Источник

К протоирею Стефану Васильевичу Ландышеву

В письмах архим Макария к разным лицам, разбросаны данные как для характеристики, так и для биографии С. В Ландышева (см. по указателю). О дальнейшей его судьбе говорит его послужной список. Рукоположенный 13 февр. 1844 г. во священники, о. Ландышев, после удаления архим. Макария с Алтая, исправлял должность начальника миссии, а в 1845 г· был утвержден в этой должности с возведением в сан протоиерея. Управлял он и Алтайской миссией до 1865 г., и за это время умножил свою паству 2901 новообращенной душой, a учреждения миссии – шестью церквами и молитвенными домами, училищным домом и женским училищем в Улале. Им же обстроены два миссионерских стана, и заведено шесть новых селений новокрещеных кочевых инородцев. По передаче настоятельской должности своему преемнику архим. Владимиру, прот. Ландышев еще десять лет с большим рвением и самоотвержением трудился на миссионерском поле. Но выйдя по болезни в отставку (1875), о. Ландышев «поκа оставался жить сперва своими советами, основанными на собственном многолетним опытном знакомстве с Алтайской миссией, служил миссии», будучи «дорог для миссионеров, как ученик первоначальника миссии архим. Макария и подражатель его духу и трудам, и как живой памятник миссии, почти от основания оной во все протекшее полувековое ее существование» (Отчет Алтайской миссии за 1882 г.). Скончался прот. Ландышев 25 дек. 1882 г, оставив памятником своей деятельности, кроме названного, еще несколько трудов пo истории миссии и биографии ее основателя. Историческое значение имеют и его письма к о. Н. Д. Лаврову, многие из которых по желанию читавшего их м. Филарета, были напечатаны в тогдашних духовных журналах. Сохранилось также (в библиотеке Казанской духов. семинарии) 5 писем его к архим. Макарию, из которых одно напечатано в № 3 Томских епарх. ведомостей за 1904 г. Что касается писем архим. Макария к C. В. Ландышеву, тο их известно 8: семь напечатано в издании 1860 г., т. II, стр. 178−186, и одно хранится в копии руки С. В-ча в той же библиотеке» (№ 273 нынешнего издания).

272

Благодарствую за письмо. Потерпите, возлюбленные братия, и веруйте слову Божию в том, что труд терпения вашего не останется без плода и награды благоволения Божия в сей жизни и в вечности. Приветствую о Господе братий и сотрудников моих. Детям поклон и Божие благословение. И всем нашим о Христе Иисусе братиям и сестрам Майминским и Улалинском, и всем новокрещеным желаю милости Божией и всякого благополучия. Простите, друзья и братия, преданного вам А. Макария. и помолитесь обо мне грешном.

4 Янв. 1842. Томск.

273737

Возлюбленный о Господе брат и сослужитель достопочтенный Степан Васильевич.

Знаешь ли ты, что теперь в мире щеголи и молодцы называются львами, а щеголихи (кокетки тож?) львицами? Впрочем, я думаю, что не всякая девица, умеющая no временам принарядиться, есть уже львица. Поговори об этом с Николаем Дмитриевичем, он растолкует тебе все, что тебе надобно разуметь и различать. А я скажу только: поскольку ты совсем не похож на льва, надобно ли тебе приковываться к львице? Будь осторожен, возлюбленный, и пребывай в молитве. Лучше возвратиться в миссию одиноким, нежели со львицею, я, брат, уйти могу, как только дверь отворятся, и твое состояние будет совсем иное. Но Господне есть спасение, и на людех Твоих, Отец небесный, да будет Твое благословение. Помолись, возлюбленный брат, о преданном тебе А. Макарии.

274

Весьма вероятно, что дело послушания и служения Церкви Христовой на моем месте не минет вас. Будьте же благодушны, уповайте на Бога, и в преданности святой воле Его поспешайте прежде всего явиться в Томск, для посвящения рукою иерарха, а потом возвратиться в миссию. Впрочем, весьма нужно, чтобы вы посетили московских благотворителей миссии, подкрепили и умножили связи ее с Москвою. Это и для миссии, и дерзаю думать, для самой Москвы и для всей Российской церкви весьма благонадежно. В чей бы вы дом ни вошли, желайте, прежде всего, в душе своей мира Божия дому тому по заповеди Спасителя. Потом изъявите всем благотворителям нашим в царствующем граде Москве, искреннейшее благодарение миссии. Имейте сердце, вознесенное горе – ко Господу Иисусу Христу, сидящему одесную Отца, и взирающему на вас, и невидимо с вами, и в вас пребывающему. Учитесь у Heгo кротости и смирению сердца в обращении с людьми. Отнюдь не принимайте тона учительского, но действительно старайтесь учиться у всякого, и все доброе перенимать. Да сподобит вас Господь Бог, обрести благодать пред очами всех благотворителей ваших в Москве, и в гармоническом (смирение, и любовь, и молитва) соответствии сердца вашего с духом их! Христос посреди нас!

17 сентября 1843 г. Бийск.

275738

Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешивший всех вас, и меня прежде всех в скорби моей, радостнейшею вестью о благополучии возлюбленного брата нашего Стефана Васильевича, и благополучии собора нашего, получившего новую делательницу для нивы Божией.739 И мы с приятным чувством надежды, приветствуя в ней сердобольную о Господе матерь сирот, утешительницу вдов, руководительницу юных девиц к живому и животворящему слову Божию, помощницу новокрещеным и оглашаемым в познании Господа Иисуса Христа распятого служительницу святой Церкви Его, всем сердцем желаем святому союзу вашему супружескому всещедрых благословений Божьих.

Первым чувством души моей по прочтении трех дорогих писем от вас и от о. Николая, и от Прасковьи Петровны, было воскликновение радости, и первым делом благодарственное поклонение Господу Богу в уединении. Потом, по случаю неизысканному, крестнице вашей Домнике от имени помощницы вашей, все было дано, чего она просила к празднику. И наконец, и в церкви пели благодарный молебен о вас, родные наши, после часов в вечери 24 декабря. И таким образом священнейший праздник Рождества Христова встретили мы в изобильном веселии.

В сем великом событии вашей жизни все меня обнадеживает и радует. Я совершенно согласен с тем рассуждением, по которому сердце ваше склонилось к смиренной сироте. Тем легче для нас почитать христианские добродетели и достоинства в ней, и тем легче для нас пребывать в смирении и послушании, и возвращаться на стези сии после краткого самозабвения. Смиренным же Господь благодать Свою дарует, а гордым противится. Благодарю Господа Бога о том, что Он не оставил тебя утвердить решимость в столь важном и единственном деле на святом слове Его. Да будет Матерь Божия покровительницею вашей и помощницы вашей, и да будет на вас благословение Ее во все дни жизни вашей, родные мои!

Но не могу и изъяснить теперь всего, что составляет утешение, надежду и торжество души моей. Поспешите исполнить радость нашу возвращением вашим к месту священного служения вашего.

Воззрение на вездесущего Господа, и преданность святой воле Его и силе Его, следственно и молитва, и обуздание языка, и скромность, и умная простота, и искренняя благоприветливость в обращении с людьми.

Вы, как я наверное полагаю, и молитесь и читаете слово Божие вместе. И в том и в другом деле спасительном, Сам Господь Иисус Христос посреди вас. Помяните и меня в добрый час, и предайте меня Его беспредельному милосердию.

276

Христос посреди нас! Благодарим всеблагого u милосердого Отца нашего Сущего на небесах, за неизреченные дарования и благодеяния, которыми Он ущедрил вас. Да поможет Он вам и сохранить благодать Его, и приумножить вверенные таланты, чтобы и вам услышать от Hero похвалу сию: «добрый и верный раб», и получить сей жребий блаженства, «войди в радость Господа твоего!» Советую, молю и приказываю поспешить к нам на Майму, отказавшись от излишних посещений и развлечений. Докучливые приглашения обратятся вам в пользу только тогда, когда вы учтивым, но решительным отклонением этих искушений мира (соблюдайте в сердцах ваших сии слова Спасителя Ин.17:13−19), будете приобретать и наживать твердость и постоянство, в приличных вашему званию и избранию правилах, и характер, достойный священнослужителя Церкви, строителя тайн Христовых и благовестника. Спокойствие и время и то, что мы будем довольны друг другом и все вкупе возрадуемся о Господе, важнее всяких издержек. Дух мой простирает к вам, возлюбленный брат, объятия. Впрочем, сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу будем предавать Xpистy Богу.

5 Марта 1844 г. Майма.

277

Да наставляет тебя Господь Иисус Христос на всякую истину и добродетель Духом Святым! Пребывание мое в Тобольске было благословляемо изобильными утешениями в беседах с тамошними друзьями о Господе. В Екатеринбурге я поминал новопреставленную рабу Божью А. Н., взглянул на девичью школу, учрежденную при обители, и сопровождаемый добрыми желаниями всех, выехал в Пермь авг. 21 дня, когда исполнился месяц после выезда из Бийска. В Пермь приехали уже ночью 24 дня, a 25-го мне хотелось оставить этот город, забежав на несколько минут в архиепископский дом, чтобы принять благословение от преосвященного Аркадия.740 И действительно, я взял лошадей, и заплатив прогоны полные, и прямо к дому архиепископа прибежал на четверке. Но тут намерение мое разрушилось самым приятным образом. С первой встречи воззрения моего со взглядом архиепископа, с первых соответствий беседы нашей, я почувствовал настоятельное приглашение и склонность к тому, чтобы остаться у него на сутки, подарил ямщику прогоны, и целый, день провел в сердечных наслаждениях, которые находил и в οобщении с преосвященным, и в прекрасном семейном кругу А. Л., который учился в Костромской семинарии, когда я там был в должности. Прости, возлюбленный брат! Помощнице твоей о Господе всеусердно желаю возрастать в живом, деятельном, плодоносном и спасительном познании единого истинного Бога и Спасителя грешников Иисуса Христа. Попечению небесного Пастыря предаю души, кровью Его искупленные, которым служить благословила нам святая воля Его!

26 авг. 1844 г. Пермь.

278

Всем сердцем желаю вам благополучия в крестоносном служении Церкви Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своего (Деян.20:28). В сих словах Апостола Павла, мы имели явное свидетельство о Божестве Иисуса Христа и также о святом человечестве Его. И сими словами да составится общение наше, потому что хотя много такого, о чем писать к вам надобно, но все еще нет времени. Надеюсь, впрочем, если угодно Господу, скоро получить досуг, и сколько-нибудь выполнить долг. Всем сотрудникам вашим, новокрещеным в сей Майме и Улале, и всему Бийску посылаю мое приветствие, и желаю усерднейше благословений Божьих.

13 апреля 1845 г. Болхов.

279

Христос воскресе! Письмо ваше, в котором вы, между прочим, описали весьма знаменательное введение старца Бориса741 в Церковь Христову, принесло всем сладчайшее утешение. Господь Бог да ущедряет вас и сотрудников ваших благословениями Своими, чтобы вы принесли много плода (Ин.15:7−8), и как истинные ученики и рабы Иисуса Христа, были в вечности там, где Господь и Учитель наш (Ин.12:26). Простите и благословите. Господь с вами! Будьте здравы, благодушествуйте, взирайте на Господа Иисуса Христа распятого. Он был мертв, а ныне жив, и живет, и будет жить и царствовать на небесах и на земле во веки веков, а с Ним и Вы, если ныне потрудитесь с Ним радушно. He правда ли, что вы каждый день несколько раз благодарите Отца небесного? He правда ли, что благодарность – есть чувство весьма приятное, и составляет благополучие наше? Так, Создатель даровал вам такое сердце, которое бы умело благодарить Его, и благодарение есть всегда новое благодеяние Его. Так милость Его дает нам жизнь, дыхание и все. Слава Ему во веки, аминь. Простите, благословите. Господь Бог да простит, и да благословит нас всех во Христе Иисусе – Спасителе грешников.

1 апреля 1847 г. Болхов.

* * *

737

На письме помечено «Получено 9 августа», след писано оно в начале июля 1843 г., когда ландышев отправился в европейскую Россию искать себе невесту.

738

Письмо без даты, писано в конце декабря 1843 г.

739

В лице жены Ландышева.

740

Аркадия (Федорова), архиепископа Пермского (1831−1851), потом Олонецкого (до 1869 г., ум. в 1870 г.), известного борца против раскола.

741

Кочоева, «последнего из старожилов Улалинских», сначала бежавшего из Улалы от убеждений архим. Макария, и потом остававшегося верным язычеству до 1846 г. Письмо о. Ландышева о крещении этого 110-го летнего старика, напечатано в Томских епарх. ведом., 1904 г., № 3. Ср. Приб. к Тв. св. отц., 1847 г., стр. 219−221.


Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс. / Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - [2], 558 с.

Комментарии для сайта Cackle