Источник

К матери, лишившейся сына

Так в издании 1860 г (II, 169−177) озаглавлено перепечатываемое оттуда письмо.

Всякая душа христианская, слышащая о скорби твоей, должна восприять участие в ней состраданием к желанном тебе утешений Божьих, дабы горесть, которую испить определено тебе непостижимою в премудрости, и вечною в благости волею Божиею, была растворена благодатью Духа Святого и радостью мира Христова, дабы чаша сия открылась и явилась в сознании твоем чашею спасения, дабы слезы твои, раба Господня, соединились со слезами Спасителя твоего, соединившимися с каплями пота кровавого в Гефсиманском саду, где всесвятая душа Его, в смертельной скорби за наши грехи, проливала сию молитву к Богу Отцу: «Отче мой! все возможно Тебе, мимо неси от Меня чашу сию, однако не как Я хочу, но как Ты» (Мр.14:36). И дабы как Христос, несмотря на отвращение человеческого существа, ужасавшегося от предстоящих страданий о смерти, претерпел крест, и воссел одесную престола Божия (Евр.12:2), пострадал за нас, подавая нам пример, дабы мы шли по следам Eгo (1Пет.2:21), так и мы, вкупе со всеми ученицами Иисуса Христа и чадами Божьими, борющимися с разнообразными искушениями в сей кратковременной жизни, дарованной нам для благочинного приготовления к вечному блаженству царства небесного, всякий день с благовейнейшею покорностью, и с детскою верою и преданностью принимали святую чашу свою от руки всеобщего нашего Отца и Врача небесного, восклицая с Пророком: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс.115:4), и с Апостолом: «Нынешние временные страдания ничто не стоят в сравнении с тою хвалою, которая откроется в нас» (Рим.8:18), и паки: «Мгновенное легкое страдание наше производит для нас в величайшем преизбытке вечную славу, тогда как мы не имеем целью видимого, но невидимое; ибо видимое временно, а невидимое вечно» (Кор.4:17−18). Тогда как все христианские души, до которых известие о преставлении сына твоего достигает, святою во Христе Иисусе любовью возбуждаемые к тому, чтоб радоваться с радующимися, и плакать с плачущими (Рим.12:15), без сомнения, воссылают усердные молитвы к Богу и о душе новопреставленной, и о матери, ею оставленной. Недостойный я служитель Церкви Христовой осмеливаюсь еще словеса Божии, почерпая, как из кладезя истины, из богодухновенного Писания, соединять с твоею, достопочтенная матерь, горестью, будучи приглашаем твоим желанием, возвещенным мне сродниками твоими. Чтоб они сказывали мне о вере твоей в Господа Иисуса Христа, и о правилах жизни твоей, основанных на недвижимом камне Евангелия Христова, все это может только питать надежду, что как любящим Бога все содействует ко благу по свидетельству слова Божия (Рим.8:28), то и кончина странствия твоего сына в мире сем только послужит для тебя случаем к восхождению на высшие степени совершенствования во Христе Иисусе, и к прославлению Бога благоприятными Святому Духу Его добродетелями. Сказывали также сродницы твои, что благочестивая матерь передала и сыну своему дух благочестия воспитанием, что раб Божий Сергий есть овца стада Христова, и не каким-либо путем своеволия отошел отсюда, но властью Создателя и Спасителя нашего позван был. Все это питает радостную надеждѵ, что как он здесь был соединен с Господом Иисусом Христом, облекшись в Heгo святым крещением (Гал.3:27), и причащаясь тела и крови Его в Божественной Евхаристии не на один день, но на всю жизнь и вечность (Ин.6:54−57), то он и там с Ним не разлучился, а только блаженный союз сей уже свободен теперь от всякой опасности со стороны соблазнов мира и немощей плоти и козней диавола, в послушание веры увенчано славою видения (2Кор.5:7; 1Кор.13:12). Печальна и страшна смерть, когда тварь, возмутившаяся против Царя и Бога в неистовстве отчаяния убивает себя, умирает в грехах своих, то есть, без веры в Иисуса Христа Спасителя грешников (Ин.16:9; Мф.5:21), не восхотев и взглянуть на Heгo спасительным и победительным воззрением веры, надежды и преданности кающейся (Мф.27:3−5; Деян.1:24−25; Лк.22:61−62; Мр.16:6−7; Лк.24−34; Ин.21:15−17; Лк.23:39−43; Ин.3:14−15; Чис.21:6−9; Евр.12:2−3), обидев и опечалив до глубины души всех любивших ее на земле, и потерявшись для всех любивших ее на небеси, сама изгладив имя свое из святой и блаженной памяти их, и сделавшись чужою и неведомою для всех Христовых и Божьих. И даже один из древних языческих мудрецов, именно Пифагор, говорит, что «как воин впал бы в уголовное преступление, своевольно оставив место, где поставил его на страже военачальник, так и ты, быв Создателем введен в жизнь, ожидай, пока сам Он и свести тебя с места службы твоей благоволит. Стой на божественной страже; а если сам сойдешь с караула, то будешь судим военным судом, и казнен смертью». Если язычник таким образом мыслил, то мы ли не устыдимся уныния, мы ли не убоимся отчаяния, когда Сам Бог глаголет вам в книге Откровения: «Побеждающий (всякую богопротивную страсть, напр. безрассудную печаль и т. п.) наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливым же и неверным, и скверным, и убийцам, и любодеям, и чародеям, идолослужителям и всем лжецам – часть в озере, горящем огнем и серою, это есть смерть вторая» (Апок.21:8.)? При сем случае и то еще надобно представить себе, что сродство по плоти в мире светло-духовном совершенно восходит и изменяется в сродство по духу, или совсем прекращается и предается забвению (Мф.22−30). А что в числе погибающих в приведенном тексте из Апокалипсиса, не поименованы прямо самоубийцы, это значит, что они суть убийцы по превосходству. И чем ужаснее эта вторая смерть, которая поглотит их от лица Божия, и всех блаженных чад Его, тем радостнее должно быть в сердце твоем, несчастная матерь. Благодарение Богу о рабе Его Сергие, сыне твоем, что он оставил тебе, и супруге своей, и всем родным своим, и всей Церкви святой право с Иовом многострадальным воскликнуть о нем: «Господь дал, Господь и взял; буди имя Господне благословенно!». Но вы Иовы, озаряемые светом Евангелия, вы должны говорить более сказанного Иовом Ветхого Завета: «Господь дал, Господь и взял, Господь и отдаст, что взял, и притом во сто раз более, нежели сколько Он взял у нас». Итак, буди имя Господне благословенно! He говорит ли Дух Святой в посланиях Апостольских: «Наше жительство на небесах, откуда мы и Спасителя ожидаем, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно телу славы Его, силою, которою Он действует, и покоряет Себе все» (Флп.3:20−21)? И паки: «Если мы в сей только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Как Адамом все умирают, так Христом все оживут. Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? Безрассудный! Ты что сеешь. Не оживет, ежели не умрет. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд, и звезда от звезды разнится в достоинстве, так и воскресение из мертвых. Сеется тленное, воскресает нетленное; сеется презренное, воскресает славное; сеется немощное, воскресает сильное; сеется тело душевное, воскресает тело духовное. Се тайну говорю вам: «Мы не все умрем, но все переменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе, ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы переменимся. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом» (1Кор.15:19−20, 22, 35−36, 41−44, 51−52:57). He сам ли Спаситель, не сама ли Истина говорит: «Истинно, истинно, говорю вам, слушающий слово Мое, и верующий Пославшему Меня имеет жизнь вечную,·и суду не подлежит, а перешел уже от смерти в жизнь» (Ин.5:24). И паки: «Я есмь воскрешение и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин.11:25−26.). И паки: «Да не смущается сердце ваше, веруйте в·Бога и в Меня веруйте. В дому Отца Моего обителей много. Я иду приготовить место вам. И когда пойду, и приготовлю место вам, приду опять, и возьму вас к Себе, чтобы и вы были там, где Я» (Ин.14:1−3). И паки: «Я есмь Пастырь добрый, и жизнь мою полагаю за овец, и Я даю им жизнь вечную, и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, есть больше всех, и никто не может их похитить из руки Отца Моего. Я и Отец одно». И паки: «Отче! Которых Ты Мне дал, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты Мне дал, потому что Tы возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин. 17). И паки: «Тогда праведники воссияют как солнце в царствии Отца их» (Мф.13:43.). He говорит ли Духом Святым Апостол Павел: «живем ли, живем для Господа, умираем ли, для Господа умираем; а потому живем ли мы, или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать над умершими и живущими» (Рим.14:8−9). И паки: «Не хочу, братия, оставить вас в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то также и умерших во Иисусе, (т. е. в вере во Христа и в союзе с Ним и с Церковью Его святою, единою на небеси и на земли) Бог приведет с Ним. Ибо сие сказываем вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь, по предвозвещении гласом Архангела и трубою Божьею, снидет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними, восхищены будем на облаках по воздуху, навстречу Господу, и таким образом всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга тем, что здесь сказано (1Фес.4:13−18). А что мертвые воскресают, глаголет Господь, не читали ли вы, что сказано вам от Бога, глаголющего: Я есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковлев? (Исх.3:6). Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Heгo все живы» (Мф.22:31−32; Лк.20:37−38). Сии слова Божии предлагая вниманию твоему, всечестная матерь, во утешение сердца твоего, плачущего о преставлении дражайшего сына, которого, как и всех нас, Иисус Христос возлюбил и омыл от грехов его кровью Своею, всеусердно желаю, да будет Он Спасителем, и светом и миром и радостью раба Своего Сергия в небесном царствии, и тебя, вкупе со всеми, любезными сердцу его и твоему, да сподобит сего блаженства, ο κοтоροм и говорит Иоанн Богослов: «Возлюбленные! Мы уже дети Божии, но еще не открылось, что мы будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему; ибо узрим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Heгo, очищает себя так, как Он чист» (1Ин.3:2−3). И Апостол Иаков: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что прошедши испытание, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12).

30 октября 1845 г.

Болхов. Троицкий монастырь.


Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс. / Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - [2], 558 с.

Комментарии для сайта Cackle