Слово в день св. пророка Илии, произнесенное в Вознесенском, тамбовском, женском монастыре 20 июля 1857 года.
«Горняя мудрствуйте, а не земная» (Кол. 3, 2).
Жизнь св. славного пророка Илии весьма богата самыми чудными событиями и в высшей степени назидательными. Но одна черта в этой жизни, почти не встречающаяся в жизни других, останавливает на себе особенное внимание: – та черта, что дивный пророк вовсе не вкусил телесной смерти, а вместе с телом прямо взят от земли на небо. С первого взгляда тут не представляется нам ничего для подражания: потому что не от нас зависит вознестись на небо вслед за пророком. Но если вникнем в смысл и причину этого необычайного события: то найдем для себя важнейший и поучительнейший урок.
Братие! Св. Илия взят живой на небо, но еще прежде, нежели он вознесся туда самою плотию, он постоянно возносился туда душею; св. Илия потому, без сомнения, и удостоился вознестись на небо плотию, что в продолжение всей своей земной жизни с величайшею ревностию стремился туда душою, «горняя мудрствовал, а не земная». Так и мы, если желаем вселиться на небе сперва душами своими, по смерти тел, а потом и телами, по воскресении их, должны постоянно и неослабно, живя на земле, «мудрствовать горняя, а не земная».
Кто мудрствует горняя? Тот, у кого и ум, и воля и сердце заняты только горним: кто о горнем помышляет, горняго желает, в горнему стремится; кто твердо помнит, что отечество наше на небесах (Евр. 11, 14), что настоящая жизнь есть только школа, где мы должны приготовиться для вечности и стараться воспользоваться всеми средствами, какия дал нам Бог для такого приготовления; кто заботится исполнять волю Божию и на земли, как она исполняется на небеси; кто всем своим существом и всею деятельностию «вышних ищет, идеже есть Христос одесную Бога седя» (Кол. 3, 1). Если так: то не очевидно ли, что этот человек идет вперед и идет именно к небу? Он постепенно как бы отрешается от земли, разрывая одну за другою все нити, привязывающия грешника в земле, «умерщвляя уды» свои, «яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую, лихоимание» и проч. (Кол. 3, 5). Он постепенно возвышается душею своею над телом, «распиная плоть свою со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24), и таким образом ослабляя, утончая, как бы одухотворяя самую плоть. Он постепенно возвышается душею своею по лествице нравственных совершенств, которая верхним концем досягает неба. Он постепенно очищает, возвышает свою душу в самом ея существе, делает ее ангелоподобною и богоподобною. Какой же всему этому должен быть естественный исход? Когда придет смерть и разрешит душу от тела, прервав последнюю нить, удерживавшую ее на земле: куда устремится эта душа, как не на небо, к которому стремилась она в продолжение всей жизни, к которому уже так приблизилась и приготовилась, с которым так сроднилась? А когда, наконец, по воле Божией, возстанут из гробов мертвецы, «да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага или зла» (2Кор. 5, 10): куда отойдет и это тело, воскресшее и обновленное, как не на небо же, чтобы разделить вместе с душею своею ея радости и вечное блаженство?
Кто мудрствует земная? Тот, кто живет только для земли; кто и телом, и душею, и мыслями, и желаниями, и действиями постоянно вращается в вихре земной суеты; кто «любит мир и яже в мире – похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую» (1Иоан. 2, 16); кто печется о приобретении благ земных и прилагает к ним свое сердце, предается чувственным удовольствиям, пристращается к земным почестям и отличиям. А такой человек идет ли к небу? Напротив, чем более он живет, тем более и более привязывается к земле. Возвышается ли душею своею над телом? Напротив, порабощает душу телу и постепенно подавляет ее, так что иногда она делается почти вовсе незаметною: «не имать дух Мой обитати в человецех сих», сказал некогда Господь о подобных людях, «зане суть плоть» (Быт. 6, 3). Восходит ли по лествице добродетелей? Напротив, нисходит по лествице греха и порока. Очищает ли, облагороживает ли свою душу? Напротив, более и более огрубляет, оземленяет ее, заглушая в ней все высшия ея потребности. Куда же придет он по окончании настоящей жизни? Туда, без сомнения, куда шел в продолжение жизни: душа его, по силе нравственного тяготения, естественно устремится во глубину ада. А когда, в день воскресения, снова соединится с своим телом: то неизбежно повлечет и его за собою в туже неисходную бездну.
Обращаюсь здесь в особенности к вам, благочестивыя сестры о Господе! Вы для того и оставили мир, за тем и уединились в этой св. обители, чтобы безпрепятственнее, удобнее «мудрствовать горняя, а не земная: благую часть избрали» вы. Но удалившись от мира телом, старайтесь удалиться от него и душею, старайтесь отрешиться от него и мыслями, и желаниями, и всеми привязанностями сердца: увы, в каком бы глубоком уединении ни жил человек, но, пока он вспоминает и мечтает о земных удовольствиях, скорбит о житейских благах и, хотя издали, витает душею своею посреди суетного мира, дотоле он «мудрствует земная». Вы проводите дни свои в посте, молитвах, посещении храма Божия и других благочестивых занятиях. Благодарение Господу! Но смотрите, не ограничивается ли все это одною внешностию, усовершается ли посреди этих занятий самая ваша душа, отлучается ли от прежних порочных наклонностей и привычек, делается ли добрее, утверждается ли более и более в вере, надежде и любви христианской, жаждет ли она благ небесных и влечется ли к ним всеми своими силами. О, если усовершается и влечется: то вы поистине «мудрствуете горняя, а не земная». И будьте уверены, что, рано или поздно, вознесетесь и вы туда же, сперва душами своими, а потом и телами, куда вознесся некогда св. славный пророк Илия, имени которого посвящен храм ваш.
Да удостоит Господь Бог благодатию своею и всех нас, братие, достигнуть нашего горняго отечества! Аминь.