К игуменье Олимпиаде
Повод, по которому завязалась переписка между архим. Макарием и смоленской игуменьей Олимпиадой (Лекс, 1840−1856 г.г.), изложен в письме № 240. Племянницы архим. Макария действительно перешли из Вязьмы в Смоленский женский монастырь, к неудовольствию вяземской игуменьи Августы, которая была оскорблена этим шагом девиц и не хотела отсылать вслед за ними денег, записанных в их пользѵ Софией Вальмон (подробнее в статье. «Архим. Макарий Глухарев и его отношения к родным» в Смолен. епарх. вед., 1904 г.). В библиотеке Казанской д. семинарии хранятся два письма игум. Олимпиады к архим. Макарию о судьбе этих денег. Единственное же сохранившееся письмо к ней о. Макария напечатано в Томских епарх. ведомостях, 1893 г., № 1, и откуда и перепечатывается.
288
Ваше Высокопреподобие достопочтеннейшая о Господе матерь Игуменья.
Медлительность ответа моего произошла от ожидания объяснений со стороны сродниц моих, вдовицы Екатерины и девиц Александры и Евфросинии. Они и мне изъявляют желание водвориться в св. обители вашей, и находиться под покровом материнского милосердия и начальственного водительства Вашего. В особенности, девицы желают быть у Вас, как и у преподобной о Господе игуменьи Августы, в качестве воспитанниц, которые, по крайней мере, до 35-ти лет жизни не будут давать обета монашеского, но будут иметь непререкаемое и священное право вступить в благословенное Богом супружество, когда на то воля Отца небесного откроется им в испытанном и решительном желании и в способности их к благочестивому браку, Господом установленному и в обстоятельствах самых. Но как не желаю, чтобы усильно старались вынудить у них слово, похожее на обещание пребыть навсегда в одиночестве, так и радовался бы, если бы сама воля Божия в непринужденном, но в свободном, обдуманном, рассудительном, зрелом, радушном, довольно испытанном желании их посвятить себя Христу на служение Ему в монашестве, явственно призвала их в сие святое звание. Дотоле они должны каждый день посвящать себя Господу на служение Ему, просто в состоянии христианских девиц, и притом священнических дочерей, по священнейшему обету Божественного крещения, где они, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись, и одеваясь сегодня в черное по приличию монастырскому, без всякого сомнения завтра могли бы одеться в белое, или в зеленое, или в красное по приличиям, усвоенным супружескому званию, если и совестью, просвещаемою Евангелием, эти цветы и формы не отвергаются. Впрочем, я думаю, что всякая христианка и всякий христианин в одиночестве должен быть действительным монахом в сокровенности внутреннего человека, по жизни сокровенной со Христом в Боге. Черная же риза, хотя и не делает еще человека ни христианином, ни монахом, однако служит немаловажным пособием и ограждением при Божьем благословении в духовной брани против греха, и в бегстве от блуда внешнего и внутреннего. Посему, и я совершенно согласен на то, чтобы девицы Александра и Ефросиния в одеянии своем, соображаясь с монастырским правилом однообразия, в этом пункте, и если им предназначен в судьбах Божьих путь супружеского состояния, то благонравные юноши найдут в них по указанию свыше, невест себе, хотя они и будут одеты по монастырски. А если волею Божиею в монашество будут призваны, то и самый костюм предварительно облегчит для них вход в сие святое звание. Между тем, они обещаются при помощи Божией с чувством детской преданности и благоговейного почтения повиноваться Вам, как общей о Господе духовной матери всех сестер, и по силе исполнять дела послушания, под непосредственным надзором и руководством тетки своей, вдовицы Екатерины, которая вместе с вами жительствуя, от лица Вашего при помощи Божией будет наставлять, исправлять, обучать, обличать, наказывать и утешениями ободрять, и Вам отчет давать о поведении их, как ближайшая их попечительница. Что касается до самой вдовицы Екатерины, я всем сердцем желаю, чтобы она не оставляла детей моего брата, и если они найдут благотворный приют в вашей обители, то чтоб она решительно искала входа в действительное монашество, и пострижения. В содержании же своем девиц Александра и Ефросиния с теткою своею Екатериною должны благоразумно и осмотрительно довольствоваться теми пособиями, какие будет подавать им благотворительное начальство Епархии, теми способами, какие они по материнскому благословению Вашего Высокопреподобия, могут получить от обители вашей, труждаясь вкупе с другими девицами и вдовами для сей обители, теми средствами, какие отец их, священник Алексей, предоставил им, и в последствии, может быть, пожелает им доставлять тою помощью, какую они посредством других лиц от Провидения Божия получили, и может статься, будут впредь получать, а между тем и приобретении их трудов и рукоделий своих при Божьем благословении. Здесь я открыто и определительно объясняю Вам, достопочтеннейшая о Господе матерь игуменья, что содержания их я не беру на свою обязанность и ответственность, хотя вкупе со всеми, именующимися именем Господним, и не отказываюсь по временам пособлять им при помощи Божией, когда и сколько рассудится мне. Посему, всепокорнейше прошу Вас внушить девицам и вдове Екатерине, что они жалким образом ошибутся, если будут верить мечтам юной фантазии своей и надеяться на меня или на другого кого-либо из человеков. Способы мои и ныне весьма незначительны, маловажны, ничтожны. и вдруг могут совсем закрыться и прекратиться. Да возложат, да возлагают они всякий день, все упование на Отца небесного, бессмертного, верного и истинного, и всемогущего, и пребывая в молитве, в труде и в послушании Богоугодном, да приемлют от всеблагой и премудрой Всесвятой десницы Его насущный хлеб с благодарением и смирением.
Всем сердцем желая Вашему Высокопреподобию всякого благополучия от всещедрого Бога в священном служении Вашем при святом доме Его, с чувством усерднейшего почитания и преданности, приятнейшим долгом считаю быть Вашего Высокопреподобия достопочтеннейшей о Господе матери всепокорнейшим слугою Архимандрит Макарий.
1845 г. Июня 23 дня.
Болхов. Троицкий монастырь.