Слова и речи произнесенныя в 1841–1868 г.
Слово в неделю св. отец, сказанное в Предтеченской церкви архиерейского дома 4-го мая 1858 года.
«Се есть живот вечный, да знают тебе единого истинного Бога, и егоже послал еси Иисус Христа» (Иоан. 17, 3).
Так мало, повидимому, требуется от нас для достижения живота вечнаго: знать и содержать только два догмата – один о Боге истинном, другой об Иисусе Христе. Но если мы внимательнее рассмотрим, что́ значит знать единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа: то убедимся, что от нас требуется для достижения живота вечного – знать и содержать не два, а все догматы христианства и содержать именно так, как их содержит и преподает св. православная кафолическая Церковь.
Истинное учение о Боге и Иисусе Христе, без сомнения, то, которое заключается в Божественном откровении. Следовательно знает Бога и Иисуса Христа тот, кто принимает и исповедует это самое учение. Как же учит откровение об истинном Боге? Оно учит, что Бог есть чистейший, совершеннейший Дух, – Дух самобытный, вездесущий, вечный; Дух всеведущий и премудрый, всесвободный, всесвятый, всеправедный, всеблагий, всемогущий. Оно учит, что этот высочайший Дух един по существу, но троичен в лицах, которыя, различаясь только личными свойствами, совершенно равны между собою и единосущны. Учит, что этот единый Триипостасный Бог создал все существующее, мир видимый и невидимый, ангелов и человеков, и о всех своих созданиях отечески промышляет; что, по грехопадении человека, Он не оставил его на вечную погибель, но дал ему обетование о будущем Избавителе, дал закон и пророков и наконец действительно послал обетованного Мессию в лице Иисуса Христа. Как учит откровение о Христе? Учит, что Он есть совершенный Бог и совершенный человек, по Божеству прежде век рожденный от Отца, а по человечеству во времени рожденный от Пресвятой Девы – Богородицы; что в Нем два естества Божеское и человеческое, но едино лице; что, явившись в мир, Он возвестил нам истины спасения, принес самого Себя в искупительную за нас жертву, основал на земле свою св. Церковь с ея спасительными таинствами; что, по вознесении своем на небеса, ниспослал оттуда Духа Святаго, ходатайствует там за нас пред Отцем небесным, является судиею и мздовоздаятелем для каждого умирающого человека, и что, по кончине времен, Он снова придет на землю, чтобы судить живых и мертвых и воздать каждому по заслугам. Не видите ли, что учение о Боге истинном и учение об Иисусе Христе обнимают собою все догматы христианства, весь состав православного символа, что эти два учения составляют как бы основание и средоточие всего христианского вероучения, а прочие догматы служат только подробнейшим раскрытием их и изъяснением? Тот, кто не принимает каких-либо догматов веры Христовой, содержит уже не все учение о Боге и Иисусе Христе, и знает их не столько, сколько следует знать по Божественному откровению, – следовательно недостаточно для достижения живота вечнаго. Для этой цели необходимо знать и содержать все, что Сам Бог благоволил сообщить нам о Себе и о Христе Иисусе в Божественном своем откровении.
Но, братие, откровением пользуемся не мы одни: им пользуются раскольники и еретики. Откровением пользовался и нечестивый Арий, преданный анафеме св. отцами первого вселенского Собора, в честь которых празднует ныне св. Церковь. Недостаточно знать откровенныя истины о Боге и Иисусе Христе, а надобно еще правильно понимать их: ложное понимание, конечно, не послужит к нашему спасению. Когда же мы можем правильно понимать эти истины, без опасности заблуждаться? Не тогда, когда, читая Слово Божие, будем сами толковать его каждый по-своему, а когда мы будем разуметь его так, как разумеет и изъясняет св. Церковь. Самые просвещенные и благонамеренные человеческие умы, по одной ограниченности своей, могут заблуждаться в этом, как и во всяком деле, если будут действовать без надежного руководства, а тем более – умы менее просвещенные и благонамеренные: отсюда-то и произошли все ереси и расколы. Потому Господь Бог, сообщая людям Свое откровение, вверил его для хранения не частным лицам, а своей св. кафолической или вселенской Церкви, которую и поставил быть нашею наставницею в делах веры и которая не может в этом случае погрешать, будучи, по выражению апостола, «столпом и утверждением истины» (1Тим. 3, 15). Отчего вселенская Церковь не может погрешать в делах веры? Оттого, что Глава Церкви, постоянно ей присущая, есть сам Господь Иисус, который руководит ею и предохраняет ее от всякого заблуждения (Ефес. 1, 22–23); оттого, что в Церкви обитает сам Дух Святый, Дух истины, который и наставляет ее на всякую истину (Иоан. 14, 16. 26). Орудиями, чрез которыя Христова Церковь преподает людям свое непогрешительное учение, служат пастыри и учители, которые для того и поставляются Иисусом Христом, «да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней лщения» (Ефес. 4, 14). Вследствие такого устройства Церкви, во все времена, как только возникала какая-либо ересь, взоры всех верующих обращались к пастырям и учителям Церкви; предстоятели Церкви – епископы, когда находили нужным, собирались на вселенские Соборы, общим голосом обличали ереси и определяли, как должно веровать христианам. И определения вселенских Соборов считались голосом самой истины, самого Иисуса Христа и Духа Святаго. Эти-то определения доселе остаются неизменным основанием и руководством для всего учения св. православной Церкви.
Будем же, братие, твердо и неуклонно держаться учения нашей духовной Матери – св. православной Церкви; будем с живою верою принимать сердцем и исповедать устами все, что она преподает нам, на основании откровения, об истинном Боге и посланном Им Иисусе Христе, чтобы мы достигли живота вечнаго. В случаях каких-либо недоумений о предметах веры, будем обращаться к пастырям и учителям Церкви, законно поставленным, и да отвратим навсегда слух наш от самозванных учителей и пастырей, которые, уклонившись от православной Церкви в ереси или расколы, позволяют себе толковать Слово Божие по своему произволу, и, будучи сами слепцами, увлекают и других несчастных слепцов к вечной погибели. Аминь.