) всяких мысленных треволнений, воздвигаемых бесами. Этому праведнику подражай и ты, по силе своей, вооружаясь верою и непостыдною надеждою на человеколюбие Спасителя, и всячески получишь помощь от Него, ибо близ, – говорит, – Господь всем призывающим Его во истине: волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я (Пс.144:18–19). А что ты говоришь: «копати не могу» и прочее; то я тебе вот что скажу: не переставай копать, только не землю, произращающую траву, а сердце и совесть свою, искореняя из них прозябающие там по причине долговременного дурного навыка мирские злые помыслы и неприличные нравы, мысли и обычаи. Не стыдись также просить у Спасителя с похвальною безотвязчивостью прощение прежних своих грехов, и чтобы тебе на будущее время исправиться и проводить добрую и богоугодную жизнь. Любит Спаситель таких безотвязчивых просителей и надоедников, ибо Сам сказал: Ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам (Мф.7:7). Благоденствие же для инока заключается в том, чтобы всею душою, со всем сердечным желанием ходить всегда путем заповедей Спасителя и отеческих постановлений.


Источник: Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе. - [Сергиев Посад] : Св.-Троицкая Сергиева лавра, собственная тип., 1910-1911. / Ч. 1: Нравоучительные сочинения. - 1910. - IV, 287, III, [3] с., [1] л. портр.

Комментарии для сайта Cackle