Слово в день Казанския Божия Матери, сказанное в Предтеченской церкви архиерейского дома 22 октября 1857 года.
«Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!»
Ныне не словом только, а самым деломъ – нарочитым торжеством св. Церковь и отечество наше восписуют благодарственная Пресвятой Богородице, как взбранной воеводе и победительнице, избавившей нас от злых в начале семнадцатого столетия. Страшное то было время для православной России. Род Рюрика, благочестивый род, царствовавший столько веков, пресекся на престоле русском; попытки возвести на этот престол кого-либо из соотечественников остались безуспешными; появившиеся самозванцы потрясли государство до последних оснований и угрожали самому его православию; внутри отечества господствовали распри, нестроения, междоусобия; внешние враги – шведы и поляки вступили с своими полчищами в пределы России и опустошали ея страны. Тогда некоторые из русских решились-было призвать на престол отечественный польского королевича Владислава с условием, чтобы он переменил латинство на православие. Имя Владислава, под этим условием, уже поминалось в православных церквах... Но отец его, король польский, думал иначе: он надеялся покорить себе Россию оружием и сам соделаться ея царем, ни мало не изменяя своей вере; войска польския овладели уже Москвою... Кто-ж спасет тебя, бедствующая Россия, в эту тяжкую годину? Не было спасения на земле, – оно подано свыше. Предки наши, по благословению пастырей, наложили на себя трехдневный пост и обратились с молитвою к Богу. И вот в одну ночь к одному благочестивому иерарху греческому, по имени Арсению, проживавшему в Москве, в плену у поляков, явился преподобный Сергий Радонежский и сказал, что молитва угодников русских о своем отечестве услышана, и что Бог, по ходатайству в особенности Пресвятой Богородицы, избавит Москву от врагов. Эта весть быстро разнеслась по всему войску русскому, осаждавшему столицу, и оно, воодушевленное надеждою на помощь взбранной Воеводы, сделало нападение на врагов, изгнало их из Москвы и спасло Церковь и отечество от угрожавших им опасностей. Когда, вслед за тем, положено было принести торжественное благодарение Господу, и народ вместе с войском вступали в Кремль: на встречу им вышел маститый иерарх Арсений, неся в руках чудотворную икону Божия Матери Казанския, – и все пали пред нею на колени в слезах и единогласно приписали ей свое избавление от врагов. В память этого-то достопамятного события и установлен настоящий праздник.
Таким образом, настоящий праздник напоминает собою одно из тех многочисленных событий, когда Пресвятая Богородица, по молитвам наших предков, избавляла их от врагов... Братие! Вспомним, что и у каждого из нас, как христианина, есть свои враги – враги спасения, и научимся, по примеру предков, искать себе помощи против этих врагов и избавления от них у Царицы небесной.
Первый враг нашего спасения есть наша собственная плоть, или точнее – наше естество, извращенное грехом (Гал. 5, 16). Полчища, какия враг этот высылает против нас, суть наши собственныя страсти и вообще влечения ко злу: они воюют и против «закона» нашего «ума» – против тех остатков добра, какие еще сохранились в нашей природе, и против нового благодатного закона, принятаго и усвоенного нами со времени крещения (Рим. 7, 14–23). Иногда они силятся подорвать нашу веру, иногда поколебать нашу надежду, иногда погасить нашу любовь к Богу и ближним, и всегда стараются лишить нас какой-либо добродетели и причинить смерть нашей душе. Ибо всякая страсть, коль скоро мы уступаем ей, а тем более когда она делается господствующею в нас, непременно умерщвляет нашу душу, увлекая ее ко грехам, и похищает у нас противоположныя нравственныя совершенства, если мы их имели. Борьба с этими врагами тем более опасна, что они суть враги наши домашние, и часто достигает до такой степени, что мы решительно не в состоянии бываем противустоять им. О, в эти тяжкия минуты, когда бездна готова разверзнуться пред вами и поглотить вас, спешите, христиане, взывать из глубины души к Пресвятой Деве: Мати Божия, помоги нам! Взбранная Воеводо! Порази наших врагов, не дай нам пасть под бременем страстей, не дай соделаться их рабами и потерять «свободу славы чад Божиих» (Рим. 8, 21).
Вторый враг нашего спасения есть мир, – не тот прекрасный мир, который создан Богом и отражает в себе Его безконечныя совершенства, а мир собственно людской, низвращенный грехами человеческими (Матф. 10, 22). Здесь на каждом шагу мы встречаем опасности для своего спасения. Опасности – от этих разнообразных благ житейских, которыя возбуждают и питают наши страсти; – от этих порочных удовольствий, приманок и соблазнов; – от нравов и обычаев общества, которые иногда трудно, а иногда почти невозможно совместить с требованиями христианства. Опасности – и от бедствий жизни, безчисленных и разнообразных, болезней, неудач, лишений и всякого рода скорбей, которыя нередко в состоянии поколебать самую твердую душу и увлечь ее к порокам. Опасности, наконец, – от злых людей, которые стараются действовать против благочестивых и соблазнительным примером собственной жизни, и своими ядовитыми для нравственности беседами и нередко еще более ядовитыми сочинениями, а иногда употребляют против добродетели клевету, презрение, даже гонения (2Тим. 3, 12). Души христианския, стремящияся к горней отчизне! Плывя по этому житейскому морю, воздвизаемому непрестанно бурею напастей и искушений, чаще – чаще взывайте о помощи к Царице небесной, да сохранит Она вас, своим всемощным ходатайством пред Богом, от крушений и потопления, да наставит вас, как бороться с разъяренными волнами, как пройти мимо подводных камней, и да приведет вашу утлую ладию к тихому пристанищу вечности.
Третий и последний враг нашего спасения, или вернее – первый и последний – есть диавол, который, по выражению Писания, «яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» (1Петр. 5, 8–9). Он, как дух, действует на нас невидимо, духовно. Действует непосредственно на нашу душу и, замечая ея слабыя стороны, пользуется ими, чтобы влагать в нее худыя мысли, желания и чувствования, в особенности же старается возбуждать наше воображение разными греховными мечтами и соблазнительными картинами, и чрез воображение возбуждает и воспламеняет наши страсти (Иоан. 13, 2; Деян. 5, 3). В то же время и точно таким же образом лукавый действует и на души окружающих нас ближних, а чрез них употребляет против нас уже и все внешния, видимыя средства, какия только могут находиться во власти людей, чтобы искушать нашу веру и благочестие и увлекать нас к порокам (Апок. 2, 10). О, если в какой борьбе, то особенно в борьбе с «духами злобы поднебесными» нам необходима помощь небесная! Эти враги и сильнее нас, и хитрее, и искуснее. Если когда, то особенно в минуты этой борьбы мы должны призывать взбранную Воеводу, да наставит Она нас проразумевать «умышления» сатаны (2Кор. 2, 11), да укрепит нас противустоять «кознем диавольским» и да подаст нам средства «вся стрелы лукавого разжженныя угасити» (Ефес. 6, 11. 16).
Вообще же, братие, напечатлеем глубже в нашем уме и сердце ту отрадную истину, что Пресвятая Дева – Богородица, столько раз избавлявшая предков наших от врагов, всегда готова оказать и каждому из нас такую же помощь, если только мы будем прибегать к ней с теплою молитвою. Кто бы ни явился в известное время нашим врагом, – плоть ли с ея страстьми и похотьми, мир ли с его безчисленными соблазнами, диавол ли с его духовными искушениями: важно то, что все это суть враги нашего спасения. А Пресвятая Дева, как Матерь нашего Спасителя, без сомнения, всего более желает каждому из нас вечного спасения. Если Она избавляла предков наших и от таких врагов, которые угрожали одному внешнему их благосостоянию: не тем ли скорее подвигнется Она для избавления нас от врагов, угрожающих погубить самыя души наши в геенне огненной. Аминь.