К Софии Петровне Апраксиной
Ниже помещенное, написанное в несколько приемов письмо, перепечатано из издания 1860 г., I, 18−31, где оно было издано под инициалами «К С. П. A. », которые раскрыты на основании 399−400 страниц настоящей книги.
267
Скоро три года исполнится, как я простился с Москвою, и в первый раз еще пишу к вам. Но я всегда питаю в душе моей приятнейшее чувство искреннего почтения и признательности, воспоминаниями о тех временах, в которые Провидение даровало мне видеть вас. И чтобы соответствовать истинному усердию и участию вашему в деле слѵжения миссии, сердечно желаю вам всякого благополучия, и желание сие открываю пред Богом по наставлению Духа истины, всем вам предлагаемому в сих словах Апостола Павла: «Господь близко. Ни о чем не заботьтесь, но всегда в молитве и прошении с благодарностью открывайте желания свои пред Богом; и мир Божий, который превыше всякаго ума, соблюдет сердца ваши и мысли ваши во Христе Иисусе» (Флп.4:6−7).
26 декаб. 1842 г.
Между тем, как я вникал в сие апостольское учение, приходит ко мне один средних лет человек из зырян, и просит, чтобы я поучил его, как ему спасти душу свою. Я говорил ему, что как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть (Рим.5:12), и как всемилостивый Господь, Который не хочет смерти грешника (Иез.33:11), но хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим.2:4), Сам в лице Иисуса Христа пришел в мир спасти грешников (1Тим.1:15). Бог явился во плоти (1Тим.3:16.), и пребыв Богом стал человеком, чтобы соделаться посредником между Богом и человеками. И взяв на себя грех мира (Ин.1:29), предал Себя на смерть за всех (Евр.2:9), для искупления всех (1Тим.2:5). Но скажу вам не в порицание слушателя моего, но в пользу души моей, общую с теми, коим угодно будет читать мое письмо, ибо и те Марфы, которых любит Иисус Христос, от суетливости и заботливости о многом внешнем отвлекаются Господом, и обращаются к тому, что одно только нужно (Лк.10:41), равно и тем Апостол Павел желает исправления, которых обличает как неразумных младенцев, колеблемых и увлекаемых всяким ветром учения человеческого (Еф.4:14−15), а не держащихся Главы, от Которой все тело Церкви, и великой, и малой, будучи составляемо и связуемо составами и связями, растет возрастом Божьим, то есть Христа (Кол.2:18), чтобы вера в Него, живущая молитвою, и дышащая призыванием имени Иисусова, и действующая любовью (Гал.5:6), цвела радостью надеждою, и приносила богоугодные плоды добродетели, питаясь словом Божьим, от которого она зачинается и раждается (Рим.10:17; 1Пет.1:22−23; Иак.1:18), и которое есть сила Божия во спасение всякому верующему (Флп.1:16). Когда говорил и о нашем оправдании кровью Иисуса Христа, о нашем примирении с Богом смертию Сына Его (Рим.5:9−10), слушатель мой прерывал речь вопросами, каковы например: «грех ли нюхать табак? грех ли пить вино? как надлежит слагать персты, знаменуясь крестным знамением»? Я говорил, что верующему во имя Иисуса Христа грехи прощаются, и спасительная благодать Святаго Духа даруется, научающая его, чтобы он отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жил в настоящем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя Самого за нас, дабы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит.2:12−14). А слушатель мой спрашивал между тем: «позволительно ли бороду брить?», и представлял в каком виде Спаситель обыкновенно изображается на иконах. Словом, я никак не мог сладить с ним, пока не начал говорить ему о сердечной молитве, пока не заставил его закрыть глаза и умолкнуть, пока не усадил его, и не сложил ему рук, приложив их к груди его, пока не стал он повторять за мною: «Господь мой и Бог мой, Иисус Христос, помилуй меня грешного!».·
29 декабря.
Но сказать ли вам? Опять скажу не в порицание собеседника моего, но в побуждение себя самого к сохранению памяти о неотступном присутствии с нами Господа Иисуса Христа, по непреложному обещанию Его: «И се Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). И к подражанию царю и пророку Давиду, которому множество дел служения царского не препятствовало видеть всегда Господа пред собою (Пс.15:8). К подражанию рабу Божию Моисею, который потому и был тверд, не боясь царского гнева, что взирал на Невидимого сквозь все видимое, и видел славу Его во всем видимом (Евр.11:27, сообр. 2Кор.4:18). К подражанию Аврааму, которого Господь наставлял, говоря: «Я Бог всемогущий; ходи пред лицем Моим, и будь непорочен» (Быт.17:1). К подражанию праведному Еноху, которого все житие Дух Святый изобразил нам рукою Моисея в одной черте: «ходил Енох пред Богом», и который нашел в этом великое таинство и искусство жить весьма благополучно, и притом так, чтоб и преставиться не видев смерти (Быт.5:24; Евр.11:5). Хотя же сей образец есть между показанными нам. Чрезвычайный, однако он не указывает ли на достояние, данное всем истинно верующим во Иисуса Христа? Ибо ко всем им относятся сии слова Спасителя: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, не умрет во век (Ин.11:25−26). Истинно, истинно говорю вам, кто соблюдет слово Мое, тот не узрит смерти во век» (Ин.8:52). И также сии слова Апостола Павла: «Се, тайну говорю вам: мы не все умрем, но все переменимся, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы переменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Kop.15:51−53). Опять: «Наше жительство на небесах, откуда мы и Спасителя ожидаем, Господа Нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп.8:20−21).
Все это вам говорится и легко и приятно, потому что в уме и сердце вашем вмещается. А если вмещается, то сказать правду, и должно быть вмещаемо, то есть, приемлемо и сохраняемо, вкушаемо, и в дело жизни богоугодной производимо, и таким образом умножаемо и возращаемо.
2 января 1843 г.
Что же до беседы моей с зыряном касается, соразмерно тесному кругу мыслей и понятий его, надлежало и мне стесняться в слове. Сия самая истина, что Господь Бог везде, без сомнения, весьма известная вам от детских лет для собеседника моего была весьма нова. И надлежало не только сказать ему, что Господь Богъ, сотворивший небо и землю, наполняет небо и землю Своею силою, Своею благостью, премудростью и славою, как Он Сам объявил нам это в письменном откровении Своем, которое есть святая Библия, но чтобы сия истина тотчас им была употреблена в дело молитвы, и таким образом, уже усвоена. Надлежало напомнить ему, как мы говорим с добрым человеком в потемках, нисколько не сомневаясь в том, что он с нами, хотя но видим его. И как притом говорим ему тихо на ухо, если другие тут же находятся, а мы хотим секретно поговорить ему. Впрочем, не правда ли, что если кто из находящихся в кругу образованного класса людей превозносится пред такими зырянами, каков был мой собеседник, то и это знак легкомыслия ребяческого? Знаем ли мы, что они в вечности будут? И не сказал ли Спаситель, что многие из первых окажутся там последними, а последние явятся первыми? Итак мы никого не должны презирать, но должны сами учиться творить молитву Иисуса Христа вкупе со всеми, как с братиями и сестрами одного всеобъемлющего дома Божия, и говорить: «Отче наш, сущий на небесах!». Апостол Павел пишет, что сам Дух Святый взывает в возрожденном сердце детей Божьих: «Авва Отче!». Это тоже, что: «Отче наш, сущий на небесах!». Пожелаем себе и друг другу сего неизреченного дара Божия (Рим.8:15−26; Гал.4:6), сего Божественного утешения, могущего усладить всякие горести наши, сего хлеба ангельского, сей сокровенной манны, которую Дух Святый дает вкушать побеждающему (Апок.2:17). «А все рожденное от Бога побеждает мир», говорит Иоанн Евангелист, а победа, которою побеждаем мир, есть вера наша. Кто победитель мира, как не тот, κтο верует, что Иисус есть Сын Божий (1Ин.5:4−5)? Итак, все, что укрепляет сию победоносную веру, да будет священно, любезно и драгоценно для нас. Если же случилось бы получить и раны в сражении, то и тогда принадлежащая Иисусу Христу душа, не должна ослабевать в уповании на него, ибо хотя змей древний и угрызает в пяту, но верующий исцеляется язвами Иисуса Христа распятого (Ис.53:5), взирая на Heгo (Евр.12:2) очами сердца (Еф.1:18), очами веры (Pим.10:10), желающей, просящей и ожидающей исцеления, что в Ветхом Завете было представлено в примере израильтян, угрызенных змеями, и исцелявшихся при воззрении на медного змия, вознесенного Моисеем по повелению Божию (Ин.3:14). Хотя война и продолжается, и открыто поприще подвига, и терпения, и верности, сражающейся до смерти, а враг не предающейся, однако враг поражен уже во главу смертоносным ударом в жизни и смерти Иисуса Христа (Быт.3:15). Он побежден уже в главном сражении Главою нашею, и победа сия принадлежит всем членам святого тела Церкви Его. И победу сию провозглашая, Апостол Павел радостно восклицает: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом» (1Кор.15:57). Сия победоносная сила креста Христова, сия грехоубийственная сила смерти Христовой, сия животворящая сила воскресения Христова открывается и в душе верующей во Иисуса Христа, и верою усвояющей себе Иисуса Христа, умершего и воскресшего и сидящего одесную Отца и ходатайствующего за нас (Рим.8:31−34). Потому и сие слово Апостольское: «Бог мира скоро сокрушит сатану под ногами вашими» (Рим.16:20), принадлежит ей по законам Божией правды. Радуйтесь же всегда и вы о Господе по заповеди Апостольской (Флп.4:4), и да будет сия радость ваша о Господе силою вашею, по Писанию (Неем.8:10.) во Христе Иисусе Господе нашем. Слава Ему во веки веков. Аминь.
3 января.
Приношу вам искреннее благодарение за сохранение и доставление Миссии снаряда походной церкви, вместе с книгами и другими разными вещами, которые не могу исчислить теперь; все это мы получили посредством Его Сиятельства г. Генерал-губернатора западной Сибири в совершенной целости. Если же и потеряны сумки походные, устроенные Ф-м П-м для священников Миссии, так как и ящик с лекарствами; то это случилось, как мы уверены, совсем не в вашем доме, а вероятно от оплошности нашей и недосмотра в то время, когда ящики выносили из комнат, в которых они наполняемы были. Слава Богу, что уцелел снаряд походной церкви с ризницею. Известно ли вам, что весь этот прекрасный снаряд вместе с иконами местными, написанными как нельзя лучше, устроен усердием А-я Н-ча В-го? Но вот как я стал слаб, и как мне трудно исполнять в свое время все требования службы, предпочитая важнейшие и неотступные, и не забывая второстепенных, которыя могут быть исполняемы завтра: я и доныне еще не успел изъявить А-ю Н-чу нелицемерной благодарности нашей, и порадовать его уведомлением, что приношение его принято Господом, что в походной церкви, устроенной им, совершается Литургия Божественная, что пред иконами, которых произведение не обошлись без крестной скорби, новокрещенные телеуты воссылают молитвы к невидимому Божеству, показавшему нам славу Свою в лице Иисуса Христа и то на том престоле, для которого железо грубое заставили быть субтильным732 и деликатным, приносится бескровная жертва священнейшей Евхаристии.
4 Января.
He будет ли благоугодно вам отослать к A. H. В. это же самое письмо мое, дабы ему известно было, что дело, зачавшееся в усердии его к святой Церкви Христовой, совершилось по милости Божией, и дабы он поспешил принести Господу благодарение, пока я уловлю время на то, чтобы особым письмом изъявить незабвенному искреннюю мою, и всех братьев моих, признательность. Между тем доношу, что инородцев принявших в прошедшем году святое крещение при служении здешней миссии, всего тридцать три души. В обоих станах миссии обучаемы были новокрещеные мальчики грамоте, и девичья школа у сотрудницы нашей, девицы Софии Вальмон, успехами своими простиралась вперед.
Воспроизводится теперь в душе моей воспоминанием та минута, когда во время собеседования моего с вами, было благоугодно вам позвать детей, чтобы я, взглянув на них, пожелал им благословений Божьих. Сие желание теперь возобновляется, и приятным чувством вознаграждается. Да награждает Господь подвиг вдовства вашего радостью о чадах, как о прекрасных отраслях, Богом дарованных вам, Богом и возвращаемых, и приносящих плоды добродетели, любезные для Бога и вожделенные для человеков. И да будет средоточием всех ваших радостей так, как и всякой печали благоразумной, Господь Бог Иисус Христос, чтобы сердце ваше, соединенное с сердцем Его верою и любовью, поверяло сердцу Его все свои тайны, и радости и печали, дабы вы находили сладчайшее утешение в том, чтобы поверять, так сказать, сердце свое сердцем Иисуса Христа. Чтобы в сердце Иисуса Христа находили очищение от всякого беспорядка, от всякого излишества и недостатка, от всякой земляности ваши мысли и чувствования, ваши желания и сожаления, ваши надежды и опасения, ожидания, удовольствия, скорби, негодования и отвращения. Таким образом, вы, достопочтеннейшая матерь, будете новыми опытами всегда более и более совершенствоваться в том искусстве христианской жизни и деятельности, которое Апостол Павел описывает сими словами: «Будучи обложены, как члены Церкви Христовой, таким светлым облаком бесчисленных свидетелей истины, уверяющих, что нет другого пути к блаженству на земле и на небе, кроме Самого Иисуса Христа, что Иисус Христос не иначе соделывается вашим путем, вашею истиною и жизнью, как в постоянном покаянии и веровании во Евангелие, и что все другие пути суть распутия ведущие к погибели, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем пробегать предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр.12:1−2). Взирая! 0, пусть упокоивается чаще наше внимание на этом слове апостольского наставления! Взирая! Ho как взирать тому, кто не имеет довольно чистого зрения? Посему, Апостол в одном месте говорит о просвещенных очах сердца (Еф.1:18), а в другом говорит, что свет Божий, озаряющий и просвещающий сии очи сердечные, есть познание славы Божьей в лице Иисуса Христа (2Кор.4:6). В одном месте говорит, что благовествование Христово – есть сила Божия ко спасению всякому верующему (Рим.1:19), а в другом месте говорит, что истинно верующие во Христа, сердцем веруют, но тут же говорит потом: как веровать в Toгo, о Ком не слышали? Как слышать без проповедника (Рим.10:10−14)? Но не правда ли, что и ныне в священнейшей Библии как Апостолы благовествуют нам Иисуса Христа Духом Святым, посланным с небес (1Пет.1:12), так и Пророки на Hero же указывают, как святые Божии человеки, изрекавшие свое пророчество не по произволу человеческому, но будучи движимы Духом Святым (2Пет.1:21) (так говорит Иегова!)? Не правда ли, что священное Писание, есть Самим Богом устроенный орган, посредством которого Слово Божье, Господь Иисус Христос, сие Солнце духовного мирз, воссияет в сердцах открытых (Апοκ.3:20). Ему, жаждущих света и молящихся о прозрении (Мф.5:6; Mp.10:46−52)? Когда же они прозрят, тогда будут уметь взирать на Христа, воззрения их на Heгo, будут встречаться с Его воззрениями на них, и сии сердечные соотношения и соответствия будут степенями возводящими их от веры в веру (Рим.1:17), от света во свет (2Кор.3:18) и от блаженства к блаженству (1Ин.1:1−4). Душа христианская в молитве говорит Богу, а когда читает святое Писание, тогда слышит Бога говорящего ей. Иначе: воззрение ее на Иисуса Христа есть молитва, а слово Христово к ней– есть воззрение Иисуса Христа на нее, есть луч Света сего животворящего, и прогоняющего, уничижающего всякую тьму греха. Итак, будем искать, будем искать сих благодатных воззрений в священнейшей Библии.
8 января 1843 г.
* * *
Тонким.