К княжне Елисавете Дмитриевне Цициановой
От архим. Макария сохранилось в библиотеке Казанской дух. семинарии три письма к кн. Е. Д. Цициановой (и одно письмо ее к нему). Видимо, знакомство между ними завязалось в 1839−40 г., и быть может, чрез посредство общего их знакомого Ф. А Голубинского, от которого тоже имеется несколько писем к ней. Жила она в Троицком посаде.
264729
1842 г. Янв. 7. Томск.730
Сиятельнейшая княжна!
На этих днях читал я в одном из разговоров Платоновых, следующие слова, которые так заняли внимание мое, что и теперь, когда пишу письмо к Вам, они мне представляются. Какой-тο Лахес говорит у Платона: «Когда я слушаю речь о добродетели или о мудрости от такого человека, который действительно стоит своей речи, то бываю весьма рад и говорящему, и слову его, так как между ними есть соответствие и гармония. Такой человек кажется мне в самом деле музыкантом, проявляющим прекраснейшую гармонию не на лире, не на музыкальных инструментах, но и жизни, в которой у него слова созвучны с делами. Разговор такого человека доставляет мне отраду, и я с жадностью принимаю, что говорится. Но кто делает противное сему, тот, как хорошо ни говори, огорчает меня. Сократ по своим разговорам мне конечно не известен. Однако ж некогда я, как следовало, испытал самые дела его, и узнал из них, что он стоит прекрасных речей, и может смело говорить их. Если же он таков, то я буду беседовать с ним с большим удовольствием, подвергнусь его испытанию, не поскучаю уроком, соглашусь с Солоном,731 и к его словам прибавлю только одно: хочу учиться до старости не иначе, как у добрых». Заметим, княжна, не сказано: Сократ стоит того, чтобы слушать прекрасные речи, но: Сократ стоят того, чтоб говорит их. Признаюсь, эти слова напомнили мне о словах Апостола Павла из послания к Римлянам: «Tы разумеешь лучшее, научаясь из закона, и потому считаешь себя путеводителем слепых, светом для тех, которые во тьме, наставником невежд, учителем младенцев, имея в законе образ ведения и истины. Как же ты уча другого, не учишь себя самого?»: (Рим.2:23). Кстати, Вы в самом деле желаете слοβα на пользу, то прибегаете с искренним усердием к тем духовным источникам, чистым и светлым, которые Господь открыл для Вас в великом граде Вашем, паче же нашем, и между тем молите Бога, да исполнится в Вас верное и истинное слово Христово: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин.7:38). А я, соответствуя снисходительному ко мне благоволению Вашему, всем сердцем желаю, чтобы Вы восходили от веры в веру (Рим.1:17) и от славы в славу (2 Kop.3:18), будучи наставляемы Духом Господним, взирая на славу Божию, открывшуюся нам и сияющую в лице Иисуса Христа (2Кор.4:6; Ин.1:18; Евр.1:3, 12:1−14), и подражанием уподобляясь Ему, облекаясь в образ сего Адама небесного (1 Kop.15:45−49). Найдите по этим указаниям, и прочитайте со вниманием изречения Духа истины. В сии минуты я нахожу в себе чувство какого-то братского отношения к Вам, да сподобит нас Господь Бог увидеться в небесном царствии. Там бы лучше могли беседовать о чудесах всемогущества, премудрости и любви Его. Впрочем надобно же и здесь познавать Его, благодарить Его, благоговеть пред Ним, покланяться Ему, помышлять и в добрый час говорить о Нем. Он есть Отец наш в Единородном Сыне Своем Иисусе Христе. Верующим во Иисуса Он посылает Дух усыновления, которым бы они взывали в духе и истине: Авва! Отче! (Рим.8:15; Гал.4:4−7). Сей самый Дух свидетельствует духу их, что они дети Божии (Рим.8:16), если же дети, тο и наследники Божии чрез Иисуса Христа (Гал.15:7). Да будут сии истины и откровения Божии радостотворны в сердце Вашем, благороднейшая·княжна! Пожелайте сего же преданному Вам А. Макарию.
P.S. Приятнейшее письмо Ваше получено мною, но времени не·было отвечать. А между тем благородный воин, который привез письмо, уже уехал в Санкт-Петербург отсюда.
265
Посещением Вашим Вы сотворите мне приятнейшее утешение при Божием благословении, которого я желаю Вам от всего сердца на все ходы и исходы. Для пребывания Вашего здесь, можно или в гостинице монастыря приготовить покой, или найти близ самого монастыря квартиру. Сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу со всеми искушениями и скорбями предадим Христу Богу.
Преданный Вам слуга о Господе А. Макарий.
1845 г. Декабря 18. Болхов. Троицкий монастырь.
266
Достопочтеннейшая княжна Елизавета Дмитриевна.
Ответь на первое Ваше письмо был послан мною 18 дня декабря 1845 года, и то письмо мое к Вам по особенному случаю, было подано мною самим Почтмейстеру в Болховской почтовой конторе.
Но вот, Вы и теперь предлагаете мне прежний вопрос, и я опять поспешаю ответствовать Вам по-прежнему, уверяя Вас, что если Вы хотите приехать в Болхов, то и я усердно желаю изъявить Вам лично мое почтение и уважение, мою признательность и готовность исполнять поручения и приказании Ваши, по мере возможности и совместности их с другими моими обязанностями. Всегдашним долгом считаю быть покорнейшим Вашим слугою Архимандрит Макарий.
1846 г. Февр. 26.
P. S. Для отвращения неприятной потери посылаю к Вам этот листок вместе с книгою, которую возвратить мне при слѵчае Вы без сомнения соизволите; а впрочем не будет беды, если она и потеряется.
* * *
Напечатано с небольшими пропусками в «Душеполезном чтении» 1863 г., II, стр. 329−331.
«Черѳз две недели, если Господь благословит, надеюсь выехать из Томска, и возвратиться к Миссии; если благоугодно будет Вашѳму Сиятельству писать ко мне, то в Бийск извольте послать письмо на мое имя» (прим. архим. Макария).
Изречение Солоново, на которое Лахес указывает у Платона, можно перевести пословицей русской: «Век живи, век учись» (прим. о. Макария).