Алфавит Библии

Стих I

Апостол Павел говорит верным:

«Во Христе Иисусе, вы, некогда бывшие далеко2, стали близки Кровию Христовою. Вы уже не чужие и пришельцы, но сограждане святых и свои Богу, будучи утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем3 на котором все здание... стройно возрастает в... храм, посвященный Господу, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.» (Еф.2:13, 19–22).

Апостол Петр говорит верным:

«Мы имеем верное пророческое слово, и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, пока не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда4 в сердцах ваших. Никогда пророчество не было произносимо по произволу человеческому, но изрекали оное святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.» (2Пет. 1:19, 21).

Спаситель глаголет иудеям неверующим:

«Исследуйте Писания, ибо вы сами думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь. Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, ибо он писал обо Мне.» (Ин. 5:39, 40, 46).

Пророк Исаия говорит таким людям:

«Всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; он говорит: «не могу, потому что она запечатана». Или подают сию книгу тому, кто не умеет читать книги, и говорят: «прочитай ее»; он говорит: «я не умею читать книг» (Ис. 29:11, 12).

Апостол Павел5 говорит о таких:

«Не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, поскольку Христос есть конец закона, к оправданию всякого верующего.» (Рим. 10:3–4).

Спаситель по воскресении Своем говорил двум ученикам на пути в Эммаус:

«О, несмысленные и медлительные сердцем в веровании всему тому, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало Христу пострадать и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:25–27). Тогда они сказали друг другу: «не горело ли в нас сердце.., когда Он говорил с нами на дороге и... изъяснял нам Писания?» (Лк. 24:32).

Спаситель по воскресении Своем говорил собранию апостолов:

"Вот то, что Я вам говорил, еще бывши с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и пророках, и псалмах. Тогда отверз им ум к разумению Писания. И сказал им: так написано и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная от Иерусалима. Вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Моими свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее, и в Самарии, и даже до последнего края земли» (Лк. 24:44–47; Деян. 1:8). «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). «Не вы говорить будете, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10:20). «Слушающий вас Меня слушает и отвергающийся вас Меня отвергается, отвергающийся же Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10:16).

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. Внезапно сделался шум с небеси, как бы от несущегося сильного дыхания ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и ниспустились на каждого из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1–4). Это есть то, что предсказано пророком Иоилем (Иоил. 2:28–32): «И будет в последние дни, говорит Бог, излию... Дух Мой на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дщери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцам вашим будут сниться сны. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию Дух Мой, и будут пророчествовать. И... всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2:16–18, 21). В тот день глухие будут слышать слова Книги, и из тьмы и мрака прозрят очи слепых (Ис. 29:18).

Апостол Петр говорит:

«К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о предназначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал бывший в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последуюшую за ними славу... Что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небеси, и во что самые ангелы желают проникнуть» (1Пет. 1:10–12).

Апостол Павел говорит:

"Чего не видал глаз, не слыхало ухо и что не приходило на сердце человеку, то приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл сие Духом Своим, ибо Дух все постигает, и глубины Божии... Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать, что даровано нам от Бога; что и возвещаем не такими словами, коим бы научились от человеческой мудрости, но каким научились от Духа Святого, духовное излагая духовно» (1Кор. 2:9–13).

«И я, когда приходил к вам, братия, приходил не с высоким словом или мудростию, возвещать вам свидетельство Божие, ибо я положил, будучи у вас, ничего не знать, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. И слово мое и проповедь моя состояли не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, дабы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1Кор. 2:1, 2, 4, 5). «Ибо слово о Кресте для погибающих есть безумие, а для нас, спасаемых, – сила Божия... Иудеи требуют чудес, а еллины ищут мудрости, но мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие, для самих же призванных, иудеев ли или еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор. 1:18, 22–24).

«Итак, объявляю вам, братия, что Евангелие, которое мною проповедано, не есть человеческое, ибо я и получил оное, и научился оному не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа. Вы слышали, как я некогда жил в иудействе, как жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи жарким ревнителем отеческих моих преданий6. Но когда Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, дабы я проповедал Его язычникам, то я с того времени не советовался с плотию и кровию7 и не пошел в Иерусалим к бывшим прежде меня апостолам, а пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск. Церквам Христовым в Иудее я лично не был известен, а только слышали они, что бывший некогда гонителем их ныне проповедует веру, которую прежде старался истреблять, – и прославляли за меня Бога» (Гал. 1:11–17, 22–24).

«Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что вы, приемля от нас слышанное слово Божие, приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, каково оно по истине есть, которое и действует в вас, верующих» (1Фес. 2:13). «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проницает до разделения души и духа8, составов и мозгов9 и судит чувствования и помышления сердечные» (Евр.4:12).

Апостол Петр говорит:

«Послушанием истине чрез Духа, очистив души к нелицемерному братолюбию, усердно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век» (1Пет. 1:22, 23).

«Будьте всегда готовы всякому требующему у вас отчета в вашем уповании дать ответ с кротостию и уважением» (1Пет. 3:15). «И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел по мудрости, ему данной, написал вам так, как он говорит о сем и во всех своих посланиях" (2Пет. 3:15, 16).

Апостол Павел говорит ученику своему Тимофею:

«Ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, чтобы совершен был человек Божий, ко всякому доброму делу приуготовлен» (2Тим. 3:15–17).

«Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор. 13:13). «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). «Вера есть осуществление ожидаемого10 и уверенность в невидимом. Угодить Богу невозможно без веры, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и что Он ишущих Его вознаграждает» (Евр. 11:1, 6). «Мы спасены в надежде. Надежда же видимого не есть надежда, ибо если кто видит, то что ему и надеяться? Но если надеемся того, чего не видим, то ожидаем того в терпении» (Рим. 8:24, 25). "Если ты будешь устами своими признавать Иисуса Господом и сердцем своим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, поскольку сердцем веруют к оправданию и устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:9–10). «Сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и дабы, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31). «Цель увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемернои веры, что оставив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что доказывают. И не держась главы11, от которой все тело, будучи составляемо и связуемо составами и связями, растет возрастом Божиим» (1Тим. 1:5–7; Кол. 2:19).

«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы силою Святого Духа вы обогатились надеждою» (Рим. 15:13). «Услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, воспоминая о вас в молитвах моих, дабы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы12, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его и просветил очи сердца вашего13, дабы вы узнали, в чем состоит надежда призывания Его и как богато славное наследие Его для святых, и как превосходно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых, и посадил одесную Себя на небесах превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, каким именуются не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и Его поставил превыше всего, главою Церкви, которая есть Его Тело, полнота Того, Который наполняет все всем" (Еф. 1:15–23).

«Для сего преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого получает имя всякое отечество на небесах и на земле, да даст, по богатству славы Своей, крепко утвердиться вам Духом Его во внутреннем человеке14, верою вселиться Христу в сердца ваши, дабы, укоренясь и утвердясь в любви, могли вы со всеми святыми постигнуть, что широта и долгота и глубина и высота15, и уразуметь превышаюшую разум любовь Христову, чтобы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Который действующею в нас силою может сделать несравненно более всего, чего мы просим или о чем помышляем, Ему слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды от века до века. Аминь.» (Еф. 3:14–21).

Стих II

«Возведите очи ваши на высоту и зрите, кто сотворил сие? кто изводит воинство Свое счетом, всех называет по имени»?16 (Ис. 40:26). «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, будучи Господь неба и земли, не живет в созданных руками храмах17 и не требует служения рук человеческих по какой-либо нужде, но Сам дает всему жизнь и дыхание и все. От одной крови произведши всех человеков, расселил Он народы по всему лицу земли, определив жительству каждого из них предназначенные времена и пределы.., дабы они искали Бога, не ошутят ли и не найдут ли Его; хотя, впрочем, Он недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся, и существуем» (Деян. 17:24–28). «Господь явился Аврааму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи пред лицем Моим и будь непорочен»(Быт. 17:1). «Разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Скроется ли человек в тайное место, где бы Я не видел его, говорит Господь? Небо и землю не Я ли наполняю, говорит Господь?» (Иер.23:23, 24). «Господи! ...куда уйду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там, паду ли в преисподнюю – се, Ты! Понесусь ли на крылиях зари, переселюсь ли на край моря – и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: по крайней мере тьма сокроет меня? но и ночь, как свет, вокруг меня.., и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла как день; тьма так же как свет" (Пс. 138:1, 7–12).

«Бог есть дух18, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине19" (Ин. 4:24). «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16). «Никто не благ, как только один Бог20" (Мк. 10:18). «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. Очи всех устремлены к Тебе, и Ты даешь им пищу их в свое время, открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по желанию» (Пс. 144:9, 15–16). «Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих безопасны. Питаются туком21 дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их» (Пс. 35:8, 9).

«Хвалите Господа, ибо сладостно петь Бога нашего, ибо Благому прилична хвала. Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их. Дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему. Отец сирот и Судия вдовиц. Почто нечестивый пренебрегает Бога и говорит в сердце своем: что Ты не смотришь? Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения и написываешь их на руке. Тебе предает себя бедный, сироте Ты помощник» (Пс. 146:1, 3, 9, 67:6, 9:34, 35). «Страждущие и убогие ищут ныне воды, и нет ее; язык их засох от жажды. Я, Господь22, слышу их, я, Бог Израилев, не оставлю их» (Ис. 41:17). «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, медленный на гнев, великий в милости и истине!» (Исх. 34:6). «У Тебя источник жизни, Твоим светом мы видим свет» (Пс. 35:10). «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17).

«Благ и праведен Господь, посему указует грешникам путь; наставляет смиренных на истину и научает смиренных ходить путем Его» (Пс. 24:8, 9). «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его во истине. Желание боящихся Его Он исполняет, взывания их слышит и спасает их» (Пс. 144:18, 19). «Все пути Господни – милость и верность к тем, кои хранят завет Его и откровение Его» (Пс. 24:10).

«Праведен Господь во всех путях Своих и свят во всех делах Своих» (Пс. 144:17). "Бог и ангелов согрешивших не пощадил, но в вечных узах адского мрака соблюдает на суд великого дня» (2Пет. 2:4; Иуд. 1:6). «Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветр – их доля из чаши23, ибо Господь праведен, любит правду; лицо Его видит праведника» (Пс. 10:6, 7). «Ежели нечестивый не обращается, то Он изостряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его; кладет на него орудия смерти, стрелы Свои соделывает палящими. Се, нечестивый зачал неправду, был чреват злодейством и родил себе обман. Рыл ров и ископал его, и упал в яму, которую приготовил. Злоба его обратилась на его голову, и злодейство его пало на его темя» (Пс. 7:13–17). «Узнали Господа: Он сотворил суд; делами рук своих уловлен нечестивый» (Пс. 9:17). «Славлю Господа за правду Его и пою имени Господа Всевышнего» (Пс. 7:18). Ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой (Пс. 5:5). «Бог – Судия праведный. Господь судит народы» (Пс. 7:12, 9). "С небес смотрит Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседит Он, взирает на всех живущих на земле. Он сотворил все сердца их, Он и вникает во все дела их» (Пс. 32:13–15). «Создавший ухо ужели не слышит, и устроивший глаз ужели не смотрит? (Пс. 93:9). «Господи, Сердцеведец всех!» (Деян. 1:24).

«Если осуждает нас сердце наше, кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все» (1Ин. 3:20). «Господи! Ты проникаешь меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сяду и когда я встану; Ты предусматриваешь мысль мою издали; в пути моем и в отдохновении Ты окружаешь меня; все стези мои Тебе известны. Еще нет слова на языке моем, но се, Ты, Господи, уже знаешь все. Сзади и спереди Ты заключил меня и наложил на меня длань Твою. Чудно для меня ведение Твое, – высоко, не постигаю его" (Пс. 138:1–6). «Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже! и тайное наше пред светом лица Твоего» (Пс. 7:10, 89:8).

«Единожды сказал Бог, и не раз я слышал, что крепость у Бога. И у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его!» (Пс. 61:12, 13). «Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Горе и беда всякой душе человека, делающего злое, во-первых, иудея, потом и язычника! Напротив того, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, потом и язычнику24! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:7–11).

«Но Ты, Господи, Боже милостивый и благосердый, долготерпеливый и богатый благостию и истиною, Ты внемлешь молитве, к Тебе приходит всякая плоть. Беззакония подавляют меня, Ты очистишь преступления наши» (Пс. 85:15, 64:3, 4).

«Благость и правосудие – основание престола Твоего, милость и истина идут пред лицем Твоим» (Пс. 88:15). «Вспомнят и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред лицем Его все племена язычников, ибо Господу принадлежит царство; Он – Владыка народов» (Пс. 21:28, 29). «Все народы, которые Ты сотворил, придут и поклонятся пред лицем Твоим, Господи, и прославят имя Твое. Ибо Ты велик и творишь чудеса; Ты – един Бог!» (Пс. 85:9, 10). «Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих, и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня» (Пс. 137:4, 5). «Дело Его – слава и красота, и правда Его пребывает вечно. Дела рук Его – истина и правосудие; верны все заповеди Его, тверды на веки и веки, основаны на истине и правде» (Пс. 110:3, 7–8).

Господь глаголет:

«Мною клянусь: правда исходит из уст Моих, неизменное слово, что всякое колено предо Мною преклонится и всякий язык поклянется Мне» (Ис. 45:23). «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). Намерение Господа твердо вовек, мысли сердца Его – из рода в род (Пс. 32:11). "Бог истины, и нет неправды в Нем» (Втор. 32:4). Нет ничего невозможного для Бога (Лк. 1:37). «Слово Господне верно» (Пс. 32:4). «Господь, Бог вечный, ...не утомляется и не изнемогает, но невозможно исследовать разум Его" (Ис. 40:28).

Господь глаголет:

«Возвысьте очи ваши к небесам и посмотрите на землю вниз: небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и живущие на ней умрут, как мошка, но спасение Мое пребудет вечным и благость Моя непобедима» (Ис. 51:6). «Ибо мысли ваши совсем не то, что мысли Мои, и пути Мои не то, что ваши пути, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших. Ибо как дождь и снег сходит с неба и туда не возвращается, но поит землю и делает ее способною рождать и произращать, и дает семя сеющему и хлеб тому, кто ест; таково и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне праздно, но сделает, чего Я восхотел, и совершит, для чего Я послал его» (Ис. 55:8, 9–11).

«Господи! Ты нам прибежище из рода в род. Когда еще не родились горы и не устроена была земля и вселенная, и от века и до века Ты – Бог. Древле Ты поставил землю, и небеса – дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь, и все они обветшают, как риза, как одежду Ты переменишь их, и изменятся. Но Ты – Тот же, и лета Твои не истощатся» (Пс. 89:2–3, 101:26–28). «У Господа один день как тысяча лет и тысяча лет как один день» (2Пет. 3:8). «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся Тебе, поскольку суды Твои открылись» (Откр. 15:3, 4). «Велик Господь и достославен, и величие Его непостижимо» (Пс. 144:3). "Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но они не говорят; есть у них глаза, но они не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят и не издают голоса гортанью своею. Все боги народов – ничто, а Господь небеса сотворил» (Пс. 113:12–15, 95:5).

Апостолы Павел и Варнава говорили язычникам:

"Братия! и мы человеки, подобные вам; мы проповедуем, чтобы вы от сих ложных обратились к Живому Богу, Который сотворил небо и землю, море и все, что есть в них, Который в прошедшие времена попустил всем народам ходить своими путями; хотя, впрочем, никогда не преставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, посылая нам с неба дожди и времена плодотворные, подавая нам пишу и исполняя сердца наши веселием.» (Деян. 14:15–17). «И кому вы уподобите Бога, и какой образ представите, сходный с Ним?» (Ис. 40:18).

Господь глаголет:

«Кто предварил Меня, чтобы Я воздавать обязан был? Под всем небом все Мое» (Иов. 41:3). «Кто как Господь Бог наш, Который восседает на высоте и преклоняется, чтобы видеть то, что на небесах и на земле?» (Пс. 112:5–6). «Велик Господь наш, и велика крепость Его, и разум Его неизмерим» (Пс. 146:5). "Кто изъяснит могущество Господа? Кто изобразит всю славу Его?» (Пс. 105:2). «Какая бездна богатства, и премудрости, и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь.» (Рим. 11:33, 36).

"Утихните и познайте, что Я – Бог» (Пс. 45:11).

«Бог есть свет, и нет в Нем ни малейшей тьмы" (1Ин. 1:5). «Свят, Свят, Свят Господь Бог воинств! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3)25. "Словом Господним сотворены небеса и Духом уст Его – все воинство их. Ибо Он сказал – и сделалось; Он повелел – и явилось» (Пс. 32:6, 9). «И сказал Бог: да будет свет, – и стал свет. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию26 сотворил его, мужа и жену сотворил их... И Бог благословил их, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею. И увидел Бог все, что Он ни создал, и вот весьма хорошо» (Быт. 1:3, 26, 27, 28, 31).

«Невидимое Его, Его вечная сила и Божество, от самого сотворения мира видимы чрез рассматривание тварей» (Рим. 1:20). «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню переливает слово, и ночь ночи открывает познание. Нет языка и нет наречия, на котором бы не был слышан голос их. Звук их проходит по всей земле, и слова их до предела вселенной. Солнцу поставил Он в них жилище. И оно выходит, как жених из брачного чертога своего, как исполин, веселясь, пробегает путь. На краю неба восход его, и шествие его до краев его, и никто не сокрыт от теплоты его. Закон Господень совершен, отрада для души; свидетельство Господне верно, умудряет простого. Повеления Господни праведны, веселят сердце; заповедь Господня светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истинны, праведны все совокупно. Они вожделеннее золота и множества дорогих камней, слаще меда, текущего из сота. И раб Твой просветился ими; велика награда за соблюдение их» (Пс. 18:2–12). «Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим, делами рук Твоих я восхищаюсь. Коль велики дела Твои, Господи! Весьма глубоки помышления Твои. Человек несмысленный не знает и невежда не разумеет сего» (Пс. 91:5–7). «Господи, Господь наш! как величественно имя Твое по всей земле! Ты вознес величие Твое превыше небес. Когда взираю на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и что есть сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8:2, 4–5). «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя верно знает сие. Ни одна кость не сокрылась от Тебя, хотя я устроен втайне, соткан в глубине земли. Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге все то написано и дни начертаны, когда еще ни одного из них не было. Как непостижимы для меня помышления Твои, Боже! Как необъятно число их! Стану ли исчислять их, они многочисленны паче песка» (Пс. 138:14–18).

«Благослови, душа моя, Господа! Господи Боже мой, Ты дивно велик, Ты облечен величием и благолепием; Ты облекся светом как ризою, простер небеса как шатер, водами покрыл Свои горницы, облака соделал Своею колесницею, шествуешь на крылиях ветра. Ты творишь ангелов Своих духами, служителей Своих – пылающим огнем» (Пс. 103:1–4). «Дивно Ты ответствуешь нам по правде Твоей, Боже Спаситель наш, надежда всех пределов земли и народов, отдаленных морем, поставивший силою Своею горы, препоясанный могуществом, утишающий шум морей, шум волн их и мятеж народов! Благоговеют пред чудесами Твоими живущие на пределах земли ; все, появляющееся утром и вечером, Ты возбуждаешь славить Тебя. Взираешь на землю и орошаешь ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб для них, ибо Ты так устроил оную; напояешь борозды ее, равняешь глыбы ее, дождевыми каплями размягчаешь ее, благословляешь ее произращать; Ты увенчиваешь год, Тобою облаготворенный; следы Твои умащены туком; тучнеют пустынные пажити27, и холмы радостию препоясываются; луга покрываются стадами, и поля одеваются пшеницею, торжествуют и поют" (Пс. 64:6–14). «Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! Правда Твоя как горы Божии, суды Твои – бездна великая! Человеков и скот хранишь Ты, Господи!» (Пс. 35:6, 7). «Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты давал им пишу их в свое время. Даешь им – приемлют, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом; сокроешь лице Твое – смущаются; возьмешь от них дух – умирают и в прах свой возвращаются; пошлешь Дух Твой – созидаются, и обновляешь лицо земли» (Пс. 103:27–30). «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна богатства Твоего» (Пс. 103:24). «Твой день и ночь Твоя: Ты поставил светила и солнце, Ты утвердил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил» (Пс. 73:16–17). «Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих. Он взглянет на землю – и она трепещет; коснется гор – и дымятся« (Пс. 103:31, 32). »Посылает глагол Свой на землю; быстро течет слово Его. Дает снег как волну; сыплет иней как пепел. Бросает лед Свой кусками – пред мразом Его кто устоит! Пошлет слово Свое – и все растает; дхнет духом Своим – и потекут воды» (Пс. 147:4–7). «Он превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу, плодородную землю – в соленую степь за нечестие живущих на ней. Он превращает пустыню в озера вод и сухую землю – в источники вод и поселяет там алчущих. Они созидают город для обитания; засевают поля, насаждают виноградники и получают плоды и произрастения» (Пс. 106:33–37). «Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю» (Пс. 147:8). «Незабвенными соделал Он чудеса Свои; благ и милосерд Господь. Избавление послал Он народу Своему; поставил навеки завет Свой. Свято и достопоклоняемо имя Его!" (Пс. 110:4, 9). «Господь – Царь навеки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.» (Пс. 9:37). «Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные.» (Пс. 110:2). «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах.» (Пс. 134:6).

«Благословите Господа, все ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его» (Пс. 102:20). «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые должны наследовать спасение?» (Евр. 1:14). «Бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10). «Ангелы Господа ополчаются вокруг боящихся Его и избавляют их" (Пс. 33:8).

Иисус Христос говорит о детях:

«Берегитесь презирать кого-либо из малых сих, ибо сказываю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10). «Не два ли воробья продаются за один ассарий28? и ни один из них не упадет на землю без воли Отца вашего. А у вас и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:29, 30). «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4). «Придите, поклонимся, падем, преклоним колена пред лицем Господа, Творца нашего. Ибо Он – Бог наш, а мы – народ паствы Его и овцы руки Его» (Пс. 94:6, 7). «Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:11). «Благословите Господа, все творения Его, во всех местах владычества Его! Благослови, душа моя, Господа!» (Пс. 102:22). «Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия!» (Пс. 150:6). «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и будет» (Откр. 4:8). «Царю веков Нетленному, Невидимому, Единому Премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.» (1Тим. 1:17).

Стих II29

«Одним человеком грех вошел в мир30 и грехом смерть; и таким образом смерть перешла во всех человеков, потому что все согрешили» (Рим. 5:12). «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него» (1Ин. 4:9).

«Бог сотворил человека для нетления и... образом собственного свойства создал его. Но завистию диавола смерть вошла в мир» (Прем. 2:23–24). «Змей хитростию своею обольстил Еву» (2Кор. 11:3). «Древний змий, который называется диавол и сатана, обольститель всей вселенной» (Откр. 12:9). «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо истины нет в нем; когда он говорит ложь, тогда говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). «Творящий грех есть от диавола, ибо сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин. 3:8).

«Надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, посвятил в вождя спасения их посредством страданий. Ибо и освящающий, и освящаемые все – от Единого. По сей причине Он не стыдится называть их братьями, говоря: проповедаю имя Твое братиям Моим, посреди Церкви воспою Тебя. И еще: я буду уповать на Него. И еще: се Я и дети, которых дал Мне Бог. поскольку же все вообще дети имеют плоть и кровь, то и Он также восприял оные, дабы Ему по благодати Божией вкусить смерть за всех, дабы смертию сокрушить имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:10, 11–14).

«Послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя Деве: Мария. Ангел, вошедши к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты в женах. Она же, увидя его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие? Ангел сказал Ей: не бойся, Мария! ибо Ты обрела благодать у Бога. И се, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус31. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и воцарится над домом Иаковлевым вовеки, и царству Его не будет конца. Мария же сказала ангелу: как будет сие, когда Я не знаю мужа? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, почему и Рождаемое будет свято и наречется: Сын Божий. И се Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц32. Ибо нет ничего невозможного для Бога. Мария же сказала: се Раба Господня, да будет Мне по слову твоему. И ангел отошел от Нее» (Лк. 1:26–38). «Бог, многократно и многообразно глаголавший древле отцам посредством пророков, в последние дни сии глаголал нам посредством Сына, Который есть образ Бога невидимого, рожден прежде всякой твари33, ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли – все Им и для Него создано. Он есть прежде всего, и все Им стоит. Он есть глава телу Церкви, Царь над царями и Господь над господами» (Евр. 1:1–2; Кол. 1:15–18; Откр. 19:16). «Имя Ему: Слово Божие» (Откр. 19:13).

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог было Слово. Оно было в начале у Бога. Все Им получило бытие, и без Него не получило бытия ничто, что ни получило бытие34. В Нем была жизнь, и жизнь была свет35 человеков. И свет во тьме светит, но тьма не объяла36 его. И Слово стало плотию37 и обитало с нами38, полное благодати и истины39; и мы видели славу Его40, славу как Единородного от Отца. И от полноты Его все мы получили, и благодать на благодать. Ибо закон41 дан чрез Моисея; а благодать42 и истина43 произошла чрез Иисуса Христа. Бога не видал никто никогда: Единородный Сын, сущий в недре Отчем44, Он явил" (Ин. 1:1–5, 14, 16–18). «Сей, будучи сияние славы и образ существа Его, держащий все сильным словом Своим, очистив Собою грехи наши, воссел одесную престола величия на небесах. Он столько превосходнее ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя45? И еще: Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном46? Об ангелах сказано: Ты творишь ангелов Своих как ветры, служителей Своих как пылающий огнь47. О Сыне же: Престол Твой, Боже, из века в век; жезл царствия Твоего есть жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, для сего Бог Твой, Боже, помазал Тебя елеем радости преимущественно пред соучастниками Твоими48 (Евр. 1:3–5, 7–9). «Был человек, посланный от Бога, именем Иоанн49. Сей пришел для свидетельства, чтобы засвидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Не сам он был свет, но был послан, чтобы засвидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Был в мире, и мир Им получил бытие, но мир Его не познал. Пришел к своим, но свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть соделоваться чадами Божиими, которые не от крови50, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились51" (Ин. 1:6–13). «Пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. Когда же Иисус, крестившись, вышел из воды и молился, – се, отверзлись Ему небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, Который сходил как голубь и ниспускался на Него» (Мк. 1:9; Мф. 3:16; Лк. 3:21). «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Коем все Мое благоволение» (Мф. 3:17). «И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с небеси, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. Се Агнец Божий52, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1:32–34, 29). «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем53. Лопата54 в руке Его; и Он вывеет хлеб на гумне Своем55 и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3:11, 12). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36).

«Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему; и воздвиг рог спасения56 нам в дому Давида, раба Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих... Посетил нас Восток свыше57 осиять сидящих во тьме и тени смертной58, направить ноги наши на путь мира» (Лк. 1:68–70, 78–79).

Апостолы Христовы Иоанн и Петр свидетельствуют:

«И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителя миру.« (1Ин. 4:14).»Ибо мы возвещали вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв самовидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы пришел к Нему таковой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором все Мое благоволение. И сей глас.., с небеси сшедший, мы слышали, будучи с Ним на Святой горе.» (2Пет. 1:16–18). «О том, что было от начала59, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и осязали своими руками, то есть о Слове жизни. Ибо жизнь60 явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам; о том, что мы видели и слышали, проповедуем вам, дабы и вы общение имели с нами; а наше общение – со Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом.» (1Ин. 1:1–3).

"Сие глаголет Сын Божий: Я есмь Альфа и Омега61, начало и конец» (Откр. 2:18, 22:13). «Я есмь Первый и Последний, и живущий; и был мертв, и се, живу во веки веков, аминь62; и имею ключи ада и смерти63." (Откр. 1:17, 18). «Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.» (Откр. 2:23). «Я исшел от Отца и пришел в мир; Я от Бога исшел и пришел» (Ин. 16:28, 8:42). «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небеси Сын Человеческий, сущий на небеси64." (Ин. 3:13). «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.» (Ин. 12:46). «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын открыть восхощет» (Мф. 11:27). «Никто не может прийти ко Мне, если его не привлечет Отец65, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:44). «Я есмь путь и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего... Видевший Меня видел Отца... Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.» (Ин. 14:6–7, 9–10). «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне, а если сего не довольно, верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше тех сотворит66, потому что Я к Отцу Моему иду67, и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы Его знаете, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.» (Ин. 14:11, 12, 16, 17). «Ежели Я и Сам о Себе свидетельствую, то и тогда свидетельство Мое истинно, ибо Я знаю, откуда пришел и куда иду» (Ин. 8:14). «Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.» (Ин. 5:32). «Я Сам свидетельствую о Себе; и пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне.» (Ин. 8:18, 5:37). «Отец Мой доныне делает, и Я делаю... Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего, ибо что творит Он, то и Сын творит также; ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам, и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь; ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет; ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть и суд производить, потому что Он есть Сын Человеческий68, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:17, 19–21, 26, 27, 23). «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, то Он засвидетельствует обо Мне"69 (Ин. 15:26). «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.» (Ин. 14:20). «В тот день будете просить во имя Мое70: и о чем ни попросите во имя Мое, все то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. 16:26, 14:13). «Истинно также говорю вам: ежели двое из вас на земле согласятся просить о чем-либо, все то будет дано им от Отца Моего Небесного, ибо где соберутся двое или трое во имя Мое, там и Я посреди их» (Мф. 18:19–20).

«Я есмь Пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Овцы Мои слушают гласа Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, есть больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец – одно.» (Ин. 10:11, 17–18, 27–30).

«Иисус спрашивал учеников Своих, говоря: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: некоторые за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за которого-нибудь из пророков. Иисус говорит им: а вы за кого Меня почитаете? Симон же Петр, ответствуя, сказал: Ты – Христос Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин! потому что не плоть и кровь71 открыли тебе то, но Отец Мой, Сущий на небесах72. Скажу и Я тебе: ты – Петр, и на сем камне73 Я создам Церковь Мою, и врата74 адовы не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, а что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах75." (Мф. 16:13–19).

«Когда же собрались фарисеи, то спросил их Иисус, говоря: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, Господом называет Его, когда говорит: Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих76? Итак, если Давид называет Его Господом, то как же Он сын его?» (Мф. 22:41–45). «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался77. На сие сказали Ему иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет и Тебе ли видеть Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели Авраам родился, Я был» (Ин. 8:56–58).

«Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: ...и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.» (Ин. 17:1, 5).

«Первосвященник, став посреди, вопросил Иисуса, говоря: что же Ты не отвечаешь ничего? Слышишь ли, что они на Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего. Первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус сказал: Я, и вы узрите Сына Человеческого, седящего одесную силы Божией и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохуление; как вам кажется? Они все признали Его достойным смерти." (Мк. 14:60–61; Мф. 26:63; Мк. 14:62–64).

Господь Иисус Христос по воскресении явился ученикам Своим и сказал им:

«Мир вам; как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав сие, дунул и говорит им: примите Дух Святой. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.» (Ин. 20:21–23).

Еще говорит Иисус Христос ученикам Своим:

«Дана Мне всякая власть на небеси и на земли. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.» (Мф. 28:18–20).

Иисус Христос глаголет также:

"Слыши, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею – вот первая заповедь. Вторая подобная заповедь есть сия: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной заповеди, большей сих, нет.» (Мк. 12:29–31).

Апостол Павел проповедует:

«Итак, ...нет иного Бога, кроме Единого. У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.» (1Кор. 8:4, 6). «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех.» (1Тим. 2:5–6). «Ибо если преступлением одного многие подверглись смерти, то кольми паче благодать Божия и дар благодатию одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих.» (Рим. 5:15). «Столп и утверждение истины и, беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе78, показал Себя ангелам79, проповедан в народах, принят с верою в мире, вознесся во славе.» (1Тим. 3:15, 16).

«Сей есть Иисус Христос, открывшийся водою80 и кровию81; не водою только, но водою и кровию82; а также и Дух83 о [Нем] свидетельствует, потому что Дух есть истина, ибо три свидетеля на небеси: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть одно. И три же свидетеля на земле: дух84, вода и кровь; и сии три показывают одно. Это есть свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство же сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.» (1Ин. 5:6–9, 11).

«Воины, пришедши к Иисусу, как увидели, что Он уже умер, то у Него не перебили голеней, а один из воинов пронзил Его копием в бок, и вдруг потекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы и вы поверили.» (Ин. 19:33–35). «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем во Истинном, то есть в Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.» (1Ин. 5:20). «Бог над всем благословенный во веки. Аминь.» (Рим. 9:5). «Дети! храните себя от идолов.» (1Ин. 5:21). «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, а ныне уже много антихристов, то мы и примечаем из того, что последнее время. Кто лжец, если не тот, кто не признает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, не признающий Отца и Сына. Всякий отвергающий Сына, не имеет и Отца, а признающий Сына имеет и Отца.» (1Ин. 2:18, 22–23). «Всякий преступающий учение Христово и не пребывающий в нем не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца, и Сына.» (2Ин. 1:9).

«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Дух Божий и дух заблуждения узнавайте так: всякий дух, который признает Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не признает Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это есть дух антихристов, о котором вы слышали, что он придет, и который теперь уже в мире. Дети! вы от Бога и победили их, ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире85" (1Ин. 4:1–4).

«Никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Все сие производит один и тот же Дух, раздавая в особенности каждому, как Ему угодно» (1Кор. 12:3, 4–6, 11).

«Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор. 3:16).

«Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом» (1Ин. 5:10).

«Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1Ин. 4:15). «Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатал нас, и положил залог Духа в сердца наши» (2Кор. 1:21–22). «Вы имеете помазание86 от Святого и знаете все... Самое сие помазание как учит вас всему, так и есть истинно и не есть ложь; и чему оно научило вас, в том пребывайте. Итак, дети, пребывайте в Нем, дабы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его», «которое в свое время откроет блаженный и единый могущественный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие87, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может88. Ему честь и держава вечная! Аминь.» (1Ин. 2:20, 27, 28; 1Тим. 6:15, 16).

* * *

*

Публикация подготовлена издательством Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского, г. Новосибирск.

2

От общения с Богом и со святыми Его (Деян. 2:39; Еф. 2:11, 12, 17, 18). Здесь и далее собственноручные примечания архимандрита Макария Глухарева. Прим. ред.

3

Здесь и далее все выделения курсивом слов и словосочетаний в тексте «Алфавита Библии» соответствуют подчеркнутым в рукописи. Прим. ред.

5

В рукописи – „Петр“. Рукою рецензента рукописи епископа Афанасия (Дроздова) сверху исправлено на „Павел“. Прим. ред.

7

С человеком каким-нибудь (Мф. 16:17).

17

Присутствие вездесущего Бога не ограничивается стенами храмов, но см.: Мф. 18:19, 20; Быт. 28:16, 17.

18

И Отец духов (Евр. 12:9).

20

Добрые ангелы и человеки благостию Божиею добры.

21

Тук (церковносл.) – жир; лучшая часть чего-либо; в переносн. знач. – символ изобилия. Прим. ред.

22

В рукописи – Иегова. «Иегова» – искусственная форма прочтения священного Божественного имени, открытого Моисею (Исх. 3:13–15; 6:2–3) и представленного в еврейском тексте Священного Писания четырьмя буквами יאנרא (священная тетраграмма). На славянский язык переводится «Сый». В масоретском тексте (X в. от РХ.) священная тетраграмма вокализуется гласными от имени יאנרא (или лат. YHWH), что при прочтении и дает форму «Иегова» (иная традиция чтения – «Ях(г)ве»). Со времен Реформации данная форма постепенно нашла свое место в европейских переводах, которые делались с еврейского текста Священного Писания. Но еще в дохристианскую эпоху из благочестивых побуждений охранения этой величайшей святыни священное Божественное имя при чтении чаще всего заменялось формой «Господь». Данная практика замены, характерная для всех древних переводов Священного Писания (Септуагинта – Κύριος; Вульгата – Dominus), была свойственна и традиции славянского перевода. В «Алфавите Библии» при прочтении священного Божественного имени архимандрит Макарий следует еще старой традиции, поскольку к тому времени (первая половина XIX в.) вопрос о правильном озвучивании Божественного имени в библеистике еще не нашел своего окончательного решения. Лишь к концу XIX в. библейская наука окончательно убеждается в искусственности первоначальной реконструкции озвучивания Божественного имени «Иегова». Прим. ред.

25

Проявление таинства Святой Троицы в Ветхом Завете.

27

Пастбища. Прим. ред.

28

Мелкая монета. Прим. ред.

29

Сбой нумерации стихов в рукописи. Прим. ред.

31

Спаситель (Мф. 1:21).

41

Гремящий проклятием (Гал. 3:10) и имеющий тень будущих благ (Евр. 10:1).

42

Милующая и прощающая (Мф. 9:2, 6; Деян. 2:37, 38).

43

Исполняющая все прообразования (Кол. 2:16, 17).

52

Истинная жертва за грехи мира и наша Пасха (Ис. 53:7; 1Кор. 5:7).

55

Церковь(Иер. 15:7).

56

Пс. 17:3. Рог есть образ могущества (Пс. 131:17).

58

В грехе, слепоте, бедности. Без просвещения нет спасения (Деян. 13:46, 47, 26:18).

61

Буквы в греческом алфавите – первая и последняя. Символ вечности Божией (Ис. 44:6).

63

И один Я могу избавлять от них.

64

Со Отцом и Святым Духом, вся наполняяй Неописанный (Ин. 1:51, 5:17, 19, 10:30, 38, 14:9–11), даже в состоянии уничижения.

65

Путями провидения и действиями любви Своей (Ин. 6:39, 65, 68), как отец чадолюбивый приводит дитя свое ко врачу или учителю. Но сия предваряющая благодать, привлекая, не принуждает (Лк. 15:17–19).

68

И Своим уничижением заслужил сей сан (Дан. 7:13, 14; Деян. 17:31).

71

Не человек, не разум человеческий (1Кор. 1:26; Гал. 1:16).

74

Силы.

77

Флп. 1или Откр. 1:10; Лк. 2или Евр. 11:13; Быт. 22сл. Евр. 11:19.

84

Пророк, Креститель, Апостол (Ин. 19:35, 1:33, 34; 1Пет. 1:10, 11; Деян. 10:43; 2Пет. 1:21).

87

В Самом Себе (Ин. 5:26).

88

Существо Божие выше всякого познания не только человеков, но и ангелов. См.: «Христианский Катихизис Восточной Церкви» (СПб., 1839, с. 25).

Комментарии для сайта Cackle